Легли на рельсы

    • Іван Жилін

      Журналіст (Росія)

    • 14 Сiчня, 10:43
    • Розсилка

    Россия национализировала «Крымскую железную дорогу» (КЖД) и дала Украине прекрасную возможность подать на себя в международный суд

    Россия национализировала «Крымскую железную дорогу» (КЖД) и дала Украине прекрасную возможность подать на себя в международный суд

    12 января замминистра инфраструктуры Украины Владимир Омелян в беседе с изданием «Апостроф» сообщил о новом — шестом по счету — иске Киева против Москвы. К уже поставленным вопросам о законности присоединения Крыма, поддержке Москвой сепаратистов Донбасса, и судебным тяжбам между «Нафтогазом» и «Газпромом» добавился еще один хозяйственный спор: «Укрзализныця» (Украинская железная дорога) подаст иск к Росжелдору из-за национализации Россией ГУП «Крымская железная дорога».

    «Мы будем подавать иски. Подготовкой документов занимается «Укрзализныця». Подсудность дел будет определена решением Минюста и Кабмина. Иски подадим в течение 1-2 месяцев», — сказал Омелян.

    Распоряжение Правительства России о передаче «Крымской железной дороги» из собственности Республики Крым в федеральную собственность было подписано премьер-министром Дмитрием Медведевым аккурат под новогодние праздники — 29 декабря. В пояснительной записке к распоряжению говорится, что смена собственника производится с целью «сохранения производственного и кадрового потенциала предприятия, обеспечения операционной деятельности, ремонта инфраструктуры и оптимизации процессов принятия решений». Инициатором передачи «Крымской железной дороги» в российскую федеральную собственность выступило правительство Республики Крым: премьер Сергей Аксенов начал активно выступать за передачу ГУП под контроль Москвы еще в сентябре прошлого года, мотивируя это «желанием сохранить коллектив предприятия в условиях нехватки заказов».

    Любопытный факт — еще в августе 2014 года возглавлявший ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин заявил, что «Крымская железная дорога» не будет интегрирована в РЖД, поскольку «подвижной состав и железнодорожное полотно КЖД разительно отличаются от федеральных». При этом позаботиться о модернизации инфраструктуры глава РЖД предложил самим крымским железнодорожникам. Комментировавшие заявление Якунина эксперты, в том числе управленцы самой «Крымской железной дороги», отмечали, что отказ принимать КЖД на баланс Росжелдора, скорее всего, мотивирован правовыми и экономическими обстоятельствами.

    Теперь Россия подставила себя под оба эти удара: и под правовой, и под экономический.

    КЖД — абсолютно убыточное предприятие. В 2014 году его выручка составила 1,6 млрд рублей, в то время как себестоимость — 3,7 млрд рублей, а чистый убыток — 316 млн рублей. В самой КЖД заявили о потребности в инвестициях на поддержание текущей деятельности в 2015-2017 годах в размере 7,9 млрд рублей (6,8 млрд рублей из них уже зарезервированы Кабмином РФ). Стоимость обновления подвижного состава предварительно оценивается в 18,5 млрд рублей.

    При таких затратах сохраняется существенное «но»: отсутствует сообщение с материком (если не считать единственного поезда «Москва — Симферополь», идущего по маршруту в обход Украины двое суток). Выйти на сколь-либо значимые обороты КЖД сможет лишь в 2018 году — с постройкой моста через Керченский пролив. При этом движение крымских поездов в сторону Украины (что вернет в Крым весь восточноевропейский пассажиропоток) может возобновиться только при наличии политической воли Киева.

    Движение же пока наблюдается в обратную сторону. В Киеве не скрывают воодушевленность решением российского Кабмина: в отличие от непризнанного украинской стороной правительства Крыма, Росжелдор, в чье ведение отдана «Крымская железная дорога» — реальный юридический субъект. На него можно подать в суд.

    По мнению юристов, шансы Украины выиграть судебное разбирательство — высокие: «Укрзализныця» считает крымскую железную дорогу своей собственностью, а суверенитета России над Крымом ООН не признала.

    «Украина может обратиться в Международный суд ООН и в Стокгольмский арбитраж, — говорит адвокат из объединения «Suprema Lex» Виктор Мороз. — С целью обеспечения своих требований Украина при обращении в международные судебные инстанции будет иметь право наложить арест на имущество РЖД».

    Какой будет сумма иска — пока неизвестно. Согласно официальной информации с сайта КЖД, баланс предприятия на конец 2014 года составлял 6 407 482 000 рублей.

    Источник: Новая газета

    Думки авторів рубрики «Думки вголос» не завжди співпадають з позицією редакції «Главкома»
    Комментарі ()
    1000 символів залишилось
    ПОПУЛЯРНІ АВТОРИ
    Віталій Бала
    Віталій Бала

    Політолог

    Денис Казанський
    Денис Казанський

    Журналіст

    Станіслав Груздєв
    Станіслав Груздєв

    Фотокореспондент «Главкома»

    Ігор Ляшенко
    Ігор Ляшенко

    Видавець

    НАЙПОПУЛЯРНІШЕ