Государство продолжает строить бизнес Фирташу?

Государство продолжает строить бизнес Фирташу?

Курс государства на дальнейшую газификацию - стратегически ошибочный.

7,8 миллиардов гривен. На эту сумму в 2012 году НАК «Нафтогаз» достроит распределительных газопроводов, обеспечив газоснабжение дополнительно 3,8 миллионам жителей Украины. Такие данные приведены в недавнем официальном сообщении «Нафтогаза».

-- …плюс газификация всей страны

Часть этих средств обязаны будут впоследствии возместить территориальные общины. Средства на локальные проекты газификации выделяются из госбюджета в рамках ежегодной субвенции на социально-экономическое развитие отдельных территорий, и из бюджетов соответствующих населенных пунктов. В Министерстве регионального развития в ответе на запрос автора этих строк сообщили, что в 2008 году на газификацию было потрачено почти 50,7 миллиона гривен из общей суммы этой субвенции, в 2009 – 4,5 миллиона из средств Стабилизационного фонда на социально-экономическое развитие, в 2010 оттуда же – 11,2 миллиона. В 2011 году субвенцией на социально-экономическое развитие распоряжалось уже Министерство экономики, в котором на запрос не ответили.

«На заседании Кабинета министров я озвучивал позицию, что государственные средства на социально-экономическое развитие не могут расходоваться на строительство распределительных газопроводов. В свое время я инициировал проверку использования этих средств, и выяснил судьбу этих газопроводов. Во многих случаях они передавались облгазам. Таким образом шла капитализация частных структур», - вспоминает экс-министр регионального развития Василий Куйбида.

-- Монопольный диктат

Облгазы – это формально в определенной мере государственные структуры, которые в реальности контролируются частными «инвесторами». В текущем году государство намерено выставить их на доприватизацию. Это закрепит за облгазами их нынешних фактических собственников, как это уже произошло с проданными облэнерго. Распределительные газопроводы по закону приватизировать нельзя – они должны оставаться либо в государственной, либо в коммунальной собственности. Но есть еще и «трубы», построенные за счет самого населения или коммерческих предприятий.

Все это передано и передается на баланс облгазов, которые выступают монополистами на рынке газа того или иного региона и единственные могут гарантировать техническое обеспечение такого рода активов. Иными словами, в 2012 году государство только посредством НАК «Нафтогаз» вложит в капитализацию облгазов почти восемь миллиардов гривен, принеся их владельцам почти четыре миллиона дополнительных клиентов.

Справка «Главкома»: Приватизация облгазов началась еще в первые годы независимости, большинство из них прошли через корпоратизацию и акционирование еще в 1995-97 гг. Госпакеты акций компаний активно продавались в ходе ваучерной приватизации и по льготным схемам, вследствие чего государство утратило контроль над рядом крупных облгазов в промышленно-развитых регионах. С течением времени на рынке образовались крупные игроки, которые заявляли о контроле над рядом крупных региональных газопоставляющих компаний. Среди них можно было назвать «Газэкс», концерн «Содружество» и др. В последствии при содействии бизнес-партнеров на руководящих должностях в Минтопэнерго и «Нафтогазе» контроль над большинством приватизированных облгазов сконцентрировал Дмитрий Фирташ. Сам он в публичных интервью заявлял о том, что контролирует до 2/3 рынка распределения газа в Украине.

«Единого государственного реестра сетей не существует, - говорит Сергей Дяченко, ведущий эксперт энергетических программ Центра Разумкова. – Государственные трубы – они-то государственные, но попытка передать их на баланс другой организации – специально созданного в 2009 году ГП «Нафтогазмережи» - провалилась. А как их передать? Вы представляете, какая это куча документов? Они же собирались не один десяток лет, и они не обязательно должны храниться на предприятии. Они могут храниться в другой области в архиве. А архивариус на этот период может поехать куда-то отдыхать. А архивы, кстати, случается, горят. В итоге удалось передать сети только по двум объектам. То есть, способов саботировать этот процесс – масса».

Топливо населению облгазы продают по фиксированному тарифу, бюджетные учреждения и предприятия закупают его на тендерах – государство устанавливает только «потолок» цены. Цена включает в себя операционные расходы поставщика и тариф на транспортировку газа потребителю. То есть, облгазы в любом случае остаются не в накладе, другое дело, что вычислить их реальную прибыль невозможно.

«Облгазы – это «черная дыра», куда не может залезть ни НАК «Нафтогаз», ни государство. Они отданы частным структурам почти бесконтрольно. Дело облгазов – это формирование регионально баланса газа. Они контролируют все измерительные приборы, и только они знают, сколько куда поступило газа. «Рубильник» тоже у них – они отключают от газоснабжения неплательщиков. И были случаи, когда поставщик газа в лице «Газа Украины» требовал кого-то отключить – а облгазы не отключали. В 90-е годы были криминальные истории, когда, наоборот, облгазы прекращали подачу газа важным предприятиям, туда приезжал мэр с ОМОНом, включал газ, и ставил охрану», - рассказывает Сергей Дяченко.

-- Логика процессов

В чем логика системы, в которой между государственными структурами и населением, соединенными государственными же «трубами», действует коммерческий посредник? За полтора десятка лет своей деятельности облгазы развенчали миф о большей эффективности частных предприятий. Те более мобильны, поэтому лучше себя чувствуют в конкурентной борьбе, отмечает эксперт, но ведь облгазы – это монополии. И в большинстве развитых стран они пребывают в собственности государства. Но если уж правительство намерено продать облгазы, стоило бы приватизировать и газораспределительные сети.

Так или иначе, остается существенный нюанс, на который обращает внимание Дяченко: «Деятельность облгазов не отвечает европейскому энергетическому законодательству, которое сейчас имплементирует Украина, потому что они одновременно и торгуют газом, и транспортируют его».

В настоящее время Украина как раз шантажирует неуступчивую Россию имплементацией так называемого Третьего энергопакета, который, в частности, предусматривает разделение «Нафтогаза» от добывающую, транспортирующую и торговую компании. При этом пункты сдачи-приема газа переносятся с западной границы Украины на восточную, и европейские компании, закупающие российский газ, получают доступ к украинской «трубе» на индивидуальных контрактах с украинским оператором этой «трубы», а не с «Газпромом». Получается, что на региональном уровне ничего не меняется. Причем в облгазах – все тот же «Газпром».

По информации «Нафтогаза», на сегодня украинские города газифицированы в среднем на 78 процентов, села – на 28 процентов. Само по себе это сообщение – своего рода декларация о намерениях властей «округлить» оба показателя до ста. Между тем, курс государства на дальнейшую газификацию населенных пунктов Украины и Василий Куйбида, и Сергей Дяченко называют стратегически ошибочным.

«На бытовом уровне мы – одна из наиболее газифицированных в Европе стран, - констатирует Дяченко. – Так складывается со времен Советского Союза, когда у нас был сверхдешевый газ. Есть скандинавские страны, где газ в быту не используется вообще, – только электроэнергия. Наверное, Украине нужно об этом подумать».

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: