Кямран Агаєв Політолог

Новий «союзник» Путіна в Центральній Азії

Навіщо Москва знову заговорила про талібів?

Мовою оригіналу

Экстремистская, фундаменталистская группировка «Талибан», воюющая против законного правительства Афганистана и совершающая регулярные террористические акты как внутри страны, так и в соседнем Пакистане с некоторых пор стала ни много ни мало контрагентом Кремля.

Спецпредставитель Путина по Афганистану, директор Второго азиатского департамента МИД РФ З. Кабулов неоднократно бахвалился налаживанием контактов с талибами, выдавая это за дипломатическое «достижение». В очередной раз Кабулов напомнил о новых афганских «союзниках» Кремля 16 ноября в интервью корреспонденту турецкого агентства «Anadolu» с довольно странным, если не сказать больше, лейтмотивом «Интересы России и «Талибан» совпадают».

Аргумент, который приводит бывший посол России в Афганистане Кабулов в обоснование этого сомнительного и опасного тезиса лишь демонстрирует подлинный уровень лавровской «дипломатии» – «талибы якобы борются в Афганистане с теми же силами, с которыми Россия воюет в Сирии». Как говорится: не прибавить, не убавить.

Путинский спецпредставитель контакты с талибами объяснил якобы необходимостью обеспечения безопасности российских дипмиссий и граждан. Кроме того, по его словам, оказывается, через талибов Москва влияет на прекращение внутреннего конфликта в Афганистане. Не раскрывая деталей и характер этих контактов, Кабулов, тем не менее, подчеркнул, что они находятся на хорошем уровне.

Об «общих интересах» с талибами в борьбе с ИГИЛ Кабулов говорил ещё в декабре прошлого года в Душанбе. Как «Талибан» в Афганистане, так и «Талибан» в Пакистане не признают лидера ИГИЛ Абу Бакра аль-Багдади в качестве халифа. Они также не признают ИГИЛ», – отметил тогда он.

Между тем, если Кабулов, по понятным причинам, не раскрывает уровень контактов с талибами, то британская газета The Sunday Times, сообщала о том, что ранее в сентябре 2015 года, там же в Душанбе на территории российской военной базы состоялась секретная встреча Путина с главой талибов муллой Ахтаром Мансуром. На встрече обсуждались возможности оказания военной и финансовой помощи талибам со стороны Москвы. Причём, как заявил Мансур этому, весьма информированному, изданию, помощь была обещана всего за несколько недель до захвата талибами ключевых районов провинции Гельменд.

Стоит также напомнить, что в начале этого года представитель разведки США заявил агентству Associated Press, что Москва обеспечивает талибов в Афганистане оружием и деньгами. Он сообщил, что Россия укрепляет связи с «Талибан» и всячески поддерживает эту группировку.

Представитель разведки США сказал тогда Associated Press: «Русские обеспечили талибов оружием и деньгами, чтобы те оказали сопротивление «Исламскому государству», которое запрещено в России. Так, в руках членов «Талибан» оказались новейшие автоматы «Калашников», которые производятся только в России, пулеметы «Калашников» и противотанковые гранатометы».

Как видим, таким образом Москва своими контактами с талибами вносит посильный «вклад» в «прекращение» боевых действий и, следовательно, в достижение национального «примирения» в Афганистане. Напрочь забыв о том, какой вклад вносили эти мракобесы и борцы против неверных в «обеспечение» стабильности на Северном Кавказе, а также в бывших советских республиках, граничащих с Афганистаном.

В российских СМИ опубликовано немало материалов о поддержке талибами чеченских сепаратистов. Так, во время Второй чеченской войны осенью 1999 года руководство Талибана приняло решение отправить чеченским боевикам, сражающимся против федеральных сил, 4 млн. долларов и 24 переносных зенитно-ракетных комплексов. В январе 2000 года представитель «Талибан» в Пакистане объявил о признании независимости Чечни и установлении дипломатических отношений с правительством А. Масхадова. В феврале того же года газета «Шариат», официальный печатный орган «Талибан», призвала мусульманские страны объявить священную войну (джихад) России: «Исламские страны должны позволить правоверным принять участие в джихаде в Чечне».

А сколько боевиков было подготовлено в военных лагерях талибов в Афганистане и Пакистане для «Исламского движения Узбекистана» и «Хизб - ут Тахрир» Таджикистана. Так от кого же тогда защищает 201-ая РВБ в Душанбе южные рубежи России, что вообще заставляет задуматься об искренности беспокойства Кремля относительно проблем безопасности в Центральной Азии и близлежащих регионов.

Тем не менее, несмотря на это, а также на предупреждения отдельных честных дипломатов со Смоленской площади, работавших на афгано-пакистанском направлении, уже в самом начале путинского правления со стороны силовиков стал проявляться интерес к контактам с талибами. Он был продиктован начавшейся осенью 2001 года военной операцией США и Великобритании против «Талибан» и тщательно скрывался, так как Путин тогда на словах поддержал антитеррористические мероприятия «друга» Буша после событий 11 сентября.

Сейчас же Москва не только не скрывает своих отношений с талибами, но и придает им некий «конструктивизм», не задумываясь о международной репутации, а также последствиях развития своих отношений с официальным Кабулом, который жёстко отреагировал на последние откровения спецпредставителя президента России по Афганистану.

МИД Афганистана, в частности, предупредил, что попытки стран региона налаживать связи с талибами, которые совершают в Афганистане теракты, в перспективе очень опасны для всего региона и принесут ему новые угрозы.

«Любые попытки установления отношений и поддержки группировок, которые совершают теракты против людей в Афганистане, в долгосрочной перспективе превратятся в опасность для всего региона и ни одна страна не останется в безопасности, им всем будет причинен ущерб», – приводит слова официального представителя МИД Афганистана Шакиба Мустагни радио «Свобода».

Как видим, официальный Кабул не разделяет спорную и весьма опасную точку зрения спецпосланника Путина на то, что «Талибан» – реальная политическая сила, ведущая вооруженную борьбу и что это движение якобы отказалось от идеи глобального джихада. Теперь их первоочередная цель, по мнению Кабулова, – «спасти страну от оккупации и создать независимое правительство».

Оставляя в стороне лживость и явный вред этих тезисов, отметим, что альянс с экстремистской группировкой, желающей свергнуть афганское правительство идёт вразрез с афганскими интересами и только ухудшит отношения с Кабулом. Что ещё более важно, договорённости России с Талибаном могут усилить повстанческое движение против афганского правительства, что ещё более осложнит попытки уничтожить в этом регионе радикализм.

Однако можно предположить, что Москву вряд интересует мнение законного правительства Афганистана и его искреннее беспокойство за ситуацию в стране и за ее пределами. Иначе бы Кабулов не повторил бы свои тезисы, озвученные ещё год назад. Видимо, напоминание о связях с талибами через турецкое информагентство предназначено не для афганских официальных лиц с целью их раздражения.

Представляются, что очередной вброс Кремлем информации о существующем тактическом альянсе с «Талибан» рассчитан, скорее всего, на формирующуюся сейчас администрацию Дональда Трампа. Путин не совсем уверен в, ласкающих слух многих российских политиков и экспертов, предвыборных сентенциях нового президента США и демонстрирует ему свои «возможности» в Афганистане, которые, дескать, могут иметь значение в борьбе против ИГИЛ в Сирии.

У чекистского режима в Кремле давно вызывает зависть возможности США в Афганистане, где существует широкая американская агентурная сеть и технические возможности для разведки и наблюдения. Это отсутствие возможностей и подтолкнуло путинскую Россию искать партнёрства с «Талибан», вместо того чтобы сотрудничать с афганским правительством и вместе противостоять угрозе ИГИЛ. Не следует сбрасывать со счетов и наркотическую составляющую этого «партнерства».

В целом следует с всей определенностью сказать о том, что позорный альянс Кремля с «Талибан» вписывается в общий антиамериканизм путинской дипломатии, примитивном направленной на то, чтобы везде вставлять «палки в колёса» США. Именно это, а не беспокойство за безопасность региона Центральной Азии и тем более общей борьбой с ИГИЛ объясняются отношения с самыми зловещими экстремистскими силами, которые, кстати, являются и порождением советской оккупации Афганистана в прошлом столетии.

Пока что кремлевские «стратеги» в угаре великодержавия и непомерных амбиций не задумываются и недооценивают риск усиления одной экстремистской группировки против другой. Ведь «Талибан» и ИГИЛ придерживаются одних и тех же идеологических фундаменталистских принципов, пользуются схожей тактикой при осуществлении террористических актов и даже при наличии временных отдельных противоречий никто, даже «всемогущий» Путин, не отменит самого главного, что их объединяет – «борьба против неверных».

Политика, продиктованная антиамериканизмом, приводила и приводит путинский режим к странным союзам, не только с государствами международными изгоями, но и с откровенно экстремистскими группировками, коим, без сомнения, является афганский «Талибан». Однако, какими бы «аргументами» не обставлялся «хороший уровень» отношений с «Талибан», нельзя при этом ставить на карту стабильность Афганистана и безопасность в регионе ради достижения сомнительных целей в Сирии.

 

Думки авторів рубрики «Думки вголос» не завжди збігаються з позицією редакції «Главкома». Відповідальність за матеріали в розділі «Думки вголос» несуть автори текстів

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: