Олег Панфілов Професор Державного університету Ілії (Грузія)

Казка про «28 панфіловців». Росії конче необхідна казка про героїв

Сучасна російська пропаганда знову потребує придуманих героїв і в казкових героїчні події

Мовою оригіналу

Если бы проводился глобальный конкурс на сказочность кинематографа, то в тяжелой борьбе бы схлестнулись две школы – советско-российская и индийская. У Болливуда есть свои причины быть ярким, красочным, певучим и танцующим – тот под стать национальному характеру и культуре. У советско-российского кинематографа тоже существуют традиции, и они уходят в глубь истории – в те самые времена, когда ленинское «из всех важнейших» стало самоцелью создаваемой пропаганды. Индийское кино – сказочное, советско-российское – лживое.

Фраза Ленина про кино на самом деле, как уверяют, полностью звучит так: «Пока народ безграмотен, из всех искусств важнейшими для нас являются кино и цирк», как сказал товарищ Ленин наркому Анатолию Луначарскому в 1922 году, перед своей тяжелой болезнью. Еще Ленин, как свидетельствует Луначарский, сказал важное, что определило главное отношение к кино: «Конечно, цензура все-таки нужна. Ленты контрреволюционные и безнравственные не должны иметь места». Соответственно, ленты должны быть революционными и нравственными, с точки зрения коммунистов.

На самом деле советская власть прибрала кинематограф к рукам еще в 1919 году, когда 27 августа Совнарком принял декрет о национализации кинодела в Советской России. После публикации Луначарским содержания разговора с Лениным началось массовое строительство кинотеатров, с 2000 в 1925-м их число возросло до 9800 – в 1928 году, 29200 – в 1939 году, 156 913 – в 1972 году. Даже несмотря на появление телевидения и формирования нового вида пропаганды – телевизионной, кинематограф по-прежнему занимал важное место в формировании советской идеологии. В каждой советской республике была собственная киностудия, а в Украине и в России – по несколько, в том числе специализированные – документального кино, научно-популярных фильмов, детских и юношеских. Кроме киностудий много фильмов снимали государственные телекомпании.

За все время советского кинематографа был снят 841 игровой (художественный) фильм, десятки тысяч документальных, в том числе и короткометражные «киножурналы», которые были обязательны к показу перед каждым игровым фильмом. Захотели вы, к примеру, посмотреть «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», то будьте добры – перед популярной комедией вы должны были посмотреть несколько репортажей о происшедших в советской стране событиях – награждении очередным орденом товарища Брежнева, перевыполнении пятилетнего плана знатной дояркой и о нерушимой дружбе, например, советского и вьетнамского народов.

Мемуары классиков советского кинематографа изобилуют рассказами о том, как власть жестко контролировала содержание и идеологию снимаемых фильмов – чтобы никто не мог усомниться в правильности решений партии и правительства и основ марксизма-ленинизма. Ленин всегда был шустрым добрячком – в кепке и без кепки, Сталин – суровым и медлительным гением с трубкой в руке, герои-коммунисты были всегда справедливыми, а враги советской власти – мерзкие и отвратительные. Как у Аркадия Гайдара – Мальчиш-Кибальчиш и Мальчиш-Плохиш. Советский кинематограф ввел обязательный стандарт для показа гитлеровцев – те должны быть крикливыми и недобрыми, постоянно вскидывающими руки в приветствии и, желательно, говорящими по-русски с жутким акцентом, чтобы у зрителей ненависть закипала прямо в зрительном зале. А все другие герои – это советские разведчики, побеждающие ихних шпионов, герои-воины, бросающиеся на пулеметы со словами любви к Сталину, а потом и ко всем остальным вождям.

В 1919 году новый советский кинематограф выдал уже 57 фильмов, потом количество сократилось из-за финансовых проблем и продолжающейся гражданской войны. С 1924 года съемка фильмов уже была поставлена на поток. В 1925 году вышел на экраны первый идеологический шедевр – фильм «Броненосец «Потемкин» Сергея Эйзенштейна. С 1931 года начался выпуск звукового кино, 1936 года – цветного. Советский кинематограф постепенно становился любимым детищем Отдела пропаганды и агитации при ЦК КПСС, на кино тратилось много денег, а при том, что страна была закрытой «железным занавесом», то о существовании мирового кинематографа советские люди только догадывались, а если им и позволяли что-либо смотреть, то практически все иностранные фильмы были купированы.

Важность кинематографа была очевидна в годы Второй мировой войны – все киностудии из территорий, которые могли оккупировать немецкие войска, были эвакуированы вглубь страны. Там, в Алматы, Ташкент и Душанбе, были эвакуированы киностудии и театры, там они продолжили выполнять свою пропагандистскую роль. Фильмы снимались спешно в несколько недель, их быстро монтировали и изготавливали тысячи копий, чтобы отправлять на фронт и в тыл. Именно в этих фильмах немцы показаны идиотами, а советские воины – мужественными, искренне любящими Сталина и его пророка Ленина, бросающимися под танки или на пулеметные амбразуры. Поскольку полтора года до Сталинградской битвы советская армия только отступала, то реальность заменялась сказками, придуманными подвигами и фантастическими героями, именами которых впоследствии называли тысячи улиц и площадей, школ и колхозов, им ставились сотни памятников.

Советский кинематограф в первые годы войны заменял населению праздник, которого не было, а было бездарное командование, глупые военачальники-выскочки, выжившие в репрессиях, когда в 1930-х годах уничтожалась армейская элита. К войне пропаганда уже знала, как обманывать людей, как заменять реальность выдумкой, а трагедии репрессий и создание ГУЛАГа – массовыми митингами и истерией по поводу сотен тысяч шпионов, диверсантов и вредителей-саботажников. Кинематограф до появления телевидения был наиболее любимым и популярным жанром пропаганды: другого кино в СССР не было, кроме допущенных цензурой и порядком порезанных «безнравственных» сцен. Население было воспитано к восприятию только такого искусства, которое регламентировалось большевиками, а потом КПСС. Любой интерес к другому расценивался как предательство и подвергался остракизму.

В двадцатке лидеров советского кинематографа половину занимают кинокомедии или развлекательные фильмы, остальные – отнюдь не кондовая советская пропаганда, например, фильмы «Экипаж» и «Война и мир». Тем не менее, кинематограф создавал огромное количество идеологических фильмов, которые были призваны воспитывать гордость за советскую страну, за идеалы марксизма-ленинизма и прославлять вождей. В Советском Союзе было снято множество фильмов о Ленине, но не всем актерам оказывалось высокое доверие воплотить образ вождя – только избранным и только после разрешения со стороны руководства КПСС. Поведение и речь вождя, известные только по кинохронике, были четко ограниченными определенным образом и ракурсами, с тем, чтобы разные актеры изображали Ленина точно так же, как разные скульпторы штамповали огромное количество памятников, очень похожих друг на друга.

Тема Второй мировой войны – самая освоенная пропагандой. Кинематограф создал культ героев, большая часть из которых – выдуманные. Десятки миллионов человек посмотрели снятый в 1971-1973 годах сериал «Семнадцать мгновений весны», в которой вымышленный Юлианом Семеновым герой Макс Отто Штирлиц (Максим Максимович Исаев) служил в самом логове гитлеровцев, но так и не был раскрыт. Почти весь Советский Союз смотрел фильм, не отрываясь от экранов, даже не задумываясь над тем, что это была сказка, к реальности не имевшая никакого отношения. Аудитория первого показа, состоявшегося с 11 по 24 августа 1973 года, оценивается в 50-80 миллионов зрителей. Многочисленные огрехи и неточности зрителей мало волновали, им хотелось проникнуться героизмом, они были готовы поверить во всех сказки. Вредная интеллигенция поступила как всегда – придумала огромное количество анекдотов. В 2009 году сериал «раскрасили» и подвергли цензуре – каждая серия была сокращена на 21-33 процента. Юлиан Семенов в принципе не отрицал, что Штирлиц – герой вымышленный, «собирательный образ».

После распада Советского Союза умерла не только пропаганда, но и сам советский кинематограф. Оказалось, что все советское киноискусство было основано на регламентируемых сюжетах, героях и событиях, в конце 1980-х годов, особенно после появления на экранах грузинского фильма «Покаяние» зрители стали узнавать о другой жизни советской страны, о скрываемых от населения событиях и историях. Начался «разброд» и «шатания», пока в Кремле не появился Путин – начался новый период в возрождаемой пропаганде прежних подвигов и героев. Кроме новых героев, как отец и сын Кадыровы, Моторола, непонятно зачем погибшие военные в Сирии или в Грузии, Кремль настойчиво пытается восстановить прежний культ «мучеников» – героев «Великой Отечественной» – практически беспроигрышных, которым по-прежнему верит весь советский, а теперь российский народ.

Собственно, этим и можно объяснить историю с появлением фильма «Панфиловцы» – о подвиге, который теперь хорошо известен как одна из тысяч советских сказок о чудо-богатырях. Еще 10 мая 1948 года Главным военным прокурором ВС СССР была составлена справка-доклад «О 28 панфиловцах», в заключении которой было написано: «Таким образом, материалами расследования установлено, что подвиг 28 гвардейцев-панфиловцев, освещенный в печати, является вымыслом корреспондента Коротеева, редактора «Красной звезды» Ортенберга и в особенности литературного секретаря газеты Кривицкого». Показания бывшего командира 1075-го стрелкового полка Ильи Карпова и вовсе опровергают многочисленные публикации – статьи, книги, фильмы: «Никакого боя 28 панфиловцев с немецкими танками у разъезда Дубосеково 16 ноября 1941 года не было – это сплошной вымысел».

Из всех панфиловцев, которые по официальной версии «героически погибли», на самом деле в живых осталось девять, двое из них перешли на сторону гитлеровцев. После завершения в 2016 году съемок фильма «28 панфиловцев», в их защиту вступился министр культуры России Владимир Мединский, назвавший «панфиловцев» – «святыми». Оказалось, что в Москве существует группа ветеранов-панфиловцев, которая признала Мединского почетным членом своей организации и наградила знаком «Панфиловец». Создатель фильма Андрей Шальопа награжден премией Российского военно-исторического общества «За верность исторической правде». Фильм получил финансирование в 35 миллионов рублей, получив также чуть больше этой суммы от министерств культуры России и Казахстана.

По всей видимости, современная российская пропаганда вновь нуждается в придуманных героях и в сказочных героических событиях. Поскольку реальных нет, то легче всего снимать о привычных давних, которых опять «воскрешают», надеясь, что отсутствие национальной идеи восполнится старыми сказками. Героизация солдат и «русского оружия» востребована только для одного – оправдания путинской политики вечной войны – за 17 лет правления Путин воевал против чеченцев, в Грузии, в Украине и теперь в Сирии. Ситуация в стране печальная, экономическая катастрофа неминуема и поэтому единственная и давно опробованная возможность удержать людей вокруг вождя – это героизация придуманных подвигов.

Думки авторів рубрики «Думки вголос» не завжди збігаються з позицією редакції «Главкома». Відповідальність за матеріали в розділі «Думки вголос» несуть автори текстів

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: