Катерина Зарембо Заступник директора Інституту світової політики

Победа Анджея Дуды: кто на самом деле выиграл?

Эта неделя для Польши ознаменовала завершение эры либеральной «Гражданской платформы».

Эта неделя для Польши ознаменовала завершение эры либеральной "Гражданской платформы". Во втором туре президентских выборов победил Анджей Дуда, представитель оппозиционной партии "Право и справедливость".

Украинские СМИ поздравили нового польского президента. Его острые антироссийские и проукраинские высказывания во время предвыборной гонки были музыкой для украинских ушей — чего только стоит возможность направить польских военных в Украину, которую Анджей Дуда подтвердил в одном из интервью.

Однако чрезмерный энтузиазм в прогнозах относительно польско-украинских отношений сейчас преждевременный.

Отметим, что вопрос войны в Украине является настолько контроверсионным для польского политического дискурса, что все кандидаты, кроме действующего президента, старались его избегать. А Бронислав Коморовский сделал ставку на свой имидж эксперта в вопросах обороны: в рамках предвыборной кампании он посещал оружейные заводы, поддерживал увеличение затрат на оборону до 2% ВВП и готовил самое большое соглашение в военной истории Польши — в апреле он объявил о намерении правительства приобрести новую систему ПРО и 50 вертолетов на 8 млрд долл. Вроде бы должно было сработать среди избирателей, 76% которых убеждены, что Россия является угрозой для Польши.

Не сработало. Президентские полномочия получил политик, не имеющий в сфере обороны никакого опыта. Вместо того он обещал уменьшить пенсионный возраст, улучшить систему здравоохранения и "вернуть Польшу на путь устойчивого экономического развития" — при том, что после кризиса 2008 г. Польша развивалась динамичнее всех стран ЕС.

По мнению ученого-преподавателя Института международных отношений в Польше Анджея Шептицкого, польскому избирателю небезразличны геополитические вопросы и отношения с Украиной в частности, но социально-экономическая политика для него важнее. Ирония заключается в том, что по польской конституции обязанности президента охватывают прежде всего сферу внешней и оборонной политики (президент является представителем государства на международной арене и Верховным главнокомандующим польской армии), тогда как экономика и социальная политика является исключительной компетенцией правительства.

Кроме этого, должность президента в Польше является церемониальной, ключевые решения во всех сферах политики остаются за правительством. Поэтому окончательные прогнозы для будущего украинско-польских отношений можно будет сформировать осенью, после парламентских выборов и назначения нового премьера.

С другой стороны, ни действующая премьер Ева Копач, ни министр иностранных дел Гжегож Схетина пока не проявляли особой заинтересованности в украинском вопросе. Ключевым переговорщиком для Украины в Польше был именно президент Коморовский. К тому же Брониславу Коморовскому удавалось, по определению польских СМИ, работать "премьером по совместительству", удерживая влияние на правительство.

Вряд ли Анджей Дуда сможет повторить его опыт. В избирательном штабе "Права и справедливости" уже заявили, что лидер партии Ярослав Качинский претендует на премьерское кресло, а также дали понять, кто в партии главный. "Дуда стал президентом благодаря политическому гению Ярослава Качинского", — прокомментировала председатель избирательного штаба Дуды Беата Шидло.

Кстати, от заявления о командировании польских военных в Украину Дуда уже давно открестился. Он объяснил, что имел в виду только польскую поддержку в рядах НАТО. Чтобы окончательно расставить точки на "і", он дал четкий ответ в опроснике Latarnik Wyborczy, который заполнили все кандидаты перед выборами: военной помощи Украине — нет, гуманитарной — да.

В целом такая позиция отвечает настроениям польских избирателей: согласно масштабному исследованию польского, немецкого и российского общественного мнения по поводу российско-украинского конфликта, проведенном польским Институтом публичных дел совместно с Фондом Бертельсмана, только 25% поляков высказались в пользу предоставления Украине военной поддержки, и значительно больше — 56% — за предоставление экономической помощи. К слову, 35% польских избирателей поддерживают введенные санкции против России, а 41% выступает за их расширение.

Очевидно, поражение Коморовского все же отражает настроения избирателей и во внешнеполитической плоскости: 51% поляков неодобрительно высказались о действиях правительства относительно российско-украинского конфликта. Авторы исследования отмечают: среди этой группы есть те, кто поддерживает сближение с Россией, и те, кто считает, что правительство могло бы быть более суровым к Москве. Поскольку пророссийские кандидаты, а именно Магдалена Огурек, получили на выборах мизерные результаты, можно предположить, что последняя группа является более многочисленной.

Вместе с тем эта оценка может касаться не только действий польского правительства за пределами ЕС, но и внутри объединения. Нормандский формат в Польше воспринимается в порядке исключения из сферы, непосредственно связанной с ее интересами. Среди поляков распространено мнение, что Франция и Германия ведут слишком мягкую политику по отношению к Кремлю. В итоге, нормандский формат в польском публичном дискурсе стал символизировать, с одной стороны, поражение Польши как в восточной, так и в европейской политике, а с другой — расхождения в польско-немецких отношениях: поляки считают восточную политику одной из основных проблем польско-немецкой "двухсторонки".

Возможно, именно на этом смог сыграть Анджей Дуда, обещая "более уверенную" политику Польши в ЕС, недопустимость отношения к Польше как к "государству второго сорта", "переформатирование" отношений с Германией, сближение со США и НАТО — вплоть до постоянного размещения на территории Польши американских военных баз.

Пока неясно, как именно Дуда собирается укреплять позиции Польши в ЕС. Следует вспомнить, что восхождение Польши на евросоюзовский политический олимп состоялось, собственно, во время правления "Гражданской платформы" — в частности благодаря усилиям бывшего министра иностранных дел Радослава Сикорского, нынешнего маршала Сейма, а также экс-премьера Польши Дональда Туска, ныне главы Европейского совета. Польские эксперты оценивают европейские перспективы партии Дуды пессимистически: "Право и справедливость" традиционно считается консервативной и евроскептической партией, идеологически похожей на венгерский "Фидес", британских тори и чешских консерваторов. Кстати, Качинский ранее признавался, что восхищается политикой Виктора Орбана. А потому можно прогнозировать не столько усиление позиции Польши в ЕС, сколько ее изоляцию и увеличение разногласий внутри Союза.

Такой сценарий является негативным для Украины. Яцек Кухарчик, председатель правления Института публичных дел, прогнозирует: "Несмотря на исключение Польши из нормандского формата, действующий президент Коморовский мобилизовал международную поддержку для Украины. При президентстве Дуды лоббистский потенциал Польши почти наверняка уменьшится".

Однако отметим, что в Германии результат президентских выборов не драматизируют. Самые влиятельные немецкие издания Frankfurter Allgemeine Zeitung и Die Welt опубликовали материалы, которые в целом положительно оценивают перспективы польско-немецкого сотрудничества при президентстве Дуды — дескать, общих интересов достаточно. Телеграмма канцлера Германии Ангелы Меркель также продемонстрировала, что в Берлине настроены на сотрудничество. В послании она не только подчеркнула, что польско-немецкие отношения "столь дружеские и доверительные, как никогда прежде", но и упомянула о "неизмеримых немецких преступлениях" времен Второй мировой войны. Польская печать оценила это как очевидный реверанс в сторону исторической чувствительности польских правых.

Для Москвы президентство Дуды может иметь как положительные, так и негативные последствия. С одной стороны, обещанная Дудой политика в отношении НАТО является неприемлемой для Кремля. С другой — на протяжении предвыборной кампании Анджей Дуда в основном избегал резких заявлений относительно России и не спекулировал на теме авиакатастрофы под Смоленском. Кроме того, потенциальная изолированность Польши в ЕС будет играть на руку Кремлю. Председатель международного комитета Совета федерации Константин Косачев на своей странице в Facebook отрицательно оценил перспективу российско-польских отношений при таком лидере, как Анджей Дуда. В то же время он выразил мысль, что польское общество настроено на нормализацию отношений с Россией и вспомнил предвыборные теледебаты, во время которых Дуда заявил: "В интересах Польши — как можно скорейшее завершение конфликта в Украине и нормализация ситуации как в России, так и в отношениях с Россией, не только с точки зрения безопасности, но и для восстановления товарообмена и в интересах польских крестьян". Показательно, что президент РФ Владимир Путин прислал Анджею Дуде поздравительную телеграмму еще в понедельник, не дожидаясь официальных результатов ЦИК.

В официальном Киеве результаты польских выборов восприняли сдержанно. В отличие от президентов РФ и Германии, глава Украинского государства Петр Порошенко не спешил поздравлять Анджея Дуду с избранием. Заместитель главы администрации президента Валерий Чалый в эфире телеканала "Интер" сказал, что для Украины было бы "прагматичнее" продолжить диалог с Коморовским, который хорошо разбирается в украинских политических нюансах. Вместе с тем он подчеркнул, что польско-украинские отношения "имеют реальные основания развиваться независимо от того, кто будет находиться на посту президента".

Анонсированная встреча между Петром Порошенко и Анджеем Дудой во время визита украинского президента в Варшаву не состоялась. Сначала в штабе Дуды сослались на его загруженность, а через некоторое время и сам визит был отменен. Анджей Шептицкий считает, что это нехорошее начало отношений между президентами двух государств. Вместе с тем Ян Пекло, директор польско-украинского фонда PAUCI, не видит в отмене встречи ничего драматичного — по его мнению, Дуда может быть просто не готов к встречам такого уровня. А в целом эксперты соглашаются, что Анджей Дуда будет поддерживать политику своего предшественника по отношению к Украине — политику солидарную, но сдержанную.

Источник: Зеркало недели.Украина

Думки авторів рубрики «Думки вголос» не завжди збігаються з позицією редакції «Главкома». Відповідальність за матеріали в розділі «Думки вголос» несуть автори текстів

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: