Присвоенная Победа

Присвоенная Победа

Если сравнить свежую «парадную» речь Путина с его выступлением ровно 15 лет назад, выяснится...

Президент России Владимир Путин впервые принял парад на Красной площади 15 лет назад. С тех пор празднование изменилось до неузнаваемости, а состав «героев» великой Победы и ее «врагов» в Кремле заметно перетасовали.

«…За эту линию заступать строго запрещено…», «…потребуется 350 шагов, чтобы пройти Красную площадь…», - российские тележурналисты с трепетом и восторгом описывали зрителям мельчайшие детали Парада Победы в Москве. Эмоции, которые у них вызывал праздник, вполне объяснимы – не каждый день увидишь общегосударственное шоу стоимостью 7 млрд рублей. Именно столько было выделено из госбюджета на мероприятия, посвященные празднованию Дню Победы в России.

Зрелище и правда удалось. Над кремлевскими звездами пронеслись полторы сотни военных самолетов, главную площадь страны пересекли две сотни танков и бронемашин. В параде было задействовано свыше 16 тысяч человек. Больше людей было только во время военного парада в 1945 году.

Тем не менее, вживую парад в Москве смотрели всего 2 тысячи тщательно отобранных зрителей, получивших допуск на Красную площадь. Право воочию наблюдать самое масштабное празднование 9 мая организаторы отвели высшим чиновникам РФ, иностранным делегациям, прославленным ветеранам. Но самый важный гость все же был один и он разместился непосредственно по правую руку от хозяина этого шоу - президента Путина. Почетное место досталось председателю Китайской народной республики Си Цзиньпину. Могло ли быть иначе?

Приглашение побывать на своем параде Москва разослала руководству всех стран, так или иначе причастных ко Второй мировой войне. Из-за агрессии против Украины и аннексии Крыма согласившихся набралось до неприличия мало. Всеобщий бойкот ставил перед российскими телевизионщиками задачу превратить провал в успех, и они гордо преподносили своим зрителям число приехавших делегаций, скороговоркой перечисляя страны: Зимбабве, Осетия, Абхазия…

В обществе Путина во время парада не рискнул находиться даже президент Беларуси Александр Лукашенко. Наверняка, именно он должен был составить компанию Владимиру Путину и Си Цзиньпину на главной трибуне во время парада. Но место не пустовало. Слева от президента России расположился другой партнер из Таможенного Союза – глава Казахстана Нурсултан Назарбаев. Окружив себя лидерами двух азиатских стран Путину удалось не только спасти лицо, но и показать новые ориентиры своей страны.

Когда Путин впервые принимал парад в 2000-м году, ему ассистировал предшественник – Борис Ельцин. В поздние годы «напарником» Путина на параде выступал премьер Дмитрий Медведев. В 2015 году основным собеседником российского главы государства во время парада оказался Си Цзиньпин.

Лидеру Китая было о чем говорить с Путиным. Накануне руководство двух стран подписало ряд экономических соглашений, в том числе, о критически важном кредитовании российских банков. Более того, в торжественном шествии по главной площади России участвовали китайские военные, а когда на Красную площадь выехали новейшие зенитные ракетные комплексы С-400 «Триумф», между главами государств завязалось активно обсуждение. Дело в том, что в конце прошлого года «Рособоронэкспорт» и Министерство обороны Китая подписали контракт на сумму более $3 млрд на поставку не менее шести дивизионов зенитной ракетной системы С-400 в КНР. Сделка вызвала волну критики, поскольку это новейшее и грозное оружие, только начавшее поступать на вооружение собственной армии России. Мало того, поставки С-400 бьют по позиции Японии, которая конфликтует с Китаем из-за островов Сенкаку.

Вероятно, не случайно Путин впервые за всю историю своих выступлений на парадах упомянул Японию, как еще одну виновницу Второй мировой войны. Что подтолкнуло его к этому сегодня: «благодарность» за присоединение Токио к антироссийским санкциям из-за Украины или желание угодить китайскому гостю – можно лишь догадываться.

Размах празднования и состав почетных гостей далеко не главное отличие нынешнего празднования Дня Победы от прошлых лет.

Во время выступления Путина перед участниками парада, было трудно не заметить «импортозамещение», которое российский лидер проводит по отношению к заслугам других республик бывшего СССР в Великой Победе.

Если прослушать его речь 15-летней давности на аналогичном параде, можно услышать много лестного в адрес других стран бывшего СССР, с которыми Россия тогда еще на равных делила эту Победу. Похожая риторика у Путина сохранялась и в последующие годы, но в 2015-м от нее ни осталось и следа.

Заслуга в победе над фашизмом в 2015 году стала сугубо «российской». Искусно поставив знак равенства между «Красной армией» и российским народом в своем выступлении он напомнил, как Красная армия «освободила Беларусь, Украину, Крым, Севастополь, Молдавию, республики Прибалтики…» и «…принесла свободу и освобождение от коричневой чумы народам Европы». «Весь многонациональный народ (России – ред. ) определил исход Второй мировой войны…», - чеканил лидер на параде.

Увлекшись словами о мощи российской клинка, Путин забыл не только о роли других народов в победе над фашизмом. Российских лидер одновременно полностью сменил ориентиры и в отношении современных вызовов, которые, по его мнению, грозят миру. Если раньше он опасался терроризма и возрождения фашизма, то сейчас ему не дает покоя лишь один «однополярный мир».

«Сейчас надо укрепляться перед лицом международного терроризма», - заявлял Путин на параде в 2000 году.

«…По миру еще гуляет нацистская свастика и идеи фашизма. К ним прибавилось не мене страшное зло - международный терроризм и задача мирового сообщества: избавить мир от этой заразы», - говорил президент РФ в 2004 году.

Вот, как он сформулировал актуальные вызовы для безопасности России и мира в 2015-м: «В последнее время стали игнорироваться базовые принципы международного сотрудничества, мы видели попытки создания однополярного мира и как набирает силу попытка силового блокового мышления…Нашей задачей станет равноценная безопасность всех государств, построенная на региональной и глобальной внеблоковой основе». О том, какую страну подразумевал Путин под этой формулировкой гадать не приходится.

Почему Путин забыл об угрозе терроризма? Возможно, ответ надо искать в словах диктора, комментировавшего Парад Победы. Тот перечислял названия и достоинства каждого вида боевой техники на демонстрации. Однако когда у стен Кремля появились зенитно-ракетные комплексы «Бук», из которого был сбит малоазийский «Боинг» над Донбассом, голос за кадром внезапно замолк.

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: