Илона Болконская Крымчанка, блогер

Матрешки, танки и «русские миры»: жизнь в поселке на ЮБК

В маленьком поселке Утес на Южном берегу Крыма проживает до двухсот человек.

Вмаленьком поселке Утес на Южном берегу Крыма проживает до двухсот человек. Кроме моря, возле которого расположились многочисленные курортные заведения, здесь находится дворец княгини Гагариной у самого подножия мыса Плака. Я искала в Утесе заполненные туристами пляжи, которых не оказалось на Западном берегу, но не нашла их и тут. Однако в одном из магазинов поселка меня тронула экспозиция детских рисунков. Рисунков без туристов, но с морем, самолетами и танком. А на скалах мыса Плака я заметила уже старую надпись, сделанную желтой и синей краской: «Донецк. Люба. 20.08».

В парке санатория «Утес» у дворца княгини Гагариной остались украинские знаки. «Українська Радянська Соціалістична Республіка. Пам'ятник садово-паркової архітектури. Парк санаторію «Утес». Середина XIX в. Охороняється державою. Пошкоження карається законом».

И если этот знак трогать побоялись, то на табличках попроще кто-то пытался исправить надпись «Мис Плака» на «Мыс Плака» обычным черным маркером. А герб Украины просто залепили наклейкой с триколором и российским гербом.

На скалах мыса виднеются старые граффити, оставленные украинскими патриотами из Донецка в 2010 году. А со скал на фоне потрясающей крымской природы видны пляжи, заполненные туристами менее чем на треть. Видимо, до поселков отдыхающие не доезжают, не зная об их существовании.

По дороге к морю наталкиваешься на мини-выставку детских рисунков в одном из магазинов.

-- И проза заканчивается

Маленькая ручка нарисовала катер. Облака и море, чаек и дельфинов. Вывела смело, но еще неуклюже небо и самолет. Дорисовала линию – и у самолета появился автомат.

Его сверстник нарисовал гусеницу, дорисовал корпус – и получился танк. Написал на нем: «На Берлин».

Такие надписи некоторые крымские водители приклеивают на задние стекла своих автомобилей. А дети перерисовывают их в альбомы для рисования. Чтобы помнить про победу. Но ни одного упоминания о 1 сентября 1939-го я в Крыму не увидела, как не увидела и того, чтобы каким-либо образом помнили о пакте Молотова-Риббентропа.

-- Матрешки незыблемы

Полуостров целиком и полностью захвачен прошлым. И рекламные билборды с матрешками на них обрисовывают крымчанину его будущее.

Вот так родился – и уже матрешка. Та самая матрешка, отличающаяся от других лишь по размеру и окраске, без шанса быть другой, не чужой, но другой. И сколько и во что Ленина не крась, делай его желто-синим или заливай серебром – это та же матрешка. Оставьте же ее музеям. Но историю не хотят оставлять историей, матрешек продолжают штамповать, расширяя «русский мир».

Но «русский мир» каждый видит по-своему. Лев Толстой в свое время ушел из дома, избавляясь от всего материального, герой его произведения Андрей Болконский увидел войну и отказывался от нее, умерев не «прекрасной смертью». Буглаковские Мастер и Маргарита находят покой, уйдя из обыденного мира. Где же покой и отказ от мирского в этом «русском мире» с танками «На Берлин»?

Через десять лет в Крыму вырастут другие дети. Они будут смотреть на «Пам'ятник архітектури середини XIX століття», а в каждом классе и с каждой витрины магазина на них будет смотреть «мир», которого не было.

Источник: Крым.Реалии

Думки авторів рубрики «Думки вголос» не завжди збігаються з позицією редакції «Главкома». Відповідальність за матеріали в розділі «Думки вголос» несуть автори текстів

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: