Как Яценюк направил газовый поток в денежное русло

Как Яценюк направил газовый поток в денежное русло

Под лозунгами реформирования газовой отрасли и деолигархизации, чиновники пытаются заработать на газовых сетях. Причем, по новой схеме…

Сегодня в профильном комитете по ТЭК депутаты намерены рассмотреть правительственный законопроект №3325, который предусматривает механизм введения оплаты за пользование газораспределительными сетями. Под лозунгами реформирования газовой отрасли и деолигархизации, чиновники пытаются заработать на газораспределительных сетях. Причем, по новой схеме, придуманной в Нафтогазе, часть денег достанется отнюдь не бюджету, а новой компании. Речь может идти о нескольких миллиардах гривен поступлений в год. А заплатит за все, как обычно, простой потребитель газа.

Премьер-министр Арсений Яценюк переиграл министра энергетики Владимира Демчишина на газовом поле. Сославшись на выполнение закона «О рынке природного газа» правительство 30 сентября приняло постановление Кабмина №796, благодаря которому увело из под носа министра топлива и энергетики Владимира Демчишина, которого считают ставленником президента Петра Порошенко, государственную часть газораспределительных сетей, которая навскидку оценивается в 50-60 млрд. грн.

По задумке Кабмина это имущество достанется НАК «Нафтогаз Украины» (менеджмент которого ориентируется на премьера) - в этой связи, там в спешном порядке уже зарегистрировали новое дочернее предприятие, которое должно принять на баланс сети. Об этом заявил директор по развитию НАК «Нафтогаз Украины» Юрий Витренко.

Хотя в недрах Минтопэнерго для той же цели – приема на баланс государственной части распределительных газопроводов – специальное госпредприятие было образовано еще в августе, по личному распоряжению министра Владимира Демчишина. Однако и в этот раз премьер переиграл президентскую команду и глава «Нафтогаза» Андрей Коболев в интервью уже заявил, что «Государственные газораспределительные сети планируется передать на вновь созданную компанию под контролем "Нафтогаза". Также он отметил, что новая компания будет передавать государственные сети операторам распределительный сетей, имеющим соответствующую лицензию, в платное пользование.

-- Создать и направить поток в нужное русло

Перетягивание чиновниками контроля над государственной частью газораспределительных сетей на себя началось со вступлением в силу закона «О рынке природного газа». Согласно закону это имущество не может находиться на правах хозяйственного ведения (безоплатно), как это было до сих пор, у частных газораспределительных компаний (облгазов). В этой связи госдолю сетей намерены передать облгазам в аренду – по разным оценкам, плата за пользование сетями может составить от 5 до 8 млрд. грн. в год.

Казалось бы, особых сложностей нет - рассчитайте размер оплаты и включите ее в тариф на распределение газа. Но проблема первая – как определить размер оплаты.

До сих пор арендная плата при доставке газа потребителям по распределительным газопроводам не взималась. Впрочем, это не украинское ноу-хау – в Германии также нет арендной платы для газотранспортных компаний при использовании ими газопроводов, которые принадлежат, как правило, муниципалитетам. Важно, что эти кампании обеспечивают безопасную работу трубопроводов для стабильной доставки газа потребителям, и местные муниципалитеты в интересах граждан принимают решения не взимать плату пользуясь логикой «потребителю нужна надежная, качественная, безопасная услуга за минимальную стоимость…»..

В других европейских странах есть практика взимания платы или передача сетей в концессию. В Польше, Австрии, Чехии, например, регулятор своим решением на каждый календарный год устанавливает уровень платы за пользование сетями для владельцев всех форм собственности (муниципальной, государственной, частной). Как правило, такая плата номинальная, и составляет годовую премию соизмеримую с годовыми доходами банковских депозитов в национальных валютах 1-3%.

-- Гладко было на бумаге

В Украине очень разветвленная газораспределительная сеть - ее общая протяженность составляет около 350 тыс км, состоящих из 65 тыс. фрагментов, формальными собственниками которых считаются в одних случаях государство (от 60 до 70%), в других – местные советы и частные лица. Кроме того, немалая часть сетей принадлежит акционерным обществам (облгазам) и промышленным предприятиям, есть среди собственников и кооперативы, и общественные организации. Всего владельцами той или иной части сетей являются около 45 тыс. юридических лиц. Вдобавок есть участки без владельца. Условно, можно считать это неопределенной собственностью», - утверждает заместитель министра топлива и энергетики Игорь Диденко.

Поэтому во власти заговорили о необходимости инвентаризации. Но для этого требуются немало времени и денег, а также человеческих ресурсов. Например, в этом году в одной из центральных областей проводились работы по внесению газопроводов в электронную геоинформационную систему – по сложности это сопоставимо с инвентаризацией. Так вот, сбор и обработка данных о газопроводе высокого давления длиной 400 км обрабатывали 3 месяца. Провести инвентаризацию на практике газопроводов среднего и низкого давления еще сложнее, поскольку вариативность прокладки труб, их качества и количества оборудования на них значительно выше. На них может быть установлено оборудование различных производителей, разного года выпуска и стран-производителей. Не говоря уже о самих трубах – их марках, прокладки и состоянии. Они могут проходить как под землей, так и над. Часто сети проходят по частным землевладениям, и для доступа к ним требуется разрешение хозяев.

Если же не проводить инвентаризацию «в поле», а ограничиться бумажной, то не ясно, как быть с определением состояния газопроводов – можно ли брать на веру сведения облгазов, которые они передают в учетных формулярах (паспортах), или придется проводить выборочный контроль? Кто из чиновников возьмет на себя ответственность принять на баланс имущество «не глядя»?

Сложность еще в том, что в соответствии с законом «О рынке природного газа», от владельцев газопроводов требуется обеспечить достоверный коммерческий учет природного газа «на границах балансовой ответственности». Это значит, что на границах между сетями, принадлежащими различным собственникам, потребуется установить приборы учета газа и речь идет не о квартирных счетчиках, а о специальных узлах учета, которые на порядок сложнее и дороже. По оценкам специалистов, если начать делить сети между собственниками, то придется установить по всей Украине на границах балансовой 1000 тысяч промышленных узлов учета, средняя стоимость установки каждого в диапазоне от 100 тыс. грн до 300 тыс грн.

И, конечно же, меркантильный вопрос – кто заплатит за столь масштабную и доселе невиданную инвентаризацию и передел? Наверняка речь будет идти даже не о десятках, а о сотнях миллионов, если не о миллиардах гривен. В этой связи следует вспомнить еще раз о времени: для соблюдения прозрачности, потребуется провести конкурс среди оценочных компаний, а это займет пару месяцев. Но уже полгода идет разговор об инвентаризации, но конкурс до сих пор даже не объявлен. Возможно, это связано с тем, что в Кабмине надеются получить от международных финансовых организаций грант на проведение инвентаризации – во всяком случае, о такой возможности говорил один из представителей «Нафтогаза».

-- Держим карман шире

Если допустить, что в случае с инвентаризацией «заграница нам поможет», то возникает проблема вторая – кто заплатит за аренду? Ответ прост - платить придется потребителю газа. Дело в том, что платой за транспортировку газа является тариф. Этот тариф для оператора газораспределительных сетей устанавливает государственный регулятор – НКРЭКУ, и тариф является составной частью конечной цены газа, и которую оплачивает потребитель. Такой тариф рассчитывается исходя из запланированных расходов на ремонт и модернизацию сетей, а также оплату труда работников газораспределительных компаний и фиксированной ставки прибыли. «Регулятор должен тогда включить эти расходы в тариф, а потом этот тариф будет выставлен нам с вами как конечным потребителям, чтобы мы его оплатили. Другого способа, где брать деньги на это, нет. Эта норма закона проголосована», - объясняет ситуацию глава «Нафтогаза» Андрей Коболев.

Так что аренда станет еще одной составляющей тарифа – исходя из планов чиновников получать 8 млрд грн в год, потребителям газа придется дополнительно раскошелится в среднем на примерно 300-400 грн. на каждой тысяче куб. м. газа.

Примерно столько же необходимо для того, чтобы почти на 100% обеспечить всех потребителей газа в стране бесплатными счетчиками. Но в правительстве предпочитают собрать и направить эти средства не на счетчики, и даже не напрямую в госбюджет (а именно это самый простой и наименее затратный вариант, когда достаточно просто добавить еще один счет в нынешний алгоритм распределения оплаты за газ). Вместо этого создается еще одна дочерняя компания НАК «Нафтогаз» со своим штатом, офисом и оборудованием, которое и займется «обслуживанием» созданного денежного потока. Интересно, что всего лишь весной этого года, после почти шести лет бесславного существования была ликвидирована аналогичная контора – госпредприятие «Нафтогазмережи», уставный капитал которой составлял 1 млрд грн. На эти деньги премьер-министр Юлия Тимошенко было попыталась создать «альтернативные» облгазы только в двух областях, укомплектовав их офисным оборудованием и автомобилями, но дело до конца так и не было доведено даже в двух областях. Интересно, что вместе с обанкротившимися «Нафтогазмережами» исчезли также выделенные из бюджета деньги, офисное оборудование и автомобили – которые отправили с глаз подальше: «пожертвовали» в АТО, потеряв по дороге пару седанов представительского класса.

-- Как не реформируй, все равно получается…

Под прикрытием либерализации правительство Арсения Яценюка усиливает монополизм в газовой отрасли, замыкая все управление и денежные потоки на НАК «Нафогаз Украины». По мнению западных экспертов, формируется модель рынка, очень похожая на польский вариант. Йоханес Баур из группы поддержки энергетики Европейской комиссии, выступая на Первом украинском газовом Форуме в Киеве, призвал Украину ни в коем случае не использовать польскую модель рынка. В Польше газовый рынок полностью монополизирован – эту сферу деятельности плотно подмял под себя государственный концерн PGNiG (Polskie Górnictwo Naftowe i Gazownictwo). На этом рынке нет стратегических и портфельных инвесторов и практически отсутствует частный собственник, что характеризуется низким уровнем ликвидности активов газовых компаний или по-простому «такой газовый бизнес собственникам с большими и маленькими деньгами не интересен». Вызывает вопросы у европейцев и выполнение поляками Директив третьего энергопакета.

Другое дело Чехия и Словакия – газовые рынки именно этих стран советуют Украине как образцы для подражания представители Еврокомиссии. В них либеральный и конкурентный рынок поставки газа, где за потребителя ведут борьбу между собой несколько десятков компаний-поставщиков. Что касается распределительных сетей, то в Чехии на конкурсе они были приватизированы немецким концерном RWE – через чешское подразделение RWE Transgas. естественного монополиста находится под контролем государственного регулятора, который устанавливает прибыльные, но экономически оправданные тарифы.

В Украине же при действующих тарифах факты таковы: все газораспределительные компании завершают уже не первый год с убытками; из-за минимальных зарплат высококвалифицированный персонал вымывается (мизерные зарплаты установлены госрегулятором для того, чтобы сдержать рост тарифа, а вместе с ним и увеличения цены газа). В результате, при цене газа для населения 7,2 грн за 1 куб.м. (льготная в отопительный период – 3,6 грн. за 1 куб м), на счетах облгазов остается в среднем около 60 копеек. Все остальное идет в НАК «Нафтогаз Украина» и бюджет (налоги).

Очевидно, что желающих принять участие в таком бизнесе, нет. Если добавить к экономике еще и техническое состояние сетей и отсутствие стимулов и денег для их модернизации, становится понятно, почему на наш рынок не выходят такие известные европейские компании, как RWE, E.ON или Engie (бывший GDFrance).

По данным экс-технического директора чешского подразделения RWE Станислава Казды, в связи со значительным износом ежегодно в Украине необходимо менять около 3,2 тыс. км газопроводов, что оценивается примерно в 2,5 млрд грн. «А для плановой, но обязательной замены технически опасных участков каждый год необходимо вкладывать в сети 5 млрд. грн», - утверждает эксперт. По его оценкам, сейчас в Украине обновляется ежегодно от силы 630 км сетей – т.е. в 5 раз меньше необходимого минимума для безопасного и бесперебойного газоснабжения.

О том, к чему может привести такое госуправление газовой отраслью можно судить на примере ситуации в Бердянске. Из-за несогласованных действий местной газовой компании и «Укртрансгаза» городская сеть оказалась без газа. И почти неделя ушла у газовиков та что, чтобы запустить в приморском городе газоснабжение, для чего туда стянули аварийные бригады со всей Запорожской области. А после реформы и передачи сетей в «надежные руки» в случае ЧП потребителям видимо останется только ждать, когда устранять аварию прибудет премьер-министр и его реформаторская бригада...

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: