Последние правила Госавиаслужбы закроют небо для новых авиакомпаний - эксперты

Минюст 13 ноября зарегистрировал новый порядок назначений на маршруты, разработанный Государственной авиаслужбой, которую возглавляет бывший топ-менеджер МАУ Денис Антонюк.

Это означает фактическое закрытие неба Украины для новых украинских авиакомпаний на ближайшие годы, а также невозможность большинству действующих игроков, включая Wizz Air Украина, получить права на полеты по новым маршрутам, сообщает Аvianews.com

«Теперь шансы получить какое-либо назначение или право на воздушную линию равны почти абсолютному нулю, если, конечно, Вы не МАУ», — прокомментировал ситуацию юрист Marchenko Danevych Андрей Гук.

Проект порядка был опубликован летом и вызвал неоднозначную реакцию рынка. Он отдает всю власть по выдаче маршрутов чиновникам Госавиаслужбы и фиксирует необходимость выполнения первый год рейсов в пределах Украины, после чего авиаперевозчик получает право выполнять чартерные рейсы за границу. И только через два года после начала выполнения внутренних рейсов авиакомпания может претендовать на международные регулярные линии.

Однако даже выполнение этих правил не гарантирует получение права летать за границу. Новый порядок предусматривает "конкурс" заявок, в котором учитываются использование ранее выданных назначений (10 баллов), количество выполненных полетов внутри Украины за последние три года (20 баллов), размер флота и персонала (по 10 баллов), количество выплаченных налогов (10 баллов).

Таким образом, крупнейший игрок на рынке авиакомпания — МАУ — может дублировать заявки других авиаперевозчиков на маршруты и совершенно законно побеждать, поскольку все ключевые балы приносят не качественные характеристики, а количественные.

Кроме того, разрешенная частотность на международных рейсах, если авиакомпания все таки получит право на полеты за границу, рассчитывается по формуле и очень зависит от соотношения международных и внутренних рейсов.

Например, если лоу-кост Wizz Air подаст заявку на выполнение рейсов Киев-Лиссабон, то при отсутствии внутренних рейсов и выполнении порядка 50 рейсов в неделю авиаперевозчик не сможет претендовать ни на одну частоту за границу. Для этого авиакомпании придется летать во Львов или Харьков минимум три раза в неделю, или в Одессу минимум шесть раз в неделю.

В интервью Денис Антонюк заявил, что из проекта были убраны нормы о двухлетних полетах на внутренних рейсах и чартерах перед допуском на международные маршруты, однако он не уточнил, где можно увидеть обновленный текст документа.

При этом Андрей Гук отмечает, что окончательную версию проекта, утвержденную в Минюсте, вообще никто не обсуждал, а предыдущую версию после обсуждения было предложено отклонить в целом. Таким образом, по мнению юриста, это нарушает несколько статей Закона Украины "Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности".

В августе заместитель министра инфраструктуры Петр Пинкас заявил, что предложенный Госавиаслужбой порядок содержит "большие риски и может иметь негативные последствия для участников рынка". В качестве решения Мининфраструктуры собиралось усовершенствовать действовавший с 2013 года порядок, который участники рынка назвали соответствующим "международному опыту".

В прошлую пятницу в опубликованном проекте коалиционного соглашения говорилось о "создании условий для подписания соглашения с ЕС об едином воздушном пространстве", которое позволит либерализировать авиарынок, а также о назначении авиаперевозчиков на маршруты "на прозрачных тендерных процедурах".

На данный момент неясно, как это согласуется с принятым порядком от Госавиаслужбы, почему высказавшееся против профильное министерство в итоге промолчало, и как Минюст зарегистрировал новый порядок без отмены действовавшего порядка по приказу №245.

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: