Георгій Кунадзе Російський дипломат

Проголосувавши за Трампа, американці довели життєздатність своєї демократії

Ще вчора перемога Трампа здавалася неможливою, а сьогодні стала реальністю.

Мовою оригіналу

Разумеется, эта победа – торжество демократии, системы, в которой рядовые избиратели способны прокатить на выборах кандидата, поддержанного действующим президентом. В условиях фиктивной российской «демократии» такое невозможно по определению. Напротив, в настоящей демократии случается сплошь и рядом. Классический пример из прошлого – победа лейбористов на парламентских выборах в Великобритании сразу после триумфального завершения войны с нацистами. Как тут не вспомнить слова Черчилля о демократии как худшей форме правления, если не считать всех остальных.

Проголосовав за Трампа, американцы доказали жизнеспособность своей демократии. Впрочем, что нам за дело до американской демократии. У нас свои резоны, которые лично мне пока не позволяют радоваться победе Трампа. 

Причин, по большому счету, две. 

Чисто эмоционально я не готов приветствовать событие, которое восторженно празднуют все жулики и воры России. Перефразируя классическую формулу Бродского, скажу: если они радуются победе Трампа, то меня она не может не печалить.

Вторая причина, пожалуй, более основательна. Понятно, что с учетом, мягко говоря, противоречивой личности Трампа, от него приходится ждать едва ли не всего. Тем не менее в нынешних конкретных обстоятельствах, здесь и сейчас, его победа, похоже, действительно на руку путинскому режиму, что сулит дополнительные неприятности для многих. В том числе и для тех в России, кто этот режим не приемлет. Для краткости поясню свою мысль тезисно.

  1. Новой американской администрации предстоит объективно трудный переходный период. Избрали бы Клинтон, этот период был бы легче и короче. А здесь многое придется создавать практически с нуля, причем, неизвестно на каких принципах. Переходный период будет временем проб и ошибок, что не может не сказаться на внешней политике США, которая, скорее всего, станет менее активной и определенной, если угодно, менее сфокусированной на тех проблемах, что определяли повестку дня администрации Обамы. А это, в свою очередь, может расширить окно возможностей для новых путинских авантюр. Следует ли ждать обострения обстановки на востоке Украины или в Сирии, не знаю. Но опасения на этот счет есть.
  2. Комплименты, которые отвешивал Трамп Путину в ходе предвыборной кампании, дело прошлое. А вот то, что новый президент США в силу своего бэкграунда и особенностей характера производит впечатление человека, куда больше Обамы готового к циничным или, скажу помягче, прагматичным сделкам со своим российским коллегой, не может не тревожить. Тем более, что президент России явно к таким отношениям с президентом США стремится. И именно к таким сделкам тяготеет. 
  3. Кое-кто из столпов Республиканской партии в ходе предвыборной кампании Трампа от него подчеркнуто дистанцировался. Это тоже в прошлом, а в настоящем – ореол триумфатора и магия президентского офиса, вероятно, побудит их к его поддержке. Между тем, среди столпов Республиканской партии немало людей старой школы, помнящих или не понаслышке знающих о добрых старых временах, когда отношения США с СССР почти всегда определялись балансом вооружений и интересов и почти никогда не зависели от ценностных установок. Такая модель отношений как нельзя лучше устроила бы Путина и его камарилью, открыто стремящихся к превращению России в уменьшенную копию «империи зла», которую уважали, потому что боялись. Устроит ли реанимация этой модели всех россиян, не уверен. По крайней мере, меня не устроит точно: возвращаться в СССР совсем не хочется. 
  4. Перечень сомнений такого рода велик. Отношения США с союзниками в Европе, где проблем все больше, а готовности и умения их решать все меньше. Положение дел на Дальнем Востоке, где союзникам США - Японии и Республике Корея - возможно, потребуется позаботиться об укреплении своего оборонного потенциала. Открытые и латентные конфликты на Ближнем Востоке, с которыми неизвестно, что делать. Всюду ощущается потребность в американском лидерстве. Дела, связанные с Россией, в этом перечне проблем, с которыми столкнется президент Трамп, далеко не на первом месте. Хорошо это или плохо, не знаю. Зато вижу, что в последнее время Россия все чаще старается привлечь к себе внимание путем повышения ставок в военно-политической игре. 
  5. Кто такой мистер Трамп как лидер сверхдержавы? Готов ли он к вызовам, с которыми сопряжена его новая работа? Вопросы без ответа.
Думки авторів рубрики «Думки вголос» не завжди збігаються з позицією редакції «Главкома». Відповідальність за матеріали в розділі «Думки вголос» несуть автори текстів

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: