Прокурорский вопрос испортил коалицию

Прокурорский вопрос испортил коалицию

Оппозиционному блоку» удалось не только спровоцировать раздрай среди соратников по коалиции, но и «подставить» нового Генпрокурора

«Кто он такой, чтобы я с ним обсуждал это дело?». Так в свое время сегодняшний герой парламентского дня Виктор Шокин реагировал на вопрос, обсуждал ли он «дело Колесникова» с Петром Порошенко. Тогда нынешний президент был Секретарем СНБО, а Шокин работал заместителем Генпрокурора. Теперь Шокину придется обсуждать с Президентом все – Верховная Рада скоропостижно проголосовала за увольнение Виталия Яремы и назначила бывшего зама новым шефом ГПУ, попутно спровоцировав скандал в коалиции.

Интересно, что в понедельника информация об отставке Яремы вкидывалась в информпространство на уровне слухов из источников в Администрации Президента – якобы Ярема написал заявление, якобы Порошенко его принял, якобы ушли три зама Яремы, но остался Шохин в качестве «и.о. Генпрокурора» и он уже имел продолжительную встречу с Президентом…

Никакой официальной информации ни с Банковой, ни с Резницкой не поступало, а телефон Яремы не отвечал на звонки. Вечером Порошенко встретился со своей именной парламентской фракцией, где дал понять, что Шокин не «временщик», и он будет выносить его кандидатуру на голосование в парламентский зал уже во вторник.

Тем временем претендент вовсю проходил кастинг в остальных парламентских фракциях. Сайт «Батькивщины», отчитавшись о встрече с Шокиным, дал понять, что он может рассчитывать на поддержку фракции. Отдельная позиция была у Сергея Власенко, который написал в «фейсбуке», что по сравнению с Шокиным Ярема «покажется нам всем маленьким мальчиком и столпом законодательства».

У «Самопомичи» фигура Шокина также не вызвала восторгов. Егор Соболев заявил, что претендент так и не смог убедить их на часовой встрече, за счет чего он собирается менять старую систему прокуратуры. «Лишат ли Клюева неприкосновенности? Подаст ли Генпрокуратура в суд на признание «ДНР» и «ЛНР» террористическими организациями? Также есть вопросы по возвращению украденных активов и почему разморожены 23 млн долларов в Британии из-за непредоставления доказательной базы дел Януковича, Пшонки, Захарченко», – вопрошала Анна Гопко. Также «Самопомич» потребовала избрания Генпрокурора открытым конкурсом примерно по той же схеме, по которой сейчас пытаются избрать главу Антикоррупционного бюро.

С «Радикальной партией» также возникли проблемы. «Во-первых, ему 62 года, мы считаем, что руководитель ГПУ должен быть значительно моложе», – стал перечислять свом предпочтения Олег Ляшко. Также, по словам лидера «радикалов», Шокин как заместитель Генпрокурора при Яреме в равной степени несет ответственность за отсутствие прогресса в расследовании дел об убийствах на Майдане.

Однако законопроекты об увольнении Яремы и назначении Шокина появились на сайте Верховной Рады, хотя и не были внесены в повестку дня. Как говорят, было бы желание (и голоса), а возможностей провести нужное решение у Владимира Гройсмана хватает.

С голосами чисто коалиции, как видим, не складывалось – помимо «Самопомочи» и «радикалов» заартачились некоторые депутаты из президентской фракции, непонятна была и позиция «Народного фронта». Впрочем, «фронтовики» склонялись к тому, что, скорее, подставят Президенту плечо.

«Яценюк настаивает, чтобы в этом случае мы показали, что находимся с Президентом в одной команде», – рассказывали «Главкому» депутаты из «Фронта». В то же время со стороны «фронтовиков» были и пожелания не спешить и перенести голосование на четверг. Но на Банковой решили не медлить.

С 10 до 12 утра нардепы провели заседание по повестке дня, в частности, в очередной раз провалив законопроект (на этот раз правительственный) о фактическом возвращении государства контроля над «Укрнафтой», и ликвидировав, наконец, комиссию по общественной морали. После этого устроили традиционный перерыв.

О том, что прокурорский вопрос все-таки будет вынесен в зал, свидетельствовали косвенные признаки вроде появления президентской пресс-службы. А это значило, что на Банковой твердо уверены в наличии необходимых голосов, несмотря на то, что в позициях «Самопомочи» и «радикалов» вроде как ничего не поменялось. Шокин же в перерыве проходил свой последний кастинг – в лояльной фракции «Блока Порошенко». Под чутким присмотром расхвалившего его Юрия Луценко Шокин рассказал нардепам, как с 2007-го года вынужденно находился за границей, потому что отказался возглавить следственную группу, которая вела дело против Тимошенко (злые языки именно этим объясняли сговорчивость «Батькивщины»), и пообещал наказать виновных в расстреле на Майдане и вернуть в страну деньги, украденные режимом Януковича. Обещания всем фракциям он раздавал однотипные и, забегая вперед, отметим, что своим выступлением в Раде также никого не удивил.

Тем временем в кулуарах развеивались последние сомнения, что судьба нового Генпрокурора будет решена уже сегодня.

«Подавать его кандидатуру может только Президент, – констатировал прописные истины «ударовец» Виктор Чумак. – Поэтому или будет Шокин – Генпрокурор, или Шокин – и.о. Генпрокурора».

К этому моменту стало ясно, что, скорее всего, гонцы с Банковой убедили поддержать президентского ставленника группы «Воля народа» и «Экономическое развитие». Последняя вообще существует только благодаря «забывчивости» Гройсмана – количество депутатов в ней давно стало меньше минимально допустимого количества, но спикер не спешит заявлять о распаде проекта Виталия Хомутынника, близкого к Игорю Коломойскому. Кстати, у Коломойского, влияющего на многих нардепов, с Шокиным связаны свои воспоминания – тот в свое время открывал на олигарха уголовные дела. Сейчас же Коломойский, по слухам, рассчитывает, что ему удастся посадить в кресло заместителя нового Генпрокурора своего человека.

Долгожданное появление Президента в зале было встречено аплодисментами, но куда большие овации сорвал Арсений Яценюк, который большую часть представления Шокина проговорил в правительственной ложе по телефону. Сидел там с загадочной целью и задумчивый мэр Киева Виталий Кличко.

Порошенко напомнил, что обстоятельства заставляют работать «в условиях жесткого цейтнота», похвалил Ярему за беспрецедентную добровольную отставку и дал понять, что часто Генпрокурора критиковали эмоционально и несправедливо, призвав не описывать работу прокуратуры черно-белыми красками.

Отвесив реверансы Яреме, Петр Алексеевич представил Шокина: «Сам я знаю Виктора Николаевича уже больше 15 лет. Кроме профессионализма, у него еще есть то, что обеспечивает мужчине стальной характер. Доказал он это и в 2003 году, когда, расследуя дело Гонгадзе с риском для собственной свободы, сохранил всю доказательную базу… Доказал он это и в 2005 году, когда сразу после Оранжевой революции были активные эффективные действия на сепаратистские тренды так называемого съезда в Северодонецке».

Президент назвал главным заданием Шокина наказание виновных за убийства на Майдане и заочный суд над Януковичем и его группировкой. Также Порошенко выразил надежду, что при новом руководстве ГПУ обновится, в том числе, за счет иностранцев, и напомнил Раде, что та должна принять во втором чтении законопроект «Об антикоррупционном бюро». Закончил он свое выступление неутешительной информацией об обстреле Краматорска и намекнул, что в военной ситуации рассчитывает на «единство и ответственность».

«Самопрезентация» Шокина вышла непродолжительной – он справился за три из отведенных ему десяти минут, напомнив, что за вчера и сегодня уже успел переговорить со всеми депутатами.

Первым депутатский вопрос задал Хомутынник и фактически это был один большой комплимент: «Мы знаем вас как человека профессионального, честного, который большую часть своей жизни посвятил себя работе именно в органах прокуратуры, поэтому наша депутатская группа будет поддерживать вашу кандидатуру». Эти слова Хомутынника вызвали оживление и даже аплодисменты в зале, особенно когда экс-регионал после недавнего смс-конфуза выразил надежду, что прокуратура будет… бороться с коррупцией на таможне.

Шокин в своих ответах депутатам обещал «не посрамить» и наказать всех виновных, а из заключительных выступлений глав фракций стало очевидно, что ни фракция Ляшко, ни «Самопомич» своих претензий к Шокину и вообще способу избрания Генпрокурора не изменили и голосовать не собираются.

Тем не менее, голосование показало внушительные 318 голосов на табло. Помимо групп Еремеева и Хомутынника Шокина почти в полном составе поддержал «Оппозиционный блок», у которого официально было «свободное голосование». Это вызвало истерику у Олега Ляшко, который сначала метнулся к Гройсману, требуя показать раскладку по фракциям, а потом к Порошенко, тыча ему кулаком чуть ли не в лицо.

Рядовые «радикалы» по приказу Ляшко подтянулись блокировать трибуну и Гройсман, растерявшийся в присутствии патрона, объявил перерыв на полчаса. Позже первый вице-спикер Андрей Парубий закрыл заседание до 4 вечера.

Свои претензии Ляшко выплескивал в кулуарах, заявив, что требовал собрания Совета коалиции, но Порошенко предпочел договориться с «Оппоблоком» и группами Еремеева и Хомутынника: «Это показывает, что Президент ради достижения результата договорился с бандой Януковича. К сожалению, сегодняшние события показывают, что Порошенко этим голосованием фактически разваливает проевропейскую коалицию, то есть сегодня они фактически в парламенте сформировали новую коалицию с бандой Януковича».

При этом Ляшко не заявил прямо, что его фракция будет выходить из коалиции, как, впрочем, не анонсировала таких планов и «Самопомич». «Им будет сложно оттуда нас выдавить, – пожимал плечами глава фракции Олег Березюк. – Разве что они создадут другую коалицию, в которую мы не сможем вступить, например, с «Оппозиционным блоком». После того, как «Оппозиционный блок» проголосовал за Генпрокурора, мне интересно, как он теперь будет садить тех, кто сидит там».

«Так, а что нам было делать – не давать «Оппозиционному блоку» голосовать за Шохина, вырывать у них карточки? – отвечал на обвинения соратников по коалиции в сотрудничестве с бывшими «регионалами» «порошенковец» Сергей Лещенко.

Недовольство кадровыми методами Президента высказывали и внефракционные Борис Филатов и Владимир Парасюк, а последний вместе с депутатами от «Батькивщины» Игорем Луценко и Аленой Шкрум даже продемонстрировал на пресс-поинте видео с неперсональным голосованием нардепов от «Оппозиционного блока». Депутаты потребовали переголосования. Собственно, вечернее заседание парламента оказалось фактически сорвано представителями фракций коалиции из-за того, что Гройсман не поставил переголосование за Шокина, а отправил недовольных депутатов в регламентный комитет.

Вот так не сильно заметному до этого «Оппозиционному блоку» удалось не только спровоцировать раздрай среди соратников по коалиции, но и «подставить» нового Генпрокурора. Официальная причина, почему «оппозиционеры» голосовали за Генпрокурора – он профессионал, неофициальная – он близок к «Семье» .

«Зачем разваливаете коалицию?» – полушутя поинтересовался «Главком» у одного из нардепов «Оппозиционного блока».

«Ну что ты – мы ее наоборот цементируем», – улыбнулся тот.

Как ни странно, после «полусонных» Махницкого и Яремы от нового Генпрокурора ждут того же, чем в свое время славился внешне схожий на Шокина Виктор Пшонка – быстрых посадок, задержаний и конкретных фамилий виновных. Будет ли для этого политическая воля, учитывая депутатский «смешанный состав», благодаря которому Шокин въехал в кабинет своих предшественников, – вопрос.

Смотрите также фоторепортаж: «Дуэль президента и депутата: как Порошенко и Ляшко тыкали друг в друга пальцами»

Кстати, сегодняшнее голосование уже имело последствия если не для коалиции, то для фракции «Самопомич». В ее составе «за» назначение Шокина проголосовала только Ирина Суслова, которая заходила в Раду под 6-м номером по квоте партии «Воля». Егор Соболев и Олег Березюк фактически сразу же заявили, что Суслову теперь выставят из фракции. Также в «Самопомочи» отметили, что Суслова лишь формально числилась во фракции, но уже давно не голосовала вместе с ней, и сегодняшнее решение стало формальным поводом для ее исключения. «Главком» поинтересовался у Ирины, с чем был связан ее сегодняшний «демарш».

{6-}

Почему вы, в отличие от коллег по фракции, проголосовали «за» нового Генпрокурора? Как только стало известно о назначении Шокина исполняющим обязанности, в «Самопомочи» заявили, что будут голосовать «против» системы и добиваться открытого конкурса на этот пост. С чем из этого вы не согласны?

Пост Генпрокурора, в первую очередь, - это не политический пост, а пост, на который должен избираться человек согласно открытому кадровому конкурсу.

Так, конкурса ж не было.

Но, имея опыт по голосованию за закон об Антикоррупционном бюро, мы понимаем, что написать закон, провести все согласования по комитетам, провести голосование в парламенте, после этого провести кадровый конкурс – это 3-6 месяцев. На это время не может Генпрокуратура остаться без ответственного руководителя или с исполняющим обязанности.

Конституцией предусмотрено, что Генерального прокурора на рассмотрение парламента выносит именно президент. И теперь у нас есть, с кого персонально спрашивать, кто несет или понес ответственность за противоправные действия, которые происходили на Майдане, кто был лишен мандатов из тех народных депутатов, которые сегодня имеют отношение к финансированию сепаратистских движений на Востоке. Это все вещи, на которых, в первую очередь, должен концентрироваться Генеральный прокурор.

Однако вчера Шокин пытался «склонить» на свою сторону «Самопомич». И во время этой беседы члены фракции задавали ему немало вопросов, на большинство из которых он якобы не нашел, что ответить…

К сожалению, мое пребывание во фракции «Самопомич», как члена партии «Воля», действительно является исключительно формальным. Меня не приглашают на заседания фракции – потому у меня не было возможности вчера пообщаться с Генпрокурором.

Позиция по проведению открытых кадровых конкурсов у меня однозначна. Но ответственность за деятельность Генпрокуратуры на протяжении периода, пока будет писаться законопроект, пока будут проводиться кадровые конкурсы, должен кто-то нести. Потому я и голосовала «за». Если за два месяца Генпрокурор не выполнит главные задания, которые перед ним поставили сегодня, то у нас уже есть прекрасный опыт сбору подписей в отношении отставки Яремы.

Но нужное количество подписей собрать так и не удалось.

Но это вызвало очень сильный общественный резонанс. И, в свою очередь, после тех действий Генпрокурор Ярема фактически и написал заявление об отставке.

Сегодня вас исключили из фракции «Самопомич». И отметили, что голосование «за» Генпрокурора – это лишь формальный повод, а, в целом, ваши позиция, в том числе, и в поддержке тех или иных законопроектов, уже давно расходится с коллегами…

Расхождения наиболее ярко показаны, например, в голосовании за государственный бюджет. Бюджет был антисоциальный, но за него 10 решающих голосов фактически дала фракция «Самопомич». В то время как партия «Воля» предлагала принять соответствующие изменения и 4 законопроекта, которые бы помогли наполнить его за счет олигархов.

Решение о моем исключении из фракции было для меня достаточно ожидаемым.

Вы отметили, что вас не приглашали на заседания фракции, как члена партии «Воля». Однако «Воля» делегировала в список «Самопомочи» не только вас. Остальных всех приглашают?

Накануне выборов был подписан меморандум, согласно которому партия «Воля» делегирует в общий список своих представителей, и мы должны были приостановить свое членство в партии. После проведения выборов мы должны были восстановить членство в своих партиях. Но другие представители партии не восстановили в ней свое членство. И национальный съезд высказал им недоверие. «Воля» высказала недоверие и Егору Соболеву, и остальным.

То есть на заседания фракции не приглашали только вас одну?

Да.

Вы задавали вопросы, почему так?

Почему – я не спрашивала.

Но кто-то же должен был вас оповещать о том, какие решения были на фракции приняты, за что голосовать, за что нет. Кто это был?

До моего сведения позицию фракции никто не доводил. Потому они и акцентировали внимание, что исключение формальное. Фактически я и так не была членом фракции.

Что вы будете делать дальше? Останетесь нефракционной? Или уже есть предложения от других фракций, политических команд присоединиться к ним?

Я теперь внефракционный депутат. Присоединяться не буду ни к какой фракции.

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: