Нетрадиционное решение Папы. Смелое и очень ответственное

    • Борис Якеменко
      Историк, руководитель православного корпуса движения «Наши»
    • 12 Лютого, 2013, 11:12
    • Розсилка

    Вечером 28 февраля Бенедикт XVI, 265-й Папа Римский, отречется от престола.

    Вечером 28 февраля Бенедикт XVI, 265-й Папа Римский, отречется от престола.

    Закончится пауза, которая «включилась» после кончины Иоанна Павла II.

    Для того чтобы понять, что было и что должно быть, стоит вспомнить предшественника нынешнего Папы и его время.

    Иоанн Павел II стал Папой в 1978 году, в знаменательное время перехода между 1970-ми и 1980-ми, перехода, зримо обозначившего рубеж между старой эпохой, эпохой уходящих, отживающих свое идеологий, сформированных революционными процессами (марксистской для России, просветительской идеологии Великой французской революции для Европы, идеологии маоизма для Китая), и временем, которое крайне неудачно назвали «эпохой постмодерна».

    В это время происходит ряд важнейших международных событий. В 1978 году были подписаны под эгидой США Кэмп-дэвидские соглашения между Египтом и Израилем, Дэн Сяо Пин становится руководителем Китая. На следующий год в Иране произошла религиозная революция, положившая конец светскому режиму Мухаммеда Реза Пехлеви, СССР начал войну в Афганистане, а отношения между США и СССР напряглись до крайности (кризис «евроракет» в декабре 1979 года).

    В 1981 году президентом США становится Р. Рейган. В это же время мир узнает о том, что творилось в «коммунистической» Камбодже, пробуждаются освободительные движения в странах социалистического лагеря (польская «Солидарность»). Случайно или нет совпало и то, что во Франции на выборах в марте 1978 года расколотые левые терпят сокрушительное поражение, в этом же году выходит фундаментальная работа Ф. Фюре «Обдумать Французскую революцию». В ней впервые была сделана попытка пересмотреть базовые представления европейской историографии о Французской революции, в основе которых лежало убеждение, что революция была фундаментом современного европейского гуманизма и демократии.

    Ощущением тяжелого и мучительного «прохода сквозь стену», болезненного крушения прежней эпохи оказалась проникнута даже рок-музыка. На волне ожиданий неизведанного нового, обострения мировых конфликтов, резкого усиления присутствия зла в мире в 1978–1982 годах были записаны лучшие альбомы знаменитых рок-групп (Queen, Scorpions, AC/DC, Black Sabbath, Rainbow и т. д.: «Blackout», «Hells Bells», «Live killers», «Never say die», «Heaven and hell»), а апофеозом стал двойной альбом Pink Floyd «The Wall», в котором была показана та самая стена, крушение которой начиналось (это особенно хорошо видно в знаменитом фильме Алана Паркера). Примечательно, что это же время стало концом эпохи тяжелого рока. Многие известные группы переживают творческий кризис или прекращают свое существование, как Led Zeppelin, навсегда ушедшие со сцены в 1979 году.

    Все эти политические, общественные, культурные события положили начало новейшим путям мировой политики, начали отсчет постсекулярной и постлиберальной эпохи. Не случайно через 10 лет Ф. Фукуяма напишет свою знаменитую статью «Конец истории» (1989 год), ставшую констатацией свершающегося перелома времен. И именно в это время Папа Иоанн Павел II сумел выступить как очень яркий духовный и политический деятель, крупный религиозный мыслитель, задавший ориентиры в тех условиях, когда все начало сдвигаться со своих мест и рушиться. В то время, когда многие уже не верили ни во что, кроме собственной смерти, он сумел доказать, что христианство способно ответить на самые сложные вызовы современности, обозначить масштаб и решение проблем, не отступая от своих фундаментальных принципов, не поддаваясь «духу века сего».

    Пришедший на смену Иоанну Павлу II Бенедикт XVI стал «хранителем традиции». Его избрание подтвердило чисто политическую и часто наблюдаемую тенденцию, когда на смену яркому, склонному к переменам лидеру приходит спокойный и уравновешенный человек, главная задача которого не заниматься преобразованиями, а сохранить то, что проверено временем. Не наступать, а обороняться, не греть, а подмораживать. Этому способствовал и возраст (один из самых старых понтификов и в целом политических лидеров).

    Он не совершал покаяний, «первых в истории визитов» куда-либо, не проводил «исторических встреч». Он рассуждал в своих энцикликах и выступлениях не об острых проблемах, а о вечном: любви и надежде – и разбирался со скандалами (то по поводу заявлений о Мухаммеде, то по поводу педофилии, то по поводу махинаций с деньгами), как обычный заурядный чиновник. Объединяло его с предшественником лишь то, что и на первого, и на второго покушались. И даже здесь примечательно, что в первого стреляли и тяжело ранили в живот, а второго сначала пыталась укусить, а затем повалила на пол неадекватная женщина. В целом он, человек, безусловно, порядочный, образованный, духовный, максимально не подходил к стремительно развивающейся новой эпохе, в которой все – от людей и государств до идей и явлений – ищут сегодня свое место, в том числе христианство и христиане. И именно от христианства сегодня многие ждут ответов на самые актуальные вопросы современности, ибо у христианства есть опыт.

    Но как бы там ни было, решение Бенедикта XVI уйти (напомним, что последний раз такое было 500 лет назад) – это решение как раз «нетрадиционное» и потому очень ответственное и смелое. Власть вообще очень притягательна, а политическая и духовная власть вкупе, одновременная власть над сердцами и мыслями – особенно. И добровольный отказ от нее – это христианский, праведный, назидательный поступок. Ведь такой отказ связан не только с ощущением утраты очень многого, но и с риском увидеть, как то, что ты делал, начинает переделываться или разрушаться. А ты сам можешь оказаться объектом самой уничижительной критики. И что особенно горько, от тех, кто еще вчера подобострастно прикладывался к руке. Но он, зная об этом, решился...

    В марте будут новые выборы. Главное, чтобы нового Папу выбрал не конклав (хотя формально так и будет), а выбрала эпоха. Выбрало время, которое в руках Божиих. Тогда будет найден ответ на очень многие вопросы. В противном случае Западная церковь рискует превратиться в архивариуса, к которому время от времени обращаются за справками, который есть «хранитель древностей», не слишком актуальный в наши дни.

    Думки авторів рубрики «Думки вголос» не завжди співпадають з позицією редакції «Главкома»
    Комментарі ()
    1000 символів залишилось
    ПОПУЛЯРНІ АВТОРИ
    Віталій Бала
    Віталій Бала

    Політолог

    Денис Казанський
    Денис Казанський

    Журналіст

    Станіслав Груздєв
    Станіслав Груздєв

    Фотокореспондент «Главкома»

    Сергій Запорізький
    Сергій Запорізький

    Підприємець

    НАЙПОПУЛЯРНІШЕ