Как работает российская медиадубинка

    • Платон Маматов
      Директор коммуникационного агентства Magic, Inc.
    • 6 Березня, 2014, 21:23
    • Розсилка

    Директор коммуникационного агентства Magic, Inc. написал колонку о войне на Украине. Но тему Платон разворачивает исключительно в информационном поле и следит за схваткой российских и западных пропагандистов.

    Директор коммуникационного агентства Magic, Inc. написал колонку о войне на Украине. Но тему Платон разворачивает исключительно в информационном поле и следит за схваткой российских и западных пропагандистов.

    Общая численность штатных специалистов по связям с общественностью в рядах армии США составляет более семи тысяч человек. Прибавьте к этому три аналитических центра, несколько тысяч прикрепленных к армейцам «гражданских журналистов» из изданий типа CNN, Fox, Washington Post и New York Times, пиар-специалистов неправительственных организаций, рекламное агентство Leo Burnett на подряде, арсенал из 1400 военных изданий, тысячи «внештатных интернет-специалистов», всю мощь Голливуда — и вы получите очень впечатляющую картинку. И это только американские «информационные войска». А ведь есть еще британские, немецкие и французские «виртуальные армии». Кроме того, существуют также «медийные диверсанты» из числа прозападных российских СМИ и блогеров.

    Что могла противопоставить этому Россия в девяностые? Телеканал «Звезда» и несколько пыльных бюрократов из пресс-службы министерства обороны. Неудивительно, что в первую чеченскую Россия проиграла информационную войну всухую и по всем фронтам. Мировое сообщество сочло нас агрессорами, невесть зачем полезшими топтать кованым сапогом свободу маленького, но очень гордого горского народа. Внутри страны «пятая колонна» тоже постаралась на совесть: многие россияне, как бы это дико ни звучало, оказались на стороне чеченцев.

    Хорошие исходные позиции (защита мирных русских людей от бородатых убийц, похитителей детей, религиозных фанатиков, террористов и бандитов) оказались бесполезны в условиях тотальной нехватки толковых технологов, бюджетов на пиар-кампании и медийных ресурсов. Пророссийскую позицию в те дни не то что озвучить, ее и сформулировать-то толком не смогли.

    В 2000 году Путин разогнал НТВ. Я, юный прекраснодушный идиот, до икоты обсмотревшийся телевизора, собирался ехать на митинги в поддержку «свободного телеканала, гибнущего под кованым сапогом кровавого диктатора». И только спустя несколько лет с удивлением понял, что Владимир Владимирович все сделал правильно. НТВ наносило России и русской армии больше вреда, чем все боевики Шамиля Басаева вместе взятые.

    Все последующие годы российская власть форматировала под себя медийный ландшафт с неотвратимой методичностью бульдозера. Радио «Свобода», финансируемое конгрессом США, прекратило свое вещание в России. Радио «Эхо Москвы» оказалось в нежных руках государственного холдинга «Газпром медиа». «РИА Новости» аккуратно придушили, создав на его месте РИА «Россия сегодня». Телеканалу «Дождь» помахали перед лицом перспективой исчезновения из сетки вещания кабельных каналов.

    Взялись и за интернет: у власти появились стаи платных комментаторов, топовые блогеры-лоялисты, собственная социальная сеть («ВКонтакте» недавно перешла из рук вольнодумца Дурова во владение к прокремлевским олигархам). Параллельно с этим начали выбивать «медийных диверсантов»: Шендеровича камера запечатлела в миг противоестественного соития с матрасом, Адагамова собственная жена в инцесте и педофилии обвинила, Варламова уличили в платной рекламе Майдана, и далее по списку.

    Более того, появились и толковые технологи, способные генерировать адекватные идеи. Я в голос хохотал, наблюдая за упоительными историями «Саша Белый и прокурор», «Вежливые люди захватили аэропорт Симферополя», «Вежливые вертолеты барражируют над Керченским проливом», «Лидер украинских неонацистов воззвал к духу Доку Умарова», «Письмо Кадырова татарам Крыма», «Один народ, один фюрер, один Майдан» и прочие в том же духе.

    К 2014 году Россия отрастила себе неплохих размеров медийную дубинку, которую вполне успешно использует. Первые достижения отечественной пропаганды мы видим уже сейчас: более половины соотечественников поддерживают действия Путина на Украине, Крым вот-вот будет наш, украинские военные переходят под русские знамена, над Харьковом, Донецком и еще несколькими городами развеваются триколоры.

    Но самое интересное у нас еще впереди. Ведь в эпоху тотальной интернетизации и социальных сетей каждый житель России, имеющий доступ в интернет, легко может стать не только объектом медийной войны, но и ее субъектом. Превратиться из пассивного телезрителя и газеточитателя в активно действующего гражданина. При таком раскладе уже через двадцать лет Белоруссия без единого выстрела войдет в состав РФ, а от Украины останется только небольшой западный огрызок.

    Наполеон как-то сказал, что трех газет боится больше, нежели ста тысяч штыков. Бедный, бедный маленький корсиканский ублюдок. Он просто не знал, что такое телевидение, радио и интернет.

    Думки авторів рубрики «Думки вголос» не завжди співпадають з позицією редакції «Главкома»
    Комментарі ()
    1000 символів залишилось
    ПОПУЛЯРНІ АВТОРИ
    Віталій Бала
    Віталій Бала

    Політолог

    Денис Казанський
    Денис Казанський

    Журналіст

    Станіслав Груздєв
    Станіслав Груздєв

    Фотокореспондент «Главкома»

    Ігор Ляшенко
    Ігор Ляшенко

    Видавець

    НАЙПОПУЛЯРНІШЕ