Александр Карпец Журналист

Шенгензона строгого режима

Шенгенская зона неуклонно перестает быть собственно шенгензоной.

Шенгенская зона неуклонно перестает быть собственно шенгензоной. И здесь европейцев можно понять, поскольку времена абстрактного гуманизма и либерализма, а также беззаботного пения «Оды к радости», похоже, ушли в небытие и в обозримом будущем едва ли вернутся. В ответ на массовое нашествие беженцев из Африки и Ближнего Востока, а также на всплеск терроризма и случаи массового нападения мигрантов на граждан в европейских городах, Европа вполне ожидаемо ужесточает контроль над перемещением на внешних и внутренних границах шенгенской зоны. В настоящий момент Европа близка к тому, чтобы ввести паспортный контроль на границах между странами внутри Евросоюза. Очевидно, что это может быть только началом, вслед за которым последуют другие меры по ужесточению режима перемещения и сворачиванию шенгензоны в ее нынешнем виде. В связи с этим, реальность широко разрекламированного безвизового режима поездок граждан Украины в Европу вызывает все большие сомнения, как минимум, в обозримом будущем.

Напомним, что Шенгенское соглашение, предусматривающее свободное передвижение в пределах принявших его стран, действует с 1995 года. Сейчас в эту зону входят 26 государств, большинство из которых являются членами Евросоюза. Из стран, в ЕС не входящих, к зоне Шенгена присоединились также Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн.

А проблема с беженцами в Европе становится все более масштабной и угрожающей. По подсчетам агентства по делам беженцев ООН, в 2015 году в Европу, преимущественно морским путем, прибыли около миллиона беженцев. Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев сообщает, что около 80% из них прибыли на территорию Греции, и большинство из них высадилось на острове Лесбос. Около 150 тысяч мигрантов перебрались из Ливии в Италию через Средиземное море.

Согласно прогнозу Евросоюза, до конца 2016 года в Европу прибудут еще три миллиона мигрантов. Долгое время по поводу беженцев в Европе существовали серьезные разногласия, которые полностью не преодолены даже сейчас, после терактов в Париже.

В Еврокомиссии полагают, что кризис беженцев может иметь «небольшое положительное влияние» на европейские экономики в течение нескольких лет. В то же время в ЕС признают, что реальное влияние столь масштабной миграции на национальные бюджеты будет трудно предсказать, учитывая отсутствие полных и достоверных данных о том, кто прибывает в Европу, и собираются ли эти мигранты остаться.

Наиболее активную позицию в вопросе приема беженцев до последнего времени занимала Германия, в которую ежедневно прибывали до 10 тысяч человек. Только за первые 6 месяцев 2015 года Германия приняла больше всего мигрантов – 450 тысяч человек. Ожидается, что к концу года их число достигло 800 тысяч, всего – 1,3 млн человек.

Но далеко не все государства Европы готовы принимать беженцев, неся при этом соответствующие расходы и риски. Целый ряд государств на национальное уровне предпринимают все более жесткие меры по ограничению миграции.

Например, правительство Норвегии в канун нового года предприняло меры по ускорению процедуры депортации, а также вознамерилось уменьшить размеры социальных выплат мигрантам и не впускать мигрантов, прибывающих из Шенгенской зоны, главным образом через Швецию. Также в Швеции намерены усложнить процедуру воссоединения семей и получения права на постоянное проживание беженцев в стране. Реализация этих предложений приведет к тому, что Норвегия станет одной из наиболее «жестких» европейских стран в вопросах миграционной политики. В 2015 году в Норвегии документы на получение убежища подали около 30 тысяч человек, большинство из которых прибыли из соседней Швеции. В то же время, по состоянию на начало нынешнего года в Швеции ожидали разрешения на проживание до 190 тысяч беженцев. В Германии оценивают количество просителей убежища в 2015 году более чем в миллион.

Еще дальше решили пойти в Дании. Парламент этой скандинавской страны подавляющим большинством голосов поддержал пакет мер по ограничению миграции. Предусматривается, в частности, конфискация ценных вещей беженцев для оплаты их пребывания в стране. Против подобных мер выступили международные правозащитные организации, но на родине Гамлета, принца датского, подобные возражения были демонстративно проигнорированы. Правда, предусмотрен перечень предметов, которые у беженцев не должны изыматься. Это обручальные кольца, семейные портреты и некие «знаки чести». В то же время, в качестве оплаты, кроме денег, будут принимать также наручные часы, мобильные телефоны, личные компьютеры и прочее.

Кроме того, буквально в самом начале нынешнего года, 4 января, в первый рабочий день, Дания официально оповестила Европейскую комиссию о временном восстановлении паспортного контроля на внутренней шенгенской границе между ней и Германией. Ранее границу с Данией из-за наплыва беженцев закрыла Швеция. Подобные действия в Дании оправдывают ситуацией на границе.

Отметим, что Шенгенская конвенция об открытых границах допускает временное восстановление паспортного контроля на внутренних границах, если соответствующая страна сочтет это необходимым для поддержания безопасности и общественного порядка. В то же время, границы ЕС не закрываются для граждан ЕС и иностранцев, имеющих действующие визы.

Кроме Дании, Швеции и Норвегии, паспортные контроль на своих границах стали осуществлять Австрия, Германия, Франция. Так, Германия восстановила контроль на границах с Австрией еще в сентябре 2015 года, когда через Австрию в Германию въехало огромное количество беженцев, попавших в Австрию через Венгрию. В свою очередь, Венгрия установила пограничный контроль со странами, не входящими в Шенген — Хорватией и Сербией. Также введен временный контроль на границе Венгрии с «шенгенской» Словенией, через которую также идет большой поток мигрантов со Средиземного моря, а также через Италию.

Следует отметить, что беженцы с Ближнего Востока и Северной Африки используют страны Южной и Центральной Европы как транзитные. Большинство мигрантов пытаются попасть в Германию, Австрию, Швецию − государства с наиболее высокими социальными стандартами.

И вот, наконец, финал. В Шенгене хотят ввести возможность ужесточения контроля на два года. Предложение о подготовке соответствующей законодательной базы уже направлено Еврокомиссии. Власти стран-членов Евросоюза просят увеличить на срок до двух лет действия мер по ограничению Шенгенского соглашения и ввести контроль на границах документов всех въезжающих. Сейчас страны Шенгенской зоны такой пограничный контроль могут ввести максимально на полгода и только при явной предсказуемой угрозе. Одной из причин временно изменить правила Шенгенской зоны в Брюсселе называют тот факт, что террористы, нападавшие на объекты в Париже 13 ноября 2015 года, могли легко ускользнуть из Франции в Бельгию, а также тот факт, что некоторые из террористов проникли в Европу через Грецию в потоке никем не остановленных мигрантов. Подобное решение было принято по итогам совещания профильных министров стран-членов ЕС и Шенгена.

В течение указанных двух лет действия этого ограничения Брюссель должен придумать, как остановить поток беженцев. Кроме того, в Евросоюзе сейчас решают, как из зоны свободного передвижения исключить Грецию, которая не смогла остановить или зарегистрировать сотни тысяч иммигрантов. Еврокомиссия будет работать над чрезвычайными мерами по установлению новой системы пограничного контроля, чтобы перекрыть пути мигрантам из Греции в Германию через Балканы.

Вместе с тем, в Европе опасаются, что если пограничный контроль будет возобновлен на два года, то его потом будет сложно отменить.

В свою очередь, Бельгия предлагает построить лагерь Евросоюза для задержанных иммигрантов, который бы вмещал четверть миллиона человек. Здесь беженцы смогут жить, пока их дела о предоставлении убежища будут рассматриваться. Конечно, это не концлагерь, но определенные ассоциации невольно возникают…

Решение о частичной приостановке действия Шенгенского соглашения стало серьезным ударом для объединения. Еврокомиссия просила сохранить границы 26 стран открытыми, поскольку это «величайшее достижение союза».

С началом массовой миграции в ЕС, Европа резко изменяется прямо на глазах. Конфликты на Ближнем Востоке и в Африке продолжается, нестабильность растет, исламский экстремизм разворачивается. Поэтому пока нет серьезных оснований надеяться, что к концу 2016 года поток мигрантов прекратится, и проблема разрешится.

Очевидно, мы являемся свидетелями того, как под влиянием масштабной миграции, подобной новому переселению народов, облик Евросоюза неумолимо изменяется с непредсказуемыми последствиями. Перспективы безвизового режима Украины с Европой в этом случае выглядит весьма сомнительно…

Источник: издание МИР

Думки авторів рубрики «Думки вголос» не завжди збігаються з позицією редакції «Главкома». Відповідальність за матеріали в розділі «Думки вголос» несуть автори текстів

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: