Экономика-2014. Социальным инициативам приснился конец

Экономика-2014. Социальным инициативам приснился конец

Даже помощь России не поможет власти перед выборами стабилизировать ситуацию в стране

Лишь в последний момент Украине удалось в 2013 году избежать экономического коллапса. Правда, заявление о таком жутком положении дел премьер Николай Азаров сделал уже после того, как Киеву удалось получить временную подушку безопасности из Москвы в размере 15 миллиардов долларов и столь же временное, по словам Владимира Путина, снижение цены на газ. Согласно новым реалиям, Кабмин и подал в парламент доработанный проект госбюджета на 2014-й год. Запланированный рост ВВП в 3 % заранее вызывает скепсис, поскольку примерно такой же параметр был заложен в бюджете 2013-го года, но, в итоге, правительству пришлось бороться с тем, чтобы не получить отрицательное значение. Новый бюджет еще не успели принять в Раде, депутаты примутся за него в середине января, но эксперты уже высказывают сомнения в его реалистичности. И даже потепление отношений с северным соседом, на которое так рассчитывает власть, они считают недостаточным для запуска заглохшего механизма украинской экономики в следующем году.

-- Стабильность гривны – единственная стабильность, оставшаяся в нашей экономике

{1-}

Андрей Новак
глава Комитета экономистов Украины:

В бюджете на этот год заложен дефицит в 60 миллиардов гривен, а для сравнения в 2013 году его сумма составляла 35 миллиардов. Причем практически удвоение бюджетного дефицита – лишь явная часть, потому что можно прогнозировать еще и скрытый дефицит через неисполнение некоторых статей доходов. В частности, заложена очень большая статья доходов от приватизации – 17 с лишним миллиардов гривен, а практика последних лет показывает, что такие надежды не сбывались.

Плюс очень интересная и сомнительная статья, по которой Нацбанк должен перечислить правительству 26 миллиардов гривен. Это может означать запуск печатного станка, при котором будет нереален планируемый низкий показатель инфляции в 4%. По базовым параметрам видно, что бюджет писался на скорую руку, и многие фундаментальные параметры невозможно выполнить одновременно. То есть правительство само не может спрогнозировать долговую политику, потому что та же цена на газ будет пересматриваться ежеквартально. В таких условиях невозможно спрогнозировать ни бюджет, ни развитие экономической ситуации – слишком уж мы зависим от цены на российские энергоресурсы и внешних финансовых вливаний, которые должны обеспечить не только покрытие дефицита бюджета, но и пополнение золотовалютных резервов НБУ. Если серьезных внешних валютных вливаний не будет, то будет опасность не только невыполнения бюджета, но и более глубокой девальвации гривны. В проекте бюджета прогнозируется курс на 2014-год в пределах 8.5 гривен за доллар, но это возможно только в том случае, если соглашения, подписанные с Российской Федерацией, будут исполняться на 100 %.

Не стоит забывать и о политическом факторе, поскольку впереди президентские выборы, и это будет влиять и на валютный рынок и на бюджетную политику, особенно в конце года, когда власть будет единоразово повышать социальные платежи. Это будет дополнительной нагрузкой на бюджет, а это означает, что статьи развития, как и в нынешнем году, исполняться или вообще не будут или не в полном объеме.

Вообще же в бюджете заложены очень низкие социальные стандарты – за весь год прожиточный минимум должен вырасти на 80 гривен, а это базовый социальный показатель, от которого зависят другие социальные платежи. Минимальная зарплата за весь год вырастет всего на 83 гривны, а минимальная пенсия – на 65. Фактически это повышение соцстандартов будет соответствовать реальной инфляции, то есть реальный уровень доходов населения как минимум не будет повышаться. Курс гривны власти придется держать, потому что если при угрожающей социально-экономической ситуации еще и его обвалить, это может вызвать повторную социальную волну протестов, что может быть небезопасно для власти. Стабильность гривны – единственная стабильность, которая осталась в нашей экономической системе. И занимать деньги будут, в основном, чтобы держать курс.

-- Российские деньги не поступят в том объеме, в котором обещаны

{2-}

Владимир Лановой
президент Центра рыночных реформ

В следующем году ничего не будет меняться, тенденции сохранятся – нехватка финансовых средств для промышленности и других секторов будет оставаться очень острой. Российские деньги не поступят в том объеме, в котором обещаны, – Путин не знает даже собственного законодательства, по которому невозможно разместить 15 миллиардов в украинских ценных бумагах. Они внесли изменения, что можно только 10%, но их Фонд, из которого они кредитуют Украину, на глазах сдувается – четыре года назад в нем было 170 миллиардов, а сейчас уже 88 миллиардов. Говорят, что деньги Украине будут поступать из каких-то других источников, но нам нужна конкретная иностранная твердая валюта для расчетов с долгами. Поэтому я сомневаюсь, что спрос на валюту в течение всего будущего года будет удовлетворен. То есть возможны срывы курса и связанных с этим процессов.

Зарплаты и пенсии практически заморожены, денег у предприятий нет, а количество убыточных предприятий резко выросло за последние два года. Растет только бюджетный дефицит, который еще должен быть профинансирован. Первые деньги, которые пришли, правительство отправило на выплату долгов по зарплате и разных социальных платежей текущего характера. То есть то, что уже было запланировано ранее, они профинансировали за счет увеличения долга на 19 миллиардов гривен. Я не верю в реальность запланированных масштабов бюджета – не будет таких доходов и дефицит будет больше. Новых ресурсов для увеличения социальных платежей и зарплат организациям, финансируемым из бюджета, экономика не дает.

-- Первые 3 млрд. долларов как пришли в Украину, так достаточно быстро и уйдут

{3-}

Василий Юрчишин
директор экономических программ Центра Разумкова:

Перспективы экономики на 2014-й год весьма неблагоприятные, несмотря на то, что Украина получила некоторые ресурсы и возможности для улучшения экономического положения в конце года. Не сформирован базис экономического роста и развития – хочу напомнить, что за последние два года экономика не росла. По сути, нет инвестиций – доля их в структуре ВВП составляет 16–18 %. Точно так же остается сомнительным вопрос с платежным балансом и внешним долгом – есть огромный торговый дефицит и большие внешние долги, которые надо обслуживать. Ресурсы, которые поступят из России, краткосрочны по своей сути, и условия их получения, как и цена газа, могут подвергаться изменениям. Московские соглашения по-прежнему остаются закрытыми. К тому же, пришедшие ресурсы пойдут в лучшем случае на закрытие текущих долговых позиций, в том числе, России. По сути, первые три миллиарда долларов как пришли в Украину, так достаточно быстро и уйдут. И состояние макропоказателей на начало 2014-го года будет не намного лучше, если вообще лучше, в сравнении с ноябрем и кризисными процессами, связанными с неподписанием Ассоциации с ЕС.

Рост экономики в 2014-м году может быть связан с двумя факторами. Первый – крайне низкая базы сравнения, когда даже легкое трепыхание покажет какой-то рост, и следующий – во втором полугодии, перед президентскими выборами, правительство наверняка будет делать массовые выплаты в пользу социальных сфер и заработных плат. Собственно, повышения минимальных стандартов запланированы на 1 июля и 1 октября. Это даст легкую подпитку, и 1,5% роста в следующем году, наверно, будут соответствовать той ситуации, в которой находится Украина.

С новой ценой на газ у нас не появится положительный баланс, потому что в этом году тоже говорили, что торговый баланс существенно улучшится за счет снижения закупок газа. Его действительно стали закупать меньше, но также уменьшился экспорт, и счет текущих операций находится примерно на уровне 2012-го года. В наступающем году за счет снижения цены на газ, возможно, что-то будет происходить с ценообразованием, но пока что не видно стремительного увеличения спроса на нашу металлургическую и химическую продукцию. К тому же, прозвучало заявление, что мы теперь будем закупать большие объемы газа на радостях от снижения цены, поэтому у меня есть большие сомнения, что существенно улучшится внешнеторговое сальдо.

-- Программа экономических реформ Президента так и останется невыполненной

{4-}

Ильдар Газизуллин
эксперт Института публичной политики

Рост экономики в 2014-м году будет близким к нулю, что отвечает динамике 2013-го года. Вообще по главным макропоказателям эти годы будут очень близки. Может быть, некоторое улучшение стоит ожидать во внешнеторговой динамике, но, с другой стороны, скорее всего, будет более слабое потребление, которое не изменит кардинально некоторое повышение соцстандартов. Из-за того, что ситуация в экономике остается сложной, темпы роста потребления будут меньше, чем в прошедшем году. Инвестиционный спрос тоже остается слабым, и сложно ожидать позитивных изменений.

То, что правительство решило сотрудничать с Россией, а не с МВФ, говорит о том, что оно не планирует проводить решительных структурных реформ. И, скорее всего, программа экономических реформ Президента так и останется невыполненной, что будет определять негативный бизнес-климат.

Рост зарплат, скорее всего, замедлится, поскольку мы не ожидаем роста промышленности и ожидаем падение в сельском хозяйстве, нулевой рост в строительстве. А поскольку продуктивность не растет, то и уровень зарплат не должен существенно расти. Инфляция, может, будет чуть больше – 3–5 %, но тоже останется низкой. Курс будут держать до выборов, и, если и будут колебания, то в пределах 8.4–8.6. Политический кризис – это, конечно, негатив для экономики, но если он не будет перерастать в какие-то масштабные формы протеста, вероятно, хуже уже быть не должно.

-- Начало президентской кампании будет иметь негативный эффект для экономики

{5-}

Анатолий Баронин
директор Аналитической группы Da Vinci AG

Думаю, что 2014 год в экономическом плане окажется тяжелее прошедшего. Тем не менее, полагаю, что Украине удастся избежать критических сценариев. Ведущими негативными факторами в следующем году будут несбалансированный бюджет, умеренно высокая долговая нагрузка, сохранение неблагоприятной ситуации на внешних рынках. Негативный эффект для экономики будет иметь также начало президентской кампании и связанные с этим высокие социальные отчисления, которые в условиях несбалансированного бюджета будут обеспечиваться за счет усиленного давления на бизнес.

Несмотря на то, что торговые конфликты с Российской Федерацией, очевидно, будут заморожены, увеличения объемов двустороннего товарооборота ожидать не следует. Вместе с тем, не исключено сокращение объемов торговли с ЕС и продолжение оттока иностранного капитала из Украины.

Поскольку экономика продолжит испытывать на себе давление под влиянием внутренних и внешних факторов, темпы инфляции останутся умеренными. Ускорение может произойти исключительно под влиянием низкого уровня урожая или девальвации национальной валюты. Однако эти сценарии будут актуальны, лишь начиная со второго полугодия.

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: