Украинскую трубу располовинят?

Украинскую трубу располовинят?

У Януковича придумали еще один способ сдать ГТС

В парламентской коалиции изменили планы подготовки к интеграции украинской газотранспортной системы с российской. Напомним, что на минувшей неделе внефракционный народный депутат, член парламентского большинства Василий Киселев подготовил проект изменений в Закон «О трубопроводном транспорте». В действующей его редакции, принятой в феврале 2007 года, Рада запретила передачу украинских газопроводов в частные руки или собственность других государств. Закон запрещает реорганизацию (слияние, присоединение, деление, преобразование) государственных предприятий магистрального трубопроводного транспорта, а также их приватизацию.

На минувшей неделе Киселев, предлагал в своем законопроекте вычеркнуть эту норму из закона. Также он предлагал исключить пункт, запрещающий отчуждение собственности государственных газотранспортных компаний, передачу их в концессию и т.д. Убрать из закона он предлагал и запрет на передачу основных фондов, акций, дочерних предприятий, газохранилищ НАК «Нафтогаз».

В законопроекте, зарегистрированном сегодня на замену тому, который Василий Киселев подал 13 мая, предлагается все же сохранить запрет на передачу украинских газопроводов, реорганизацию газотранспортных государственных предприятий и их приватизацию. Но народный депутат предлагает вписать в закон строчку, которая позволит по решению правительства передавать газотранспортные активы Украины в уставные фонды предприятий различных форм собственности. Ранее в законе было записано, что создание новых предприятий при участии украинских газовиков возможно лишь в том случае, если создаваемая организация на 100% принадлежит государству. Киселев предлагает дополнить этот пункт исключением и разрешить передачу активов украинской ГТС в уставной фонд предприятий смешанной формы собственности, 51% которых будет находиться в госсобственности Украины.

Подкорректировал Василий Киселев и мотивационную часть законопроекта. Ранее пояснительная записка к проекту выглядела поскромнее:

«Газотранспортна система України (далі - ГТС) вимагає виконання значного обсягу робіт по реконструкції та реставрації, для чого потрібні кошти яких на сьогодні Україні не вистачає.

Ефективне використання ГТС могло б бути при збільшенні обсягів транспортування газу або в результаті створення газотранспортного консорціуму за участю власників газу (Російська Федерація), транспортувальника газу (Україна) та споживачів (Європа).

06 лютого 2007 року в статтю 7 Закону України «Про трубопровідний транспорт» внесені зміни, які унеможливлюють створення ефективно діючого підприємства.

В той же час Російська Федерація та інші країни почали будувати нові газопроводи в обхід України, що призведе до того що через деякий час українська ГТС може перетворитися на купу металобрухту».

За выходные Василий Киселев успел расширить свои пояснения: «На сьогоднішній день газотранспортна система України (далі - ГТС), як стратегічний та високоліквідний об’єкт державної власності, потребує значного обсягу коштів на реконструкцію та модернізацію з метою задоволення потреб виробників і споживачів природного газу щодо постачання (споживання) «блакитного палива» у відповідних обсягах.

З огляду на геостратегічне розташування України, ефективне для національної економіки використання ГТС можливо досягнути шляхом збільшення обсягів транспортування газу або в результаті створення газотранспортного консорціуму за участю власника ресурсу (Російська Федерація), його транспортувальника (Україна) та споживачів (Європа). Проте, чинна редакція Закону України «Про трубопровідний транспорт» унеможливлює створення такого господарського об’єднання.

В той же час, Російська Федерація за участю інших країн розпочала будівництво нових магістральних трубопроводів поза межами території України, наслідком чого, в найближчі десятиліття, є велика ймовірність перетворення української ГТС на сукупність застарілих та 100 – відсотково зношених основних фондів, відновлення яких не матиме жодного економічного зиску (купа металобрухту)».

В комментарии «Главкому» Василий Киселев назвал две причины, которые заставили его изменить текст законопроекта. «Я поменял его с тем, чтобы он вызвал как можно меньше возмущения в сессионном зале», - заявил он, и добавил: «Я внес поправки после вчерашнего выступления президента России, который сказал, что стоимость Газпрома – $150-180 млрд. Стоимость нашей ГТС – $90 млрд., это факт. После того как мы знаем, что цена «Газпрома» не триллион долларов, а примерно шестая часть этой суммы, наступил лучший момент пристроить нашу ГТС, чтобы она работала стабильно».

«Первое мое образование – экономическое. Можете зайти на сайт Рады и найти стенограмму, где я еще в 2007 году призывал создать газотранспортный консорциум при участии этих трех сторон. Меня тогда не послушались», - пожаловался «Главкому» Василий Киселев. Он также предлагает вернуться к документу шестилетней давности и пойти еще дальше – к совместной российско-украинской разработке нефтяных и газовых месторождений РФ. «Никто не обращает внимания, что первый протокол от 2004 года о намерениях по созданию консорциума содержал пункт, который предусматривал совместную разработку нефтяных и газовых месторождений на территории Российской Федерации. Поэтому Украина могла и должна претендовать на совместную разработку», - заключил Киселев.

Если передать содержание предложений Киселева более простыми словами, то он предлагает разрешить передачу украинской ГТС в актив совместного предприятия, где Украина уже не будет единственным собственником отечественной газотранспортной системы. Если украинская труба полностью войдет в уставный фонд газотранспортного консорциума, то при сохранении в нем контрольного пакета из 51% акций в руках государства Украина, другие 49% всех активов консорциума, и в том числе – украинскую трубу, сможет контролировать Россия и представители Европы (если, конечно, последних вообще пригласят участвовать в проекте). Таким образом, россияне смогут получить весомый рычаг влияния на украинскую трубу, на которую сегодня они не имеют никакого формального контроля.

Кроме того, выходит, что с принятием законопроекта украинский парламент потеряет рычаги влияния на принятие решений относительно отечественной ГТС, фактически передав Кабмину право распоряжаться 51% ее активов.

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: