Выборам поставили «четверку»

Выборам поставили «четверку»

Предварительный отчет миссии наблюдателей ENEMO по дню голосования.

Европейская сеть организаций по наблюдению за выборами (ENEMO) направила 450 краткосрочных наблюдателей для осуществления мониторинга за всеми этапами процесса голосования на президентских выборах-2010, включая открытие участков, голосование, подсчет голосов и подведения итогов голосования на избирательных участках и в окружных избирательных комиссиях во втором туре выборов Президента Украины. В общей сложности, наблюдатели ENEMO следили за открытием 204 избирательных участков, голосованием на 2157 избирательных участках и подсчетом голосов на 200 избирательных участках. Кроме того, ENEMO направила 8 краткосрочных наблюдателей для мониторинга дня выборов в посольствах и консульствах Украины в России (Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Владивосток), Республике Молдова (Балти, Кишинев) и Беларуси (Минск, Брест).

Во втором туре ENEMO отметила продолжение тенденции улучшения в выборах Президента Украины 2010 года по сравнению с выборами 2004 года. Атмосфера выборов во время второго тура была в целом свободна от давления, запугивания или угроз по отношению к кандидатам. К тому же, не было отчетов о централизованном злоупотреблении административным ресурсом, и наблюдатели ENEMO отметили только единичные случаи давления на избирателей и наблюдателей. Хотя сам день выборов прошел без сообщений о систематических фальсификациях и был в общем оценен лучше, чем первый тур, отмеченные ENEMO ранее процедурные и организационные проблемы стали препятствием для работы многих комиссий, а также причиной неравномерного применения законодательных норм в отношении голосования на дому. Принимая во внимание факты попыток купить голоса избирателей, а также фальсификаций выборов, ENEMO обращается к представителям властей с просьбой провести детальное расследование таких инцидентов. Хотя количество наблюдателей ENEMO, которые не были допущены к выполнению своих полномочий, значительно снизилось по сравнению с первым туром, наблюдатели ENEMO получили отказ в получении такой возможности в некоторых случаях, в частности, при процессе подсчета бюллетеней и фиксации результатов голосования на уровне окружных избирательных комиссий.

Во время проведения второго тура Центральная избирательная комиссия (ЦИК) функционировала достаточно беспристрастно, но продолжала практику закрытых заседаний, на которые не допускались наблюдатели.

ОТКРЫТИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

Наблюдатели ENEMO отметили, что 98% избирательных участков открылись вовремя, и только 1,47% участковых избирательных комиссиий (УИК) начали работу с опозданием до 15 минут. Данный факт свидетельствует о значительном улучшении по сравнению с первым туром выборов, а также предыдущим опытом проведения выборов в Украине.

Также, в сравнении с первым туром и предыдущими выборами, наблюдатели ENEMO отмечают значительное улучшение в соблюдении процедур открытия и общей работы избирательных комиссий. ENEMO положительно оценивает работу около 95% процентов УИКов, на открытии которых присутствовали наблюдатели ENEMO.

КОЛИЧЕСТВО ЧЛЕНОВ УИК И РАБОТА УЧАСТКОВЫХ КОМИССИЙ

За несколько дней до голосования Верховная Рада утвердила изменения к Закону о выборах Президента с целью предотвращения возможности блокирования работы комиссии со стороны членов комиссии, представляющих одного из кандидатов. Тем не менее, отчеты ENEMO о дне голосования сигнализировали о том, что большинство назначенных членов комиссий продолжали работу в соответствии с законодательными нормами и в атмосфере коллегиального сотрудничества. Кроме того, по сравнению с первым туром, работе комиссий была дана позитивная оценка со стороны большинства наблюдателей, хотя и наблюдались конфликтные ситуации между членами комиссии от разных кандидатов, которые стали причиной временного прекращения работы окружной избирательной комиссии (ОИК) 10 в Крыму и ОИК 109 в Луганской области.

ТАЙНА ГОЛОСОВАНИЯ

Как и в первом туре, проблемой дня выборов было соблюдение принципа тайны голосования. Наблюдатели ENEMO отметили много случаев, в которых расположение кабин для голосования не могло обеспечить полного уединения для избирателей при процедуре волеизъявления. Такие случаи были зафиксированы во Львовской (ОИК 128, УИК 229), Хмельницкой (ОИК 195, УИК 124), Одесской (ОИК 141, УИК 6), Житомирской (ОИК 65, УИК 28, ОИК 67, УИК 107) и Херсонской (ОИК 184, УИК 11) областях. Более того, в Черкасской области (ОИК 200, УИК 156) наблюдатели зафиксировали факт инструктирования избирателей членами комиссии о том, что вбрасывание бюллетеней в урны должно производиться в соответствии с тем, за какого кандидата был отдан голос.

НАРУШЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ ГОЛОСОВАНИЯ

В Донецкой области (ОИК 55, УИК 81) наблюдатели ENEMO стали свидетелями инцидентов, связанных со вбрасыванием бюллетеней. Наблюдатели также сообщили о попытках вынести бюллетени с территории избирательного участка, а также о том, что избиратели фотографировали бюллетени, что может быть сигналом об организованной покупке голосов и стратегии так называемых «каруселей» на выборах. Несмотря на то, что составляет сложность задокументировать нарушения такого рода надлежащим образом, отчеты ENEMO дают основания предполагать, что подобные происшествия имели общенациональный характер. В Луганской области (ОИК 114, УИК 4) член комиссии был обвинен коллегами в попытке повреждения бюллетеней.

К тому же, в некоторых случаях действия членов комиссии частично отличались от процедур, предусмотренных требованиями, что было отмечено наблюдателями ENEMO в Житомирской (ОИК 65, УИК 28), Николаевской (ОИК 130, УИК 33) и Одесской (ОИК 137, УИК 20) областях. В ряде случаев наблюдатели ENEMO отметили, что члены комиссии выдавали бюллетени избирателям без необходимой проверки документов. Подобные происшествия были зафиксированы в Хмельницкой (ОИК192 УИК 193) и Житомирской (ОИК 64, УИК 83, ОИК 67, УИК 219) областях, а также некоторых других.

НЕУПОЛНОМОЧЕННЫЕ ЛЮДИ НА ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ УЧАСТКАХ

Наблюдатели вновь отметили несколько случаев, когда люди, считавшиеся уполномоченными, оказывали влияние либо непосредственно руководили деятельностью УИК, избирателей или наблюдателей, например в Закарпатской (ОИК 72, УИК 77; 111); Хмельницкой (ОИК 195, УИК 30), Николаевской (ОИК 129, УИК 12), Донецкой (ОИК 48, УИК 66, ОИК 42, УИК 26, ОИК 41, УИК 7) областях. Миссия ENEMO рекомендует подробно расследовать такие случаи, поскольку они подрывают работу членов комиссий, а также ставят под угрозу честность и прозрачность избирательного процесса.

ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ НАБЛЮДАТЕЛЕЙ

В целом, избирательный процесс имел открытый характер, и наблюдателям ENEMO разрешали осуществлять мониторинг всех этапов избирательного процесса в день выборов. ENEMO отмечает значительное улучшение по сравнению с ситуацией в первом туре. Тем не менее, наблюдателям не давали зайти на избирательный участок или производить мониторинг всех этапов избирательного процесса в Черновецкой (ОИК 206, УИК 13), Черкасской (ОИК 198, УИК 52), Киевской (ОИК 91, УИК 28), Одесской (ОИК 137, УИК 93), Донецкой (ОИК 41, УИК 7), Житомирской (ОИК 67, УИК 219, ОИК 65, УИК 71), Луганской (ОИК 112, УИК 9), Кировоградской (ОИК 101, УИК 6), Харьковской (ОИК 179, УИК 145), областях, а также в Крыму (ОИК 1, УИК 18). Кроме того, ENEMO все также обеспокоена тем фактом, что наблюдателей не допустили к мониторингу работы ОИК, например, в Крыму (ОИК 10), в Тернопольской области (ОИК 169).

ГОЛОСОВАНИЕ НА ДОМУ

В своем отчете о предвыборном периоде ENEMO высказывала опасения, что отсутствие четких положений по проведению голосования на дому приведет к арбитражным решениям членов комиссий низшего уровня. Во время проведения второго тура, наблюдатели ENEMO отмечали использование членами комиссии собственного понимания норм законодательства при осуществлении голосования на дому. В то время как члены комиссий в Луганской, Николаевской и Хмельницкой областях отказывались предоставить избирателям возможность голосовать на дому без предъявления медицинской справки, в Киевской и Черниговской областях члены комиссий вносили избирателей в списки в отсутствие какого-либо письменного заявления. В Одесской и Полтавской областях члены участковых комиссий принимали решение об удовлетворении требований о голосовании на дому, несмотря на тот факт, что это не отвечает требованиям законодательства. Также было выражено беспокойство в отношении заявлений о голосовании на дому, написанных одним почерком. Такого рода случаи были зафиксированы в Луганской, Донецкой и Закарпатской областях.

Поскольку на голосование на дому было подано сравнительно небольшое количество заявлений, проблемы, связанные с этой процедурой, скорее всего не окажут значительного влияния на результаты выборов. Тем не менее, ENEMO акцентирует внимание на том, что отсутствие четко прописанных норм является причиной неравномерного правоприменения закона, что создает основания для дальнейших жалоб.

СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ

Внедрение полностью централизованного реестра избирателей в Украине привело к значительному улучшению качества списков избирателей. Тем не менее, отсутствие четко определенного порядка внесения изменений в списки избирателей в день голосования на уровне участков стало причиной неравномерного применения законодательных норм, которое часто оставлялось на усмотрение членов комиссий. Хотя на данный момент не представляется возможным определить точное количество избирателей, на волеизъявление которых повлияли противоречивые решения, на основании отчетов можно предположить о том, что эта проблема имела общенациональный характер. К примеру, в Киевской, Черновецкой, Хмельницкой, Одесской, Харьковской, Донецкой и Сумской областях избиратели были внесены в список на основании решения членов комиссии, принятого в день голосования. В Одесской, Черкасской, Винницкой областях, а также в Крыму, имена избирателей вносились в списки в результате телефонной беседы главы комиссии с сотрудниками органов ведения Государственного реестра избирателей в отсутствие каких-либо письменных подтверждений. В Закарпатской области (ОИК 70, УИК 36) глава комиссии осуществлял составление новых списков избирателей без подтверждения со стороны органов Государственного реестра, в компетенции которого находится контроль за списком избирателей. Тем не менее, небольшое количество имен, внесенных в списки в день голосования во втором туре свидетельствует о том, что произошли улучшения в системе регистрации избирателей.

ОБЩАЯ ОЦЕНКА ПРОЦЕССА ГОЛОСОВАНИЯ

Миссия ENEMO сообщает об улучшениях, отмеченных в работе УИК во втором туре. 95% наблюдателей ENEMO дали позитивную оценку действиям членов комиссии в отношении соблюдения процедур голосования.

ПОДСЧЕТ ГОЛОСОВ И ФИКСИРОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Отчеты краткосрочных наблюдателей ENEMO дают возможность утверждать, что представители организации не были свидетелями серьезных случаев нарушений во время подсчета голосов, о чем говорят данные, имеющиеся на утро следующего после выборов дня. Несмотря на это, оценка процедуры подсчета голосов снизилась по сравнению с первым туром, о чем говорит негативная оценка 9% УИК наблюдателями в отношении процедур подсчета голосов.

ПЕРЕДАЧА РЕЗУЛЬТАТОВ И РАБОТА ОИК

Процедура передачи материалов, связанных с выборами, также улучшилась по сравнению с первым туром. Отчеты ENEMO говорят о позитивной оценке этой части избирательного процесса на 95% ОИК, посещенных наблюдателями. Тем не менее, в Крыму (ОИК 10) произошла задержка в работе комиссии вследствие конфликта между представителями обоих кандидатов. На момент написания данного отчета, только половина членов комиссии возобновили свою работу. В Закарпатской области ОИК 70 решил изменить протокол, полученный от УИК 36 после осуществления передачи, на момент, когда представители УИК уже покинули окружную комиссию.

ЗАКЛЮЧЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Миссия ENEMO признает усилия украинских властей, направленные на достижение соответствия международным стандартам демократических выборов. ENEMO предоставит полную оценку и рекомендации в конце всех этапов выборов Президента 2010 года. Тем не менее, для предупреждения вышеупомянутых проблем при осуществлении избирательного процесса в будущем, ENEMO предлагает следующее:

• ЦИК должна предоставить разъяснения и унифицированные процедуры по голосованию на дому.

• ЦИК должна предоставить разъяснения и унифицированные процедуры по внесению изменений в списки избирателей в день выборов.

• Руководство избирательных комиссий должно согласовать процедуры проведения выборов, а также своевременно обеспечить стабильнoсть и предсказуемость нормативной базы.

• ENEMO рекомендует провести детальное расследование действий неуполномоченных лиц во время избирательного процесса ЦИК должна предоставить разъяснения правовых норм относительно прав местных и международных наблюдателей.

• ENEMO также рекомендует провести детальное расследование в отношении попыток покупки голосов избирателей, а также кратного голосования.

Европейская сеть организаций по наблюдению за выборами (ENEMO) является сетью из 22 неправительственных организаций из 17 стран бывшего Советского союза и Центральной и Восточной Европы. Эти внепартийные организации являются ведущими в области наблюдения выборов в своих странах. Всего организации-участницы ENEMO наблюдали более 200 национальных выборов, более 110 выборов в других странах, а также организовали тренинги и обучили более 100 000 наблюдателей. Все заявления данной миссии, а также другая информация будет опубликована на www.enemo.eu.

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: