Михаил Касьянов: Аннексия прошла незаконно. Мир не забудет об этом

Михаил Касьянов: Аннексия прошла незаконно. Мир не забудет об этом

Оппонент Путина прогнозирует, что свой Майдан в России переживут в 2016 году

Аннексировав Крым и оказывая поддержку вооруженным формированиям на востоке Украины, Владимир Путин играет «военными мускулами», как настоящий позер. Действо действительно показательно. Однако игра, как признают в России, мягко говоря, затянулась, и сам главный «герой» не до конца понимает, как ее прекратить. Безболезненно для себя, в первую очередь.

Если ситуация будет развиваться в том же духе, вполне возможно, что сидеть Владимиру Владимировичу в своем президентском кресле осталось лишь несколько месяцев. Такой весьма неутешительный прогноз российскому гаранту сегодня дает его бывший соратник, экс-премьер-министр Российской Федерации Михаил Касьянов.

После своего увольнения Касьянов затаил обиду на бывшего патрона и за несколько лет превратился в оппозиционного лидера. Сегодня экс-премьер, являясь сопредседателем партии РПР-ПАРНАС, выступает против режима Путина, «построенного в духе КГБ», и пытается разжечь «протестный огонь» в своих согражданах.

О войне на Донбассе, перспективах членства Украины в ЕС, газовом споре и будущем Майдане в России Михаил Касьянов рассказал в интервью «Главкому».

Михаил Михайлович, президенту России уже не удастся откреститься от причастности к событиям на востоке Украины. Вы понимаете, чего именно добивается Путин? Показывает свою силу? Боится баз НАТО на границе с Украиной? Наказывает за европейский выбор? Зачем ему дестабилизация в Украине?

У Путина изначально не было плана откусывать какие-либо территории, кроме Крыма. Крым – тема отдельная. Аннексия прошла незаконно. Мир не забудет об этом.

Вторая тема, которая сейчас набирает обороты – это ситуация на Донбассе. Дестабилизация, поддержка сепаратистов-боевиков – вина российских властей, как бы они ни выкручивались, как бы ни утверждали, что никого не поддерживают. Эта «освободительная война» - это попытка дестабилизировать ситуацию в стране и ослабить украинскую центральную власть. Но, думаю, что «мирный план» президента Порошенко сработает. И действия, которые сейчас предпринимаются по попытке заставить боевиков сдать оружие, правильные. Хочется верить, что это противостояние не затянется на месяцы, и в течение ближайшего времени завершится.

Еще одной попыткой мирно урегулировать конфликт на Донбассе стали переговоры с участием Леонида Кучмы, посла России в Украине Михаила Зурабова, представителей ОБСЕ, а также лидеров самопровозглашенных «ДНР», «ЛНР», депутата от Партии регионов Нестора Шуфрича и главы «Украинского выбора» Виктора Медведчука. Последнего можно считать прямым глашатаем Путина?

Так это, наверное, и есть.

А в целом, по-вашему, в чем был смысл таких переговоров? Они де-факто признали «ДНР» и «ЛНР» субъектами политического диалога?

Путин, его люди и так называемые представители Донбасса главным условием переговоров считают признание их легитимности. Но, я уверен, для украинского народа и руководства Украины неприемлемо признавать сепаратистов легитимной стороной в каких-либо переговорах. Переговоры должны идти только об одном – об условиях сдачи оружия.

Но я не считаю, что республики были признаны субъектами политического диалога. По крайней мере, по результатам переговоров, по заявлениям, которые после звучали и со стороны Украины, и со стороны России не было признаний, что вот идут переговоры о регулировании отношений между Украиной и народными республиками.

Переговоры ожидаемо не дали результатов. АТО возобновилась, а террористы свои действия, по сути, и не прекращали. Как можно урегулировать ситуацию на Донбассе? Нужно ли вводить военное положение в регионе?

Мне об этом трудно судить. Возможные решения связаны с созданием условия для завершения контртеррористической операции. Но решать властям Украины.

В Госдуме прозвучало предложение на всех уровнях помогать террористам-наемникам на востоке Украины. Его озвучил вице-спикер, заместитель главы фракции «Единая Россия» Сергей Железняк. Также, по данным СМИ, в Госдуме хотят признать антитеррористическую операцию на Донбассе «геноцидом». Какую еще поддержку может оказать Кремль террористам на Востоке нашей страны?

В России, конечно, много вот таких вот заявлений. Но их делают попросту безответственные политики, безответственные чиновники.

Призывы со стороны Украины, стран Запада в адрес Путина прекратить любые формы поддержки вооруженных формирований сейчас абсолютно уместны. Вопрос только в одном: как четко воспримет Путин и его команда неизбежность прекращения поддержки этих боевиков? И сколько еще погибнет людей до того, как это все завершится?

Но требования Путину нужно продолжать высказывать – и по прекращению поддержки, и по контролю за пересечениями границы. А то с одной стороны говорят: границу пересекают. С другой говорят: не знаем, граница, что называется, на замке, никто никуда ее не пересекает. Все несуразицы, конечно, вызывают улыбку. Но эта улыбка стоит очень дорого.

Секретарь СНБО Андрей Парубий допустил, что в случае реализации Россией своего сценария в Украине, следующими под удар попадут страны Балтики, а также Беларусь и Казахстан. Вы видите у российского президента такие «желания»?

Если сегодня будут прикрыты глаза на эти беспорядки и незаконные действия, включая действия российских властей по поддержке сепаратистов, то дальше, конечно, аналогичные или похожие действия могут происходить и в других странах. В Молдове, например.

Очень важно, чтобы и украинские власти, и власти западных стран настойчиво требовали и не спускали все, как это случилось с Грузией в отношении Абхазии и Южной Осетии. Чтобы такого не повторилось, требования сейчас должны быть очень настойчивыми. Если не остановить эти процессы и не продемонстрировать, что так действовать неприемлемо, похожие ситуации действительно могут развиваться на территории других государств. Но, думаю, что выводы уже сделаны. Представители западных стран уже поняли, что упустили этот момент в отношении Грузии. И теперь они не допустят этого в отношении Украины.

-- «Из заявлений Путина видно, что он озабочен»

Вы считаете, что нынешние методы давления Запада на политику Владимира Путина может возыметь реальное влияние? Санкции против своих друзей российский гарант воспринял хоть и болезненно, но недостаточно серьезно для того, чтобы прекратить «не объявленную войну». Чем его можно «додавить»?

Система давления на путинский режим работает. Это индивидуальные санкции. Считаю это правильной формой. Она действует. Даже из заявлений Путина видно, что он озабочен, и его люди, попавшие под санкции, озабочены и считают это каким-то шантажом.

Это не шантаж. Это требования. Но вот эти жалобы о шантаже и есть показатель того, что нынешние власти нервничают, потому что у них не выходит так просто заставить или уговорить западные страны закрыть глаза и поверить в их истории о том, как где-то там русскоговорящих людей истребляют. Это чушь, которая была использована для объяснения аннексии Крыма и беспорядков на Донбассе. Никто в это не верит. А санкции действенны. Просто их надо расширять.

Международный валютный фонд, скажем так, предупредил, что при продолжении конфликта с Украиной отток капитала из России превысит 100 миллиардов долларов в 2014 году. Как это может сказаться на российской экономике?

Это оценки экспертов, которые анализируют ситуацию вокруг и внутри России. И я с этими оценками согласен. Поскольку невозможно в XXI веке государству, которое имеет Конституцию демократического государства, наплевать на эту Конституцию и нормы международного права и действовать так, как никто не действовал после Второй мировой войны. Безусловно, инвесторы прекращают рассматривать Россию как полигон для применения своих инвестиций.

Более существенная вещь, что в самой России с нынешней властью, независимо от конфликта с Украиной, в экономике будет наблюдаться спад. Не стагнация и нулевой рост, а фактически падение валового внутреннего продукта.

Уже можно сделать выводы, какое влияние на экономику России оказало и окажет присоединение Крыма?

На экономику это пока никак не повлияло. Но то, что повлияло на бюджет – безусловно. Это повлияло и на бюджет Российской Федерации, и на региональный бюджет, которые и так худые, из которых идет какая-то там помощь в Крым. Но это только начало истории. Скоро там проблем будет больше. Что будет вместе с другими факторами способствовать негативному развитию ситуации в российской экономике.

Украина должна вводить по отношению к России какие-то, условно говоря, санкции? Вот у нас поговорили о визовом режиме для россиян – и отставили тему. Попытались в один законопроект внести норму, которая бы позволила выдворить из Украины все «дочки» российских банков, - теперь обещают ее убрать. Должен быть какой-то адекватный ответ на действия России со стороны украинских властей?

Проблему нужно решать также в индивидуальном порядке. В отношении тех людей, которые занимаются дестабилизацией внутри Украины.

Если Россия будет вводить какие-то недружественные действия общего порядка, санкции, такие как, например, исключение Украины из зоны свободной торговли и введение таможенных пошлин, безусловно, украинские власти будут предпринимать какие-то аналогичные меры. Но это уже неправильная политика российских властей. Попытки запугать и предотвратить подписание Соглашение о свободной торговле с ЕС, слава Богу, не сработали.

Вопрос теперь в другом. Этот амбициозный план по экономической интеграции с Европейским Союзом требует больших усилий и последовательных действий. Надеюсь, что украинские власти готовы к решительным действиям, последовательным реформам. В этом случае, конечно, никакого ущерба, которым пугает Путин и его люди, не будет. И те меры, которые прописаны в соглашениях и приложениях по постепенной модернизации таможенных тарифов между Евросоюзом и Украиной для созданий зоны свободной торговли, выверенные, на мой взгляд, позволили избежать резких изменений в торговых режимах, которые привели бы к негативным последствиям.

Если продолжать тему евроинтеграционного направления развития. Каковы ваши прогнозы по поводу членства Украины в ЕС?

В ближайшей перспективе вопрос о членстве Украины в ЕС не стоит. Для этого нужно пройти длинный путь. Для этого требуется серьезный комплекс реформ…

А Украина слишком занята войной?

Украина сильно отстала в своем развитии от России. А к этому еще и добавляется то, что она занята войной, хотя войной я это не называю. Это действия по наведению конституционного порядка на территории Украины. Но, безусловно, это все не способствует.

Если реформы будут последовательно проводиться с завтрашнего дня, то теоретически через десять лет может в экономике и украинском государстве сложиться такая ситуация, что Украина может ставить вопрос или ее пригласят в Европейский Союз. Конечно, приглашение должно поступить гораздо раньше. И я тут солидарен с президентом Порошенко, который в обращении к Европейскому Союзу сказал: мы ожидаем в недалеком будущем простого слова, что мы – имею в виду, Украину – желаемы для Европейского Союза. Это был бы важный фактор, который бы стимулировал и украинские власти и граждан на проведение серьезных реформ. Думаю, что так это произойдет. Но этот путь в любом случае будет непростой.

-- «Режим Путина очень долго не продержится»

Вы ранее в интервью «Главкому» говорили, что Европейский Союз для Украины – естественный выбор, так же, как и для России. Когда все-таки российские власти этот выбор сделают?

Нынешние российские власти к этому не придут. Более того, нынешние российские власти призывают пересмотреть ценности развития государства. У нас свои проблемы, гораздо более сложные и глубокие. Но это связано, конечно, с мировоззрением, которое сегодня исповедует значительное количество представителей российской власти. Это вопрос наш внутренний, и он, надеюсь, будет решен российскими гражданами. Хочу верить, что решен он будет через систему выборов, которой сегодня в России, к сожалению, не существует. Нормальных, честных выборов у нас нет сегодня.

И сколько вы даете еще режиму Путина?

Прогнозы тут зависят от разных сценариев, которые возможны при развитии ситуации. Если Владимир Путин не осознает происходящего сегодня и будет продолжать поддерживать вооруженные формирования в Украине, конечно, западные страны будут вынуждены ввести уже секторальные санкции против всей Российской Федерации. Вот это, конечно, очень и очень серьезная вещь. Санкции против финансового сектора, в частности, нанесут серьезнейший ущерб российской экономике. И, конечно, при таком негативном сценарии режим Владимира Путина очень долго не продержится. Срок уже будет идти на месяцы.

Но, сморите, и без этого в России, условно говоря, есть против чего протестовать. Проблемы в экономике, отмена выборов мэров, «антитеррористический» пакет законопроектов, который направлен по факту на борьбу с оппозицией и так далее. Почему же сейчас накал протестов в России снизился? Украинцы значительно резче реагируют на действия властей. Россияне способны выйти на свой Майдан, который, например, может грозить Путину тем же, чем у нас Януковичу?

Настрой у людей в Украине и России разный. К тому же, в Российской Федерации фактически не существует свободы личности, не говоря уже о свободе прессы и всех механизмах, которые позволяют гражданам участвовать в государственной жизни, а именно – праве избирать и быть избранными. Этого главного механизма в России не существует.

Более того, власть пытается давить в бытовой повседневной жизни на каждого для того, чтобы не допустить возможности для людей объединяться и защищать свои конституционные права. Власть в России действует, подавляя такие попытки граждан, и юридически ликвидируя возможности участвовать в выборах и действительно избирать. Это все в России является имитацией. А жесткий режим провоцирования и подавления любого инакомыслия, созданный в духе КГБ, к сожалению, действует эффективно. И граждане не готовы выходить на улицы и требовать смены власти. Хотя в душе они это делают. И сами клеймят эту власть и ждут, когда что-то такое случится. Но будут участвовать в массовых демонстрациях тогда, когда наступят события, которые позволят им сказать, что этот момент может что-то изменить в их жизни.

Какие события, например?

Таким моментом могут быть выборы в Думу 2016 года. Я думаю, что тогда действительно будет протест. Люди будут требовать, чтобы выборы были честными и свободными.

Больной для России и Украины «газовый» вопрос. Что будет, когда начнется отопительный сезон? Каким может быть компромисс?

Договориться будет сложно. Но это неизбежно. Путин и его команда переживают. Потому что не удается додавить украинские власти. Но поскольку Российская Федерация не может не поставлять газ через газотранспортную систему Украины, а Украина пока тоже не может обойтись без российского газа. Хотя стремится к тому, чтобы этот механизм давления на нее со стороны российской власти минимизировать. Это естественное желание любого правительства – минимизировать давление извне. Поэтому договоренности будут. Они будут какими-то временными. Может быть, не очень комфортными.

Но Владимир Путин, назвав шантажом требование Киева о снижении цены на газ, уже заявил, что, несмотря на трудности, Россия будет продолжать продвигать проект сооружения газопровода «Южный поток», который идет в обход Украины. И Венгрия, например, готова строить свою часть этого газопровода. Более того, в качестве одной из версий в деле о взрыве на магистральном газопроводе «Уренгой-Помары-Ужгород» в МВД Украины рассматривают теракт. Его цель – дискредитировать украинскую ГТС и легитимизировать в глазах Европы проект по строительству «Южного потока».

Версии по поводу взрыва могут быть разными. И такая версия – о теракте – тоже уместна. Но это могут быть и технологические какие-то вещи, связанные с самим газопроводом. Я не хочу верить в то, что по этому поводу уже организовываются какие-то теракты. Хотя, конечно, людям в Украине в условиях нагнетания ситуации такие мысли лезут в голову. Все живут в напряжении. Все хотят прекращения давления на независимое государство Украина.

И нужно признать, есть попытки со стороны российских властей решить эту проблему недоговороспособной Украины. Поэтому «Южный поток», совершенно очевидно, с самого начала был проектом не для увеличения транспортировки газа, а для транспортировки того же газа, но в обход Украины. И, безусловно, страны Европейского Союза также должны будут принимать решение по этому вопросу.

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: