Николай Катеринчук: Регионалам – лишь бы подешевле

Николай Катеринчук: Регионалам – лишь бы подешевле

Лидер Европейской партии Украины – о коалиционных переговорах и возможности роспуска Рады.

Депутат от НУНС и лидер Европейской партии Украины Николай Катеринчук в 2004 году был одним из юристов, отстаивавших в Верховном суде интересы Виктора Ющенко. В 2008-м имидж Катеринчука как прозападного грамотного адвоката существенно испортила исключительно «византийская» история с выборами в Киевсовет – тогда трое депутатов его блока немедленно переметнулись в лагерь Леонида Черновецкого. «У меня даже были мысли уходить из политики… Надеюсь, избиратели оценили искренность моих извинений», – говорит Катеринчук. После этого с ним как ни с кем другим хочется говорить о цинизме украинской политики.

В интервью «Главкому», состоявшемся еще накануне всех событий в Высшем административном суде, Николай Катеринчук рассказал о том, что Юлия Тимошенко не хочет быть премьер-министром, посоветовал Виктору Януковичу серьезно подумать о премьере из «Нашей Украины», а также спрогнозировал высокую вероятность роспуска Верховной Рады.

-- Определенная часть Евросоюза махнула рукой на Украину

Николай Дмитриевич, в интервью журналу «Корреспондент» в ноябре 2007 года вы сказали: «Я надеюсь, что в Партии регионов произойдут изменения, и Виктор Янукович уже не будет представлять ту часть населения, которая голосовала за него исключительно из-за его обещаний по русскому языку». Сегодня, по вашему мнению, такие изменения в ПР произошли?

Да. Подтверждение этого – 13% Тигипко, который тему русского языка практически не поднимал, а говорил больше об экономике. Голосование за Януковича было, во-первых, реваншистским, а во-вторых, отображало то, что люди ищут выход из экономического кризиса и видят в предложениях Януковича что-то, что, как они считают, может им в этом помочь.

Вы говорили, что было минимум четыре юридических способа сделать Тимошенко победителем выборов. Вы предлагали ей свою помощь в этом?

Я свою помощь не предлагал. У нас были консультации с ее юристами. Как минимум два из упомянутых мной способов они использовали во время процесса в Высшем административном суде.

Почему Тимошенко все-таки, несмотря на все раздоры в юридическом департаменте БЮТ, доверилась Андрею Портнову?

В избирательных кампаниях мелочей не бывает. У Тимошенко достаточно профессиональная юридическая команда. Ее выбор, мне кажется, связан с тем, что коней на переправе не меняют. Любой выход из ситуации, которая сложилась в юридическом департаменте БЮТ или вокруг него, – это их внутренняя проблема, в которую я не особо хотел бы вмешиваться.

Все видели, что происходило на этих выборах: массовый подвоз людей, голосование на дому, массовая скупка голосов, манипуляции со списками, использование админресурса. Об этой избирательной кампании, мне кажется, у людей сложилось мнение достаточно полноценное для того, чтобы говорить о том, Янукович – наш президент или нет. И если суд не поправит решение ЦИК, с этим Януковичу придется жить.

Для того, чтобы снять вопрос легитимизации президентской власти, нужно было, чтобы суд объявил пересчет голосов на тех участках, на которых этого требует Тимошенко. Пересчет бюллетеней показал бы правоту ее заявлений об украденной победе, либо доказал бы, что Янукович действительно честно победил и может себя считать президентом всей страны.

А как же быть с оценками международных наблюдателей?

Международные наблюдатели не увидели мордобоя, не увидели поджогов урн, не увидели физического противостояния. Они не видели, как миллион 300 тыс. человек голосовали на дому. Они не видели манипуляций со списками избирателей, в результате которых 380 тыс. «мертвых душ» почему-то проголосовало. В Днепропетровской области – 480 участков, на которых было всего шесть международных наблюдателей. В Крыму международные наблюдатели во время подсчета голосов спали.

Я не оспариваю их право заявить о том, что они увидели. Но у меня есть определенные сомнения в том, что эти выборы прошли демократично. Требования украинского законодательства запрещают агитацию за день до голосования. А подвоз людей, организованный кандидатом в президенты Януковичем, с понятным мотивированием голосовать за него в автобусах, – это системная манипуляция общественным мнением.

Разрыв между кандидатами небольшой, и это всегда оставляет право сомневаться в том, что все было честно.

Скажите, вам как главе Европейской партии не кажется, что такая позиция международных наблюдателей – результат в том числе «усталости Европы от Украины»?

Мне кажется, что определенная часть Евросоюза просто махнула рукой на то, что будет происходить в Украине – лишь бы без столкновений, без майданов.

При президенте Тимошенко Украина все четче заявляла бы о своих намерениях стать членом Евросоюза. ЕС к этому просто не готов, особенно в условиях кризиса. Они только в декабре месяце подписали Лиссабонское соглашение и только сейчас начали решать свои внутренние проблемы. Проблемы огромные: из-за кризиса лихорадит Грецию, Испанию, Ирландию, Латвию. В ЕС очень высок уровень безработицы.

Поэтому для них Янукович – гарантия передышки. До какой степени мы во время этой передышки превратимся в Беларусь или примем некий российский формат, – это уже в большей степени вопрос к нам.

-- Теперь будет только воля Януковича, давать ли ход указу о досрочных выборах

Ваши впечатления от встречи фракции НУНС с Тимошенко. Кто сегодня кому нужнее – Тимошенко НУНСу или НУНС Тимошенко?

Главными для депутатов от НУНС являются депутаты от НУНС.

Готовы ли вы, если понадобится, стать членом «Батькивщины»?

У нас есть соглашение с кандидатом в президенты Тимошенко, где мы прописали в том числе и некоторые подобные моменты. Но это не ограничивает ни Тимошенко, ни нас в правах развивать свои политические силы в соответствии с той идеологией, которую мы считаем необходимой. Поэтому для того, чтобы говорить о том, к чему готов Катеринчук, надо сначала спросить партию Катеринчука. Точно так же и с Тимошенко.

Сейчас мы активно общаемся и с Яценюком, и с Тигипко касательно участия в очередных выборах в местные советы., и с другими партиями – ХДС, «Захисниками вітчизни», «Порой»… Идет активный процесс консолидации позиций на будущее.

Ценность фракции «Наша Украина – Народная Самооборона» в том, что она, при всей сложности стоящей перед ней задачи остаться в парламенте, является супердемократичной. Ни купить тушками, ни завести тушками в какую-то политическую силу ее депутатов невозможно. НУНС – это с одной стороны «оплот дестабилизации», с другой – гарант того, что победитель не получит все. Можно и ругать этих депутатов, а можно их за это ценить. Те заявления, которые Янукович сделал в отношении Черноморского флота, газотранспортной системы, Таможенного союза с Российской Федерацией, не дадут депутатам НУНС войти в коалицию, создающуюся на платформе Партии регионов.

Тимошенко говорила о том, что готова к диалогу с каждой политической силой, с каждым депутатом, с тем, чтобы в случае досрочных выборов мы шли на них единой командой. Но это не значит, что все немедленно выстроились и пошли.

А регионалы, если судить по их поведению, в каком формате – тушками или чучелами – собрались сгружать депутатов НУНС в свою коалицию?

Им все равно, лишь бы подешевле. Лишь бы поменьше отдавать. Конечно, пойдут в торг и должности, и министерства, и какие-то еще вещи, о которых я не хотел бы говорить. Но мне кажется, это все не приведет к успеху.

Мой прогноз следующий: Тимошенко, голосуя за закон о регламенте, открыла шлюз для досрочных парламентских выборов. Их вероятность зависит от того, насколько НУНС будет видеть для себя политическую перспективу при таком сценарии. Если она такой перспективы не увидит, значит, тогда будет коалиция с регионалами.

Сейчас все идет к тому, чтобы был запущен был 30-дневный срок (отведенный законом на формирование новой коалиции. – Ред.). Потом уже с депутатами из НУНС можно будет говорить на другом языке: либо ты с нами, либо ты нигде.

Если сформировать коалицию не удастся, Янукович получит право роспуска парламента. Он занесет над парламентом эту дубину и сразу выставит несколько ультиматумов: голосуем за газотранспортный консорциум с Российской Федерацией, за вступление в Таможенный союз с Россией, Беларусью и Казахстаном, проводим крупную приватизацию, может быть, изменения в Конституцию… По крайней мере, вероятность такого сценария достаточно большая, и депутаты вынуждены будут нажимать на кнопки, потому что их могут завтра распустить.

В каком формате проходят переговоры «Регионов» с НУНС? Это беседы с отдельными депутатами за чашкой кофе или…?

Вы знаете, с нашим кругом в 37 депутатов, входящих в состав действующей коалиции, вообще-то никто разговоров не ведет, потому что понимают, что надо говорить со всей группой. У Мартыненко на такие переговоры полномочий не было, да он и не будет их вести.

Другое дело, что Тимошенко считает, что для нее эффективнее будет находиться в оппозиции. Поэтому БЮТ и голосовал за этот регламент. Литвин хочет быть в другой коалиции. Но мне кажется, он допустил одну стратегическую ошибку. Ведь нет гарантий, что НУНС додавят, и Литвин может нарваться на досрочные выборы. В принципе, он на них уже практически нарвался. И теперь будет только воля Януковича, давать ход этому указу или не давать. Он может тянуть с ним год, может полгода. Это приведет к невозможности ни реформы проводить, ни с кризисом бороться, потому что все опять будут думать о выборах. Ситуация плохая и для регионалов, и для «Нашей Украины – Народной Самообороны» и для страны в целом. Для всех она неудобна, со всех сторон.

Понятно, что настаивать на сборе подписей в пользу существующей коалиции для Литвина политически целесообразно, а насколько это юридически правильно?

58-я статья Конституции дает исчерпывающий ответ на этот вопрос: законы и нормативно-правовые акты не имеют обратной силы во времени. Закон о регламенте регулирует создание новой коалиции. Нынешняя коалиция какая есть, такая есть. Литвин хочет раскачать лодку, но посмотрим, кто окажется в воде. Я думаю, они первыми там будут.

В среду вы опровергли информацию о том, что некоторые депутаты НУНС собирают подписи за выдвижение в премьеры Арсения Яценюка. Тем не менее не секрет, что тот же Давид Жвания ориентируется отнюдь не на премьера-Тимошенко…

Поскольку Тимошенко уже не хочет быть премьер-министром, поэтому он на нее и не ориентируется, если измениться ее позиция, то изменится и у него.

Могут ли быть какие-либо кадровые решения по премьеру, которые заставят депутатов НУНС записаться в новую коалицию именно под этого человека?

Я не верю в сильные кадровые решения Януковича. В свое время я еще верил в сильные кадровые решения Ющенко, но через полгода перестал. Не совмещаются сильные кадровые решения с тотальной коррупцией и удовлетворением финансовых, властных амбиций отдельных групп, в том числе ФПГ, которые окружают Януковича. Если он сейчас отдаст кресло премьера Азарову, то группы Фирташа и Ахметова будут недовольны. Значит, они захотят чего-то большего, чем премьер-министр. Что же тогда самому Януковичу останется?

Я думаю, абсолютно нормальный вариант для Януковича, – это премьер от «Нашей Украины – Народной Самообороны». Послушный, с минимальным рейтингом. Тигипко для него – это опасно. Яценюк – это удобно, но связано с обязательствами перед одной из его групп. Ющенко даже никто не рассматривает. Те имена, которые сейчас называются, это Яценюк, Мартыненко, Гриценко, Игорь Тарасюк… Но и эти кандидатуры обсуждаются достаточно сдержано.

-- Для Януковича было бы неплохо переориентироваться на своих оппонентов

Мы с вами уже упоминали усталость от Украины на Западе. Целью вашей партии вы называли интеграцию Украины в Европейский Союз. Но в ходе нынешней кампании подобные лозунги были непопулярны, это была очень «домашняя», чтобы не сказать местечковая, кампания. Да и внешняя конъюнктура сейчас не в пользу европейской и тем более евроатлантической интеграции Украины. Каким вы видите место вашей партии в такой ситуации?

В нашем соглашении с Тимошенко было 4 пункта, связанных именно с реализацией стратегического европейского направления развития Украины: это безвизовый въезд для наших граждан, это защита конституционных прав наших заробитчан, это проведение судебной и налоговой реформ по стандартам ЕС и подписание соглашения о зоне свободной торговли с Евросоюзом. Это этапы, которые мы должны пройти.

Мы сейчас готовим целый пакет законодательных инициатив, это наши обязательства перед ПАСЕ по имплементации украинского законодательства к европейскому. Будем искать союзников. Конечно, с президентом Януковичем это будет делать сложно, но я думаю, что небезнадежно. Потому что ему играться только в российский вектор будет финансово невыгодно. Ведь практически все активы его окружения – в Европе и в Америке. Они будут защищать свое национальное экономическое пространство от намерений широкой экономической экспансии России. Будут торговаться, будут защищать свои интересы в основном. Мне кажется, баланс будет больше смещен в сторону заигрывания с Западом, а с Москвой будут выстроены отношения, понятные по риторике, но какие-то моменты будут притормаживаться. Например, вхождение Украины в Таможенный союз с Российской Федерацией. За это Газпром обещает на 20% снизить цены на газ. Но надо садиться и считать, что это даст в балансе экспортно-импортных операций с ЕС, США и другими странами, взвешивать, что исключает, а чего не исключает наше членство в ВТО и стремление создать зону свободной торговли с ЕС.

А вы не думаете, что Партия регионов, взяв власть, эти все вопросы порешает без оппозиции, без Тимошенко, без Катеринчука?

Если вы верите, что в этой стране с президентом Януковичем будет поставлена точка в коррупции, то тогда вы правы.

Да нет, я просто пытаюсь понять, чем будет заниматься ваша партия. То есть вы будете обеспечивать оппозиционный контроль над борьбой с коррупцией? Как вам это удастся?

Дело в том, что никакие реформы невозможны без борьбы с коррупцией. Результата не будет. Поэтому у оппозиции должно быть два инструмента. Первый – закон об оппозиции. Второй – закон о временных следственных комиссиях, который не позволит коррупционным деяниям как минимум оставаться незамеченными.

Для Украины актуальны вопросы изменения судебной системы, появления судов присяжных, реформы прокуратуры – отделение следствия от функции представительства в судах. Много вопросов связано с моделями страховой медицины, пенсионной, налоговой реформ. Все эти вещи связаны, и в условиях кризиса лучше всего работает все-таки европейская модель – она наиболее прозрачная, понятная, она не такая коррупционно емкая…

Перед Януковичем, если он станет президентом, будет стоять даже больше задач, чем стояло перед Ющенко. Ожидания, которые в свое время были от Ющенко, теперь частично перешли к Януковичу. Западная часть Украины и центральная, которые не голосовали за Януковича, таких ожиданий не испытывают, а восточная испытывает! И здесь начинается самое интересное. Невозможность создать коалицию, роспуск парламента, невозможность поставить своего премьера, невозможность провести реформы, начиная судебной и заканчивая энергосбережением… ФПГ, которые привели Януковича к власти, не будут этого делать, не зарабатывая на этом. Они ведь привыкли к сверхприбылям. Казна пуста. МВФ заклеймили позором. НБУ если включит инфляцию под 20% – это будет еще хуже, чем при Тимошенко, которую критиковали, но знаете, хоть какое-то соотношение цен и зарплат было. Тут же вообще никаких соотношений не будет. Все будет обесцениваться, будет неконтролируемый рост цен... Поэтому не скажу, что для Януковича это президентство будет легким. Оно будет очень сложным и все только начинается.

Поэтому для него было бы неплохо попытаться переориентироваться на своих оппонентов, как это сделал Ющенко, когда пришел к власти – ему тогда ничего другого не оставалось. Повторит ли Янукович эту судьбу – посмотрим. Ющенко же не от хорошей жизни это сделал, у него не было выхода, он боролся с Тимошенко, с главным своим конкурентом. Сейчас у Януковича тоже есть конкурент – Тигипко. Как с ним быть? Поставить его премьер-министром – это, возможно, породить будущего президента. Не поставить – это породить серьезного оппозиционера, который будет ежемесячно у него откусывать по три-четыре процента рейтинга.

-- Тигипко, в отличие от Яценюка, осознает риски

А у Тигипко есть шансы стать серьезным оппозиционером при том, что главной на этом фланге, как вы говорите, будет Тимошенко?

Конечно.

Но ведь у Яценюка в свое время был рейтинг, как сейчас у Тигипко, а потом он резко снизился. И сейчас есть опасения, я думаю, что и в окружении Тигипко они существуют, что если сейчас не будет местных выборов, то о Сергее Леонидовиче скоро забудут…

Есть риски, и, слава богу, Тигипко, в отличие от Яценюка, их понимает. Яценюк получил снижение рейтинга в середине избирательной кампании. У Тигипко же сейчас восходящий тренд, и он не во власти. Яценюк оставался во власти, был народным депутатом. Так что между ними есть большое различие.

Тигипко будет продвигаться ровно настолько, насколько ему это позволят регионалы. Потому что все-таки он на их электоральном поле. То, что он будет интереснее Януковича и по харизме, и по своим предложениям и действиям, это однозначно.

Ведь Янукович, по большому счету, ничем заниматься не будет. Принцип теплой ванны для всех президентов всегда оставался, как только они себя окружали теми близкими людьми, с которыми они приходили к власти. Если президент не хочет расслабляться в этой ванне, он всех их разгоняет и набирает тех людей, которые его раздражают своими действиями, а не говорят, что все хорошо, рейтинг хороший, мы все за вас сделаем, тех разведем, этих уговорим. Как только это начинают говорить президенту – это конец. Вспомните второй срок Кучмы, вспомните Ющенко, первый год его президентства со всеми полномочиями, со старой Конституцией, еще при президентской республике, но в таком вот «тепле».

Поэтому все зависит от того, хочет ли Янукович спокойствия, считает ли он, что свою политическую войну он уже сыграл, стал президентом и теперь – «Где мое все?». Или он говорит, что хочет остаться в истории как человек, который что-то сделал. Тогда он должен сказать, что бюджет это святое, руки прочь оттуда. Два года никто не ворует, выводим страну из кризиса. Но этого не будет. Потому все окружение Януковича сформировалось еще во времена Кучмы, Медведчука. У них логика такая: если ты близок к президенту и не имеешь миллиарда денег, значит, ты какой-то неприличный человек. А в условиях кризиса эта система просто не работает. Денег негде взять, не торгуя Ощадбанком, транспортной системой, Черноморским шельфом, энергетическими сетями, облгазами и т.д. Мне кажется, что эпоха Януковича будет завершением приватизации. Продадут все: Одесский припортовый, Укртелеком, Укрзализныцю, Укрпочту, все стратегические казенные предприятия. В кризис они будут забираться по низкой спекулятивной цене и в половине с российским бизнесом, у которого нет недостатка в деньгах. Это план, который они выполнят за пять лет, и тогда следующему президенту, по большому счету, придется приходить только лишь на бюджет и реформы. Все остальное будет украдено до него.

Чтобы закрыть тему Тигипко, скажите, у него есть шанс, если сохранится нынешний парламент, получить свою группу влияния в Раде?

Да, есть. Единственное, что ему нужно разобраться со своей риторикой. Я не могу ему советовать, но мне кажется, что заходить в риторику Януковича для него опасно, потому что это экономический популизм. Буржуи рассказывают о соцстандартах. Смешно! Партия регионов стала социалистической партией, которая борется за соцстандарты? Тигипко нужно держать либеральную, более правоцентристкую нишу, с уклоном в прагматизм. Ему надо сказать, что самый важный для нас рынок – европейский. Там платят за нашу продукцию самую высокую цену, это платежеспособный рынок, там нет бартера. Это и конкуренция, и новации, и технологии. Российский рынок – традиционный, с ним мы тоже можем работать. Но достижение этой биполярности в экономических отношениях не должно быть за счет утраты экономического или политического суверенитета Украины.

Это крайне важно понять Тигипко. Ему надо убрать разговоры о Бандере – не Бандере, о газотранспортной системе… Он должен четче сказать, чего он хочет. И если он увидит, что у населения нет доверия к этому, просто убрать это из повестки дня. Потому что если мы будем расплываться в той же дискуссии, которая была пять лет до него – на каком языке мы будем говорить и т.д., то для Тигипко это грозит потерей его уникальности, того, почему его заметили. Сильная Украина – это сильная экономика. Значит,

экономикой и надо заниматься.

Чем быстрее Тигипко поменяет риторику либо разъяснит ее, тем больше у него союзников появится внутри парламента. Он может опираться на депутатов от БЮТ, от Партии регионов, Блока Литвина, в том числе и от нашей фракции. Но для этого его идеология должна быть понятна и тем людям, которые будут его представлять в парламенте, и ему самому. А избирательная кампания дала только общий намек, что он – либерал.

-- По размеру и финансам нас можно назвать «карманной» партией

Николай Дмитриевич, в 2008 году киевляне, голосовавшие за ваш блок на выборах Киевсовета, затем почувствовали себя дураками, когда трое ваших депутатов (Ярошенко, Тесленко и Гавриленко) тут же заняли сторону Блока Черновецкого, который вы так критиковали. Вы тогда обещали лишить их мандатов. Что вам помешало это сделать?

Тогда помешал указ Президента, который ликвидировал Киевский окружной административный суд, где рассматривался наш иск. И судья Келеберда, докладчик по нашему вопросу, был лишен статуса судьи. Суд приостановил указ президента о роспуске парламента, и президент в ответ просто убрал этот суд.

А в другой суд вы по каким причинам не могли обратиться? Или на съезде партии проголосовать о лишении этих людей мандата, чтобы затем обратиться в избирательную комиссию и выдавить их из Киевсовета?

Этот процесс длился восемь месяцев, уже должны были быть дебаты и оглашение решения в нашу пользу. Естественно, нас это очень, мягко говоря, отбросило назад. Почему мы поддерживали Тимошенко на этих выборах? В том числе потому, что она помогла бы нам убрать этих людей из Киевсовета.

Я не оправдываюсь, но наши три человека не стали критичными для формирования большинства Черновецкого. Там же было еще 11 человек из Блока Литвина, ГАК и др. И без наших трех перебежчиков хватало желающих. Это был большой урок для меня лично и для всей нашей команды. Мы видели, как с другими так поступают: у Кличко в прошлом созыве из 15-ти 7 человек ушло к Черновецкому, у Тимошенко – 18. Но нам казалось, что с нами такого быть не может. Я тогда извинялся перед киевлянами, не знаю, насколько они оценили искренность моих извинений. Я лично это все переживал очень серьезно, даже были мысли уходить из политики в тот момент, потому что такой, мягко говоря, подставы, я не ожидал. Но я думаю, что киевляне поверят в искренность нашего раскаяния и обещание, что мы такого больше не допустим. По крайней мере, те рейтинги, которые мы видим, говорят о том, что мы начали выходить из «стадии недоверия». Сегодня в Киевсовете мы находимся в оппозиции вместе с Блоком Кличко. Я – автор законопроекта о выборах мэра в два тура. Сейчас мы добиваемся, чтобы все-таки досрочные выборы были.

Подстава, о которой вы говорите, начинается на стадии формирования списков. В дальнейшем вы будете формировать их по какому-то другому принципу?

У нас было две партии – Европейская партия и Европейская платформа. Все люди, о которых вы говорите, были из Европейской платформы. К нам их завели очень близкие люди. Дали гарантии, что все будет нормально. Они финансировали избирательную кампанию, потому что таких денег у нас просто не было на тот момент.

А каков размер членских взносов в Европейской партии, насколько эти доходы соотносятся с расходами на финансирование предвыборной кампании?

Избирательные кампании из членских взносов вообще не финансируются. У нас членские взносы – 10 грн. в месяц. В партии 2,5 тыс. человек состоит реально. Если два месяца кто-то не платит взносы, он автоматически выбывает. Мы не ставили на масштабность партии, для нас важен качественный состав. Киевские выборы нас этому научили.

После второго тура президентских выборов у многих избирателей осталось впечатление, что сейчас все будет поделено между БЮТ и Партией регионов, а все остальные – какие-то несерьезные, мало на что могут рассчитывать. Назовите пять причин, почему вашу партию нельзя считать карманной.

По размерам нас можно назвать «карманной» партией, потому что мы не большие и не мощные. По финансам – то же самое.

Я с вами не соглашусь в одном – есть определенная усталость и от ПР, и от БЮТ, которые практически имели большинство во всех местных советах и за это время очень «плодотворно» поработали над изменением структуры собственности из коммунальной в частную. А для местного населения ничего не было сделано, не было решено ни одной проблемы. Поэтому то, что мы будем предлагать и делать, не предлагал и не делал еще никто.

А что вы будете предлагать?

Это элемент стратегии. Доживем до выборов…

Так местные выборы вообще когда теперь состоятся?

В этом году.

Осенью?

Тяжело сказать, но я думаю, что в этом году либо летом, либо осенью однозначно. Беспрецедентное решение, за которое я не голосовал, об отмене постановления о выборах в местные советы 30 мая – это, конечно, ужас. Мне кажется, в любой цивилизованной стране это просто невозможно.

Какие цели вы ставите при участии в местных выборах?

Мы не сможем во всех регионах Украины преодолеть трехпроцентный барьер. Поэтому мы концентрируем ресурс в зависимости от того, где у нас есть сильные партийные структуры. На Западной Украине мы будем представлены практически во всех областях, возможно, не во всех районах. В Центральной Украине у нас тоже есть, что и где пробовать. Будем пробоваться и в Днепропетровске, и в Харькове, и в Одессе, это для нас такой «пограничный» регион. В Донецке у нас сильная организация, это будет первый эксперимент там, и там мы, наверное, все-таки будем блокироваться с партиями, которые не близки и не похожи на Партию регионов. Там тяжело быть кем-то другим, кроме ПР, но мы попробуем. Я не исключаю, что в некоторых областях мы будем блокироваться с Яценюком, Тигипко, Тимошенко и другими, близкими нам по идеологии, партиями, но все будет зависеть от того, насколько мы будем самостоятельны в этих объединениях.

А теперь вы на местные выборы пойдете без тех, кто в 2008 году вам насоветовал неблагонадежных товарищей?

Да, их уже давно нет рядом с нами. Сейчас абсолютно другие люди и другой уровень подготовки. Потенциал у нас есть, но есть одна проблема, как вы сказали, мы «карманные» с точки зрения финансирования. У нас нет олигархов, у нас нет медийного ресурса.

В четверг Рада повторно отложила рассмотрение во втором чтении вашего законопроекта 3051-1 о выборах мэра столицы в два тура. Есть ли шансы, что его когда-нибудь примут?

Думаю, что есть. Но сейчас же Партия регионов заняла очень интересную позицию. Они, оказывается, изучают общественное мнение, насколько Черновецкий нравится киевлянам, а насколько не нравится.

Но у Черновецкого выиграть без двухтуровой системы невозможно. Они еще больше усовершенствовали эту систему бабушек, дедушек, обслуживая на этих президентских выборах Януковича, и достаточно уверенно сейчас себя чувствуют.

Тем не менее, вы считаете, что выборы мэра Киева тоже в этом году состоятся?

Если Янукович как президент не будет их инициировать, то он очень скоро будет выглядеть, как Ющенко. Потому что проехать и пройти по этому городу невозможно. Я посмотрю на коммунальные тарифы, которые скоро будут подняты Черновецким. Из-за дыр в бюджете Киева скоро встанет вопрос о вывозе мусора, подаче электричества, воды. Янукович будет вынужден менять Черновецкого, потому что жить в этом городе будет просто невозможно.

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: