Каким будет новый закон о местных выборах. Эксклюзив

Каким будет новый закон о местных выборах. Эксклюзив

«Главкому» рассказали о всех тонкостях закона о местных выборах.

На Банковой форсируют подготовку к местным выборам. Вчера, выступая на заседании Совета регионов, Президент Виктор Янукович недвусмысленно заявил, что с вероятностью 99,9% местные выборы состоятся 31 октября 2010 года. Присутствовавший на этом заседании спикер Рады Владимир Литвин полушутя спросил у Виктора Януковича, по каким правилам будут проходить эти выборы?

Представители команды Януковича давно обещают зарегистрировать совершенно новый закон о выборах депутатов местных советов и мэров . Но текст закона все никак не появится в парламенте, и оппозиция уже жалуется на то, что поставлена перед местными выборами в неравные условия. В БЮТ сетуют на то, что регионалы, во-первых, избрали удобную для себя дату выборов, а во-вторых – держат все остальные политические силы в неведении по каком закону пройдут местные выборы. В то время как сами регионалы, располагая полной информацией о законе, уже сегодня готовятся к битве на местах.

«Главкому» удалось раздобыть самые полные сведения о том, каким будет новый закон о выборах в местные советы и выборах городских, сельских и поселковых голов. В этом нам помог источник в группе, занимающейся подготовкой документа в АП.

-- Смешанная система: все в руки партий

Прежде всего, на местные выборы действительно готовят смешанную систему: половина депутатов советов на местах (кроме сельских и поселковых) будет избираться по спискам кандидатов от местных организаций политических партий, а другая половина – по мажоритарным округам. Специально, для того, чтобы количество депутатов Рады делилось на два, в закон, по словам собеседника, внесли норму, согласно которой число депутатов должно быть четным.

Как сообщил источник «Главкома», кандидатов в мэры и депутаты, согласно новому закону, разрешается выдвигать местным организациям партий или самим кандидатам по процедуре самовыдвижения. Нигде в законе не сказано о том, что аналогичным правом выдвигать кандидатов смогут пользоваться местные блоки. А значит, информация о том, что местные выборы пройдут без участия блоков партий, подтвердилась.

Избранными мэром или депутатом в одномандатном округе будет считаться кандидат, набравший наибольшее количество голосов. Никакого второго тура для выборов мэра не предусмотрено. В местные советы пройдут по избирательным спискам те партии, которые получат поддержку более, чем 3% избирателей своей территориальной громады.

Правом предлагать кандидатуры в территориальные и участковые комиссии наделяются также исключительно местные организации партий, а не блоки. Членами комиссий смогут стать только те, кого выдвинут кандидаты-самовыдвиженцы. И партии, и самостоятельные кандидаты смогут выдвинуть в комиссии лишь по одному кандидату.

«Главкому» также стало известно, что для противодействия созданию местных блоков в проекте закона выписана норма о том, что кандидат в депутаты или мэры может быть выдвинут лишь одной местной организацией политической партии. Местные парторганизации могут ограничить в праве выдвигать своих кандидатов в мэры и в депутаты по мажоритарному округу: им разрешат выдвигать лишь по одному кандидату на эти посты.

Подтвердилась ранее озвученная СМИ информация о том, что законотворцы намерены ввести обязательный денежный залог для кандидатов в депутаты и мэры. Залог будет меняться в зависимости от уровня совета: для депутатов сельсовета сумма залога не превысит 1 минимальной зарплаты (к концу года она составит 922 грн.), а для кандидата в мэры Киева составит 20 минимальных зарплат.

Срок предвыборной кампании, если документ подготовленный в АП примут без изменений, будет ограничен 50 днями. Выборы будут проходить в последнее воскресенье шестидесятидневного срока со дня принятие решения о назначении этих выборов.

Предусмотрена законом и процедура отзыва депутатов местных советов. Территориальные громады останутся здесь безучастны: депутат, согласно законопроекту, может быть отозван лишь решением съезда политической партии, которая выдвинула его кандидатуру на выборы.

-- Что будет происходить на избирательных участках

Количество внесенных в список избирателей на каждом из участков не должно превышать 2500 чел. и не должно быть меньше 20 чел., а все участки законом разделены на мелкие, средние и большие. В зависимости от размера участка, количество членов участковой избирательной комиссии тоже может быть разным – от 8 до 20 человек.

Изменения должны коснуться не только обычных, но и специальных избирательных участков. Так, например, планируется запретить создавать отдельные участки в военных частях – военнослужащие будут голосовать на обычных участках.

Источник «Главкома» добавил, что в случае, если местные выборы совпадут с президентскими, выборами в Верховную раду или всеукраинским референдумом, для голосования будут использоваться участки, созданные для местных выборов. Возможно, это норму внесли в законопроект, планируя провести референдум о внесении изменений в Конституцию вместе с выборами в местные советы.

И окружная, и участковая комиссия новым законом наделяются правом признавать недействительными результаты голосования на отдельных участках.

В день голосования и при подсчете голосов комиссии будут принимать решения простым большинством от присутствующих на заседании. По свидетельству источника, в проекте попытались обеспечить членов участковых избирательных комиссий заработной платой – она не может быть ниже средней зарплаты по основному месту работы члена комиссии, но не должна превышать оклад мэра или главы местного сельсовета.

Вносить изменения в список избирателей можно будет не позднее, чем за два дня до выборов. Изменения в день выборов также возможны, но лишь по решению суда. Голосовать на дому избиратели смогут, если подадут к участковую комиссию соответствующее заявление. Никаких дополнительных справок для этого не потребуется.

Участковая комиссия может признать результаты голосования недействительными, если за это решение проголосует большинство членов комиссии. Основанием для этого могут стать практически весомые нарушения: вброс бюллетеней, количество которых превышает 10% от общего числа проголосовавших на участке, уничтожение урны для голосования и т.п.

-- Нормы о деятельности СМИ – самые спорные

Журналистам, закон, как и ранее, разрешат работать на избирательном участке и в помещении территориальной избирательной комиссии.

Вместе с тем, в проекте, по словам источника «Главкома», есть несколько новаций, которые серьезно поменяют правила работы газет, телеканалов и электронных медиа во время предвыборной кампании. СМИ вне зависимости от формы собственности не будут иметь право отказать в размещении рекламы одному из кандидатов, если другой кандидат уже смог прорекламировать себя через этот канал, газету или радиостанцию. Причем, медиа обязывают оказать такие услуги кандидату по той же цене, что и другим кандидатам. Также СМИ обяжут вместе с публикацией результатов опроса общественного мнения публиковать название компании, проводившей опрос, количество опрошенных, сроки опроса и его метод.

Но есть в законопроекте, и куда более спорная статья, способная вызвать шквал критики со стороны журналистов. Кандидаты в депутаты и мэры или местные представительства партий могут по новому закону получить право опротестовать обнародованную в СМИ информацию, если посчитают ее недостоверной. Кандидаты смогут направить издателям обращение с требованием опубликовать свой ответ. СМИ будут обязаны опубликовать этот ответ в том объеме, в котором была подана информация, которая, по мнению кандидата в депутаты или мэры, является недостоверной.

-- Протесты в суде

Еще один раздел законопроекта, который может ударить по медиа, касается опротестовывания событий избирательного процесса в суде. Теперь любой субъект предвыборной кампании может обратить в суд с жалобой на деятельность не только избирательной комиссии, органа государственной власти, местной организации партии, но и средства массовой информации. Причем, подать в суд можно будет не только на должностное лицо газеты, например – главного редактора, издателя, но и на журналиста.

Источник «Главкома» добавил к этому, что все иски, касательно назначения, подготовки и проведения выборов будут рассматриваться судами в соответствии с Кодексом об административном производстве. Таким образом, все бремя судебных тяжб, касающихся местных выборов ляжет на вертикаль административных судов.

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: