Луценко против Авакова: чья полиция победит?

Луценко против Авакова: чья полиция победит?

В командах президента и премьера по-разному видят реформу МВД

Реформирование правоохранительных органов – одно из требований Майдана. Согласно данным социсследований, опубликованных Институтом социологии НАНУ, осенью 2014-го недоверие к правоохранительным органам продолжали высказывать около 70% граждан. То есть ситуация оставалась плачевной и со времен Януковича не сдвинулась с места. Чтобы продемонстрировать перемены к лучшему новая власть решила начать с самого простого – вывески.

Стоит напомнить, что инициатива переименовать милицию в полицию звучала и от прежней власти. В рамках внедрения необходимых для интеграции с Европой реформ был предоставлен и проект закона о создании полиции. Более того, подобный проект на тот момент уже был принят в соседней России, откуда любили позаимствовать законодательные инициативы адепты Партии регионов. Но евроинтеграция при Януковиче провалилась, а этот проект так и не был принят, да и предлагал он чисто косметические изменения.

В интервью «Главкому» советник министра внутренних дел Антон Геращенко объяснил, что сейчас желание переименование милиции связано с двумя немаловажными факторами: снова возникла необходимость соответствовать европейским стандартам, плюс к этом, важен психологический фактор. То есть, новое название – это новый кредит доверия для правоохранителей, которые якобы начнут все с чистого листа.

Формально глава МВД Арсен Аваков уже объявил реорганизацию своего ведомства. 10 ноября министр презентовал пакет реформ для принятия Кабинетом Министров и Верховной Радой. Представленная концепция имеет даже определенные хронологические рамки – все трансформации должны завершиться к 2017 году. Но никаких решительных шагов во внедрении всех этих наработок так и не было предпринято. Тут, правда, нельзя не учесть тот факт, что состав нового Кабмина был утвержден только в начале декабря.

Впрочем, свято место пусто не бывает. Несколько дней назад свой целостный проект закона о создании Национальной полиции подготовил бывший руководитель МВД, а ныне глава фракции «Блока Петра Порошенко» Юрий Луценко. В то время, как Аваков обещает реформировать систему и создать полноценную полицию в течение двух лет, по словам Луценко, его версия реформы позволяет управиться гораздо быстрее – уже через полгода после принятия предложенного ним проекта.

Стоит отметить, что проект закона бывшего главного милиционера и концепция нынешнего министра во многом похожи. Оба обещают превращение закостенелого коррупционного органа в европейское цивилизованное ведомство. Оба выступают за соблюдение прав граждан, принципов верховенства права и деполитизации МВД. Интересно, что в обеих инициативах есть норма о запрете будущим полисменам совмещать свою работу не только с политической, но и с коммерческой деятельностью. Напомним, что в интервью «Главкому» соратник Авакова Антон Геращенко отметил, что беспокоиться об увольнениях милицейского начальства не стоит – даже у рядовых милиционеров якобы есть мелкая коммерция (киоск, магазинчик и т.д.).

Проект закона от Луценко содержит больше деталей. Очевидно, сказался тот факт, что бывший глава МВД и нынешний депутат имел опыт общения с правоохранителями не только с высоты министерского кресла, но и будучи подсудимым и заключенным.

Тем не менее, противоречия в альтернативных проектах от Авакова и Луценко есть не только в деталях, но даже в концептуальных вещах. «Главком» ознакомился с обеими версиями реформы. Какую из них выберут в верхах - вопрос, который решится в ближайшее время.

-- Военная структура или цивильная служба

Самым главным различием во взглядах на деятельность полиции является, пожалуй, сохранение военизированного статуса, или, наоборот, уход от этой практики. Даже в самом названии можно проследить на первый взгляд не очень важный, но, по сути, существенный акцент. Министр Арсен Аваков предлагает создать Службу национальной полиции, а народный избранник Юрий Луценко – Национальную полицию. Так, к примеру, в концепции Авакова предусмотрена отмена военных званий, использования военной символики или атрибутики, хотя некоторые представители служб будут исполнять свои обязанности в униформе. Таким образом, в органах будут ликвидированы рудименты военной дисциплины и подготовки, в то же время, будет поощряться инициативность, самостоятельность в принятии решений и готовность нести ответственность за собственные поступки.

Проект Луценко же предусматривает сохранение как специальной формы, так и всех званий, соответствующих военным. Продвижение по карьерной лестнице, как и раньше, будет привязано к годам выслуги и получению тех или иных милитарных званий.

Интересно, что в обоих проектах предусмотрено, что пост министра должен занимать гражданский. То есть, при сохранении системы званий, работник органов автоматически лишается возможности «дорасти» до министра.

-- Структурное многообразие

Согласно концепции действующего министра внутренних дел, 70% кадров новосозданной полиции будут заняты в патрульной полиции или службе участковых инспекторов. Остальные 30% будут составлять персонал дежурных частей, службы детективов по раскрытию общеуголовных преступлений, служб информационного и логистического обеспечения. Предусмотрен в концепции и достаточно гуманный метод оптимизации органов, часть людей переведут в другие министерства, а уволенным будет предоставляться помощь по получению другого образования.

У Юрия Луценко взгляд на структуру полиции иной. Согласно его законопроекту, всего должно быть шесть подразделений полиции: криминальная полиция, полиция общественной безопасности, транспортная полиция, дорожная полиция, полиция охраны и судебная полиция. К слову, какие именно полномочия будут делегированы каждому из этих подразделений, в проекте не разъясняется.

-- Реформа образования

Озаботился Арсен Аваков и вопросом образования полицейских. Согласно его концепции, руководителям среднего звена достаточно будет закончить колледж (все вузы, занимающиеся подготовкой к службе в полиции будут превращены в высшие учебные заведения ІІ уровня аккредитации), а их выпускники получат звание бакалавра. Тем же, кто будет претендовать на кресла в высшем руководстве понадобиться закончить Академию МВД.

В проекте Луценко ни о каких изменениях в системе образования речь не идет. В то же время, отмечено, что если курсант прерывает обучение до получения диплома, он должен компенсировать государству затраты на его обучение – добровольно или в судебном порядке. Кроме того, остается и норма о том, что курсант, отучившийся на бюджетной основе, обязан отработать в органах минимум три года. Это несколько противоречит предусмотренным проектом условиям конкурсного отбора на должности.

-- Кадровые изменения

Достаточно разными оказались и критерии, которые будут учитываться при приеме на службу. К примеру, в концепции Авакова немалое место отведено психологическим качествам соискателя. Кроме физических возможностей кандидата, будут оцениваться умственные способности, особенности мотивации и самоконтроля, знание собственных недостатков и преимуществ, осторожность, умение слушать и общаться, уверенность в собственных силах, умение брать инициативу, работать в группе и обучаться, и, что немаловажно, способность понимать чувства других и влиять на них. Принимать на службу будут по рейтинговой системе.

Кстати, концепцией министра предусмотрена и еще одна инновация – видеофиксация экзамена, во время которой должны присутствовать и представители общественности.

В то же время, в проекте Луценко учтены не менее важные, но не такие новаторские подходы: отсутствие судимости и привлечения к криминальной или административной ответственности за грубые нарушения как кандидата, так и его родственников, физические данные, здоровье, уровень образования, соответствие возрастным требованиям (начинать службу можно в возрасте от 18 до 35 лет). Кроме того, обозначено, что поводом для отказа зачисления на службу может быть несогласие кандидата пройти проверку на психо-физиологическом устройстве. Хотя, далее отмечено, что норма о проверке на полиграфе носит рекомендательный характер. Тем, кто принимается на службу, устанавливают испытательный срок в год.

Согласно проекту процесс зачисление на службу выписан следующим образом происходит после проверки Полицейской комиссией и оформления Начальником Национальной полиции или его заместителем, начальником органа или подразделения полиции и ректором вуза МВД.

-- Общественное мнение как мерило качества

Разными оказались и критерии, предложенные для оценки эффективности деятельности органов. Арсен Аваков говорит о принципиально новых требованиях, главными из которых будут: качество реагирования на сообщения населения, качество отношений граждан с персоналом МВД, активность полицейского персонала в решении проблем жителей района, разнообразие мер с целью укрепления правопорядка, интенсивность рабочих связей с органами самоуправления, государственной власти, средствами массовой информации.

Что касается проекта главы фракции «Блока Порошенко», он в этой части более лаконичен. Критериев всего два: общественное мнение относительно полноты и качества исполнения Национальной полицией своих заданий, и состояние обеспечения общественной безопасности и правопорядка с учетом статистических показателей правоохранительной деятельности. Далее акцентировано, что именно мнение граждан является главным фактором для официальной оценки деятельности органов.

-- Децентрализация или четкая иерархия

В лучших традициях нового политического тренда – децентрализации – проект министра Авакова предполагает существенное увеличение прав и возможностей органов на местах. Так, при сохранении ответственности перед органами местного самоуправления и МВД, министр готов передать на местный уровень вопросы планирования текущей деятельности, кадровой политики и распределения предоставленного бюджета. Вместе с тем, на органы ложится обязанность отчетности перед обществом о расходах, численности личного состава и гендерному соотношению. Также, министр предлагает местным органам самоуправления создавать на местах муниципальную милицию, которую они смогут содержать за свой счет.

Проект бывшего министра более консервативен – тут следует жесткая система иерархии: каждое назначение проходит утверждение высшего начальства. Однако, предусмотрены достаточно новаторские модели взаимоотношения с органами местного самоуправления. К примеру, полицейский-начальник по общественной безопасности или дорожному контролю может потерять свою должность, если недоверие ему выскажут 2/3 депутатов местного совета. Для того, чтобы снять с должности кого-то из рядового состава, понадобится половина голосов депутатов.

Стоит отметить, что еще более демократичную норму, в пользу которой высказывались представители общественности: избрание местного участкового на выборах и возможности отозвать его с должности – авторы двух вариантов одной реформы упустили.

-- Западные стандарты

Стоит отметить, что обе инициативы по реформированию обещают внедрение новых стандартов и принципов работы. Во-первых, соблюдение этических норм. В проекте действующего министра указано, что проблема нынешней милиции еще и в том, что нет никаких критериев качества предоставления ее услуг. Согласно концепции, стандарты профессиональной этики будут обязательно разработаны и введены в работу органов. Такого же мнения и Юрий Луценко. В его проекте также есть нормы, обязывающие полицейского демонстрировать непредвзятость, «высокую культуру и такт». Согласно проекту Луценко, в Украину наконец придут традиции, которые украинцам пока знакомы только из голливудских фильмов. Полицейские должны будут зачитывать задержанным их права, уведомлять о том, что они могут хранить молчание до прибытия адвоката и оспорить выдвинутые обвинения в суде. К тому же, при задержании будет составляться акт, отдельным пунктом которого будет согласие или отказ от помощи правозащитника, под которым задержанный должен будет поставить свою подпись. В течение двух часов после задержания, правоохранители обязаны сообщить о случившемся родственника задержанного, позвонить по месту работы или учебы, а также, в случае необходимости, связаться с правозащитником.

Кроме того, в случае использования оружие полисмены обязаны сообщить об этом, обязательно прибегнув к формулировке: «Полиция! Именем Закона».

Отдельная статья в проектах касается сотрудничества со СМИ. Как упоминалось ранее, в концепции Авакова сотрудничество с медиа является одним из критериев качества работы органов и является обязательным. Луценко пошел дальше, он предлагает сделать факты о нарушениях полицейскими разных уровней в СМИ поводом для внутреннего расследования.

Что касается сроков службы, тут варианты у авторов реформы также разные. В проекте Луценко преимущественно фигурирует цифра 5 – средний контракт заключается на 5 лет, но есть возможность подписания и бессрочного контракта. Аваков же предлагает взять за норму 4 года сотрудничества, естественно, с правом продления.

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: