Володимир Дубровський Старший економіст CASE Україна, член Несторівської групи

Отмена пошлин на б/у автомобили: хорошо, но мало

Резонансное обещание Преьмьер-Министра выйти с инициативой по отмене пошлин на ввозимые в Украину отовсюду (кроме России) подержанные автомобили – шаг в правильном направлении.

Резонансное обещание Преьмьер-Министра выйти с инициативой по отмене пошлин на ввозимые в Украину отовсюду (кроме России) подержанные автомобили – шаг в правильном направлении. В странах с дешевой рабочей силой эксплуатировать подержанные автомобили (как и другую технику) намного выгоднее, чем в богатой стране, поскольку ремонт обходится дешевле. Соответственно, импорт такой техники – экономически оправдан, и наши сограждане это очень хорошо чувствуют. Фактический запрет на ввоз подержанных автомобилей обходится народу Украины в миллиард (а то и больше) Евро в год неполученной выгоды, что намного превышает объем выпуска всей так называемой "автомобильной отрасли", которую этот запрет призван защищать. Надуманные опасения экологического плана – чистой воды заказные, поскольку в действительности ввозимые из Европы и США автомобили во-первых, в среднем куда чище экологически, чем те, которые они вытесняют; а во-вторых, их утилизация имеет мало общего с проблемами развитых стран: старые автомобили просто разбирают на запчасти, а негодные части – сдают на металлолом. Опять же, дешевая рабочая сила делает и из того, и из другого выгодный бизнес, создающий, среди прочего, рабочие места.

Однако, к сожалению, основные барьеры на пути ввоза б/у автомобилей – это не пошлины, а акцизы. Возможно, Арсений Петрович не в курсе, но пошлина составляет только 10% от таможенной стоимости. Еще 20% – это НДС, который отменять, конечно же, нельзя. Но самый главный платеж, удорожающий ввозимый автомобиль – это акциз, который нарочно был использован в несвойственной для себя роли, поскольку пошлину поднять до заоблачных высот нельзя, ВТО не велит. Например, на условно ввозимую 6-летнюю легковую машину с объемом 2 л. и стоимостью 7 000 Евро, акциз составит 4360 Евро (Здесь и далее - расчет с помощью таможенного калькулятора AutoConsulting), а пошлина – только 700. Ну и, с учетом НДС (взимаемого, напомню, с полной цены – включающей акциз!) таможенные платежи составят 7 487, то есть больше, чем цена самого автомобиля. Что, собственно, и делает такие ставки запретительными. Убрав пошлину "в ноль" можно снизить итоговый платеж менее чем на тысячу Евро.

Другое дело, если бы акциз был снижен хотя бы до размеров, установленных для новых автомобилей, т.е. в данном случае – 512 Евро, как предлагает законопроект № 3251: тогда растаможенное авто стоило бы в пределах 10 тыс. Еще правильнее было бы вообще отменить акциз на автомобили как анахронизм, и заменить его налогом на пользование – но, конечно, только для новых покупателей, которым не пришлось платить акциз. В конце концов, если вспомнить экономический смысл акциза, то это – налог либо на роскошь, либо на нечто вредное. Автомобиль – давно уже не роскошь, а средство передвижения; тем более странным, кстати, выглядит повышенный акциз на подержанный товар, который уж точно не роскошь. Вред некоторый действительно есть, но его причиняет не наличие автомобиля, а выхлопные газы, с которых налог собирается через акциз на топливо – и, опять же, независимо от возраста машины.

Заметим, что, бюджет при этом не только ничего не потеряет, но и выиграет. Ведь нынешний запредельный уровень налога на ввоз б/у автомобилей дает практически нулевые поступления, поскольку их никто не ввозит, как и было задумано. Да и устанавливался он отнюдь не с целью собрать побольше средств, а как раз для того, чтобы воспрепятствовать ввозу: освободить от конкуренции отечественного производителя, а, заодно, и импортеров новых автомобилей. Поэтому от снижения или даже отмены акциза эффект будет сугубо положительным: платежи по НДС легко перекроют нынешние поступления не только от акциза на ввозимые б/у автомобили (это совсем нетрудно сделать), но и от отмены акциза вообще. Не говоря уже о росте поступлений от акциза на топливо, который, кстати, тоже не грех несколько повысить на фоне снижения цен на нефть.

Еще одна проблема – это заложенная лоббистами в Соглашение об Ассоциации с ЕС норма о переходе Украины на стандарты Евро-5 с 2016-го, и Евро-6 – с 2018-го года. То есть, фактически, сейчас можно без переделки ввезти автомобили старше 2009 года (и то не все). Это может показаться заботой об экологии, хотя на самом деле все обстоит наоборот. Ведь по нашим дорогам до сих пор ездит немало советских, или вконец изношенных машин, которые действительно серьезно загрязняют атмосферу – им далеко не то что до Евро-4, а и до какого-либо вменяемого стандарта. Наивно думать, что их владельцы когда-либо смогут позволить себе новый автомобиль, отвечающий самым высоким экологическим требованиям – да и невыгодно его покупать, чтобы раз в неделю ездить на дачу. Если же они получат возможность купить себе нечто относительно лучшее за доступную цену, то средние показатели экологичности только улучшатся. И таким доступным вариантом может стать только б/у автомобиль почтенного возраста, скажем, начала 2000-х – уже неизмеримо более экологичный, безопасный и экономный (не говоря уже о прочих качествах), чем старая "Волга" или "Москвич".

Таким образом, если действительно заботиться об интересах украинского среднего класса, то пошлину, конечно, нужно отменить – но не останавливаться на этом, а убрать также акциз (или, хотя бы, для начала, выровнять его независимо от возраста автомобиля), и по крайней мере отсрочить переход на Евро-6. А за счет возросших доходов бюджета – строить и ремонтировать дороги.

Источник: Сегодня

Думки авторів рубрики «Думки вголос» не завжди збігаються з позицією редакції «Главкома». Відповідальність за матеріали в розділі «Думки вголос» несуть автори текстів

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: