Физики создали «ловушку» для антивещества

• РИА Новости
    • 18 Листопада, 2010, 07:41
    • Розсилка

Физики впервые создали эффективный способ получать и в течение достаточно длительного времени удерживать частицы антивещества - атомы антиводорода, которые в отличие от атомов обычного водорода состоят не из протонов и электронов, а из антипротонов и позитронов, говорится в статье участников эксперимента ALPHA, опубликованной в журнале Nature.

Проблема антиматерии, а точнее ее отсутствия во Вселенной, является одной из главных загадок для современных физиков. В результате Большого взрыва во Вселенной должно было возникнуть равное количество материи и антиматерии, однако по неизвестным причинам антиматерия исчезла. Исследование атомов антиводорода поможет физикам понять, в чем же состоит загадочная «уязвимость» антиматерии, которая привела к ее исчезновению.

«По причинам, которые никто пока не понимает, природа исключила возможность существования антиматерии. Поэтому для нас это и награда, и отчасти потрясение - видеть наше устройство и знать, что внутри него стабильные нейтральные атомы антиматерии», - сказал руководитель эксперимента ALPHA Джеффри Хангст (из университета датского города Орхус.

Участники этого эксперимента, который проводится в Европейской организации ядерных исследований (ЦЕРН), создали способ получать и сохранять «холодные» атомы антиводорода, что открывает путь для исследований антиматерии, для поиска ее отличий от обычной материи.

Впервые античастицы, антиподы электронов позитроны, были открыты в 1930-х годах, в 1955 году удалось получить античастицу протона - антипротон. Однако попытки «собрать» их в атом антиводорода не удавались очень долго. Лишь в середине 1990-х годов ученым ЦЕРНа удалось получить первые десять атомов антиводорода в результате взаимодействия пучков антипротонов и позитронов в ускорителе LEAR. Однако сразу после возникновения атомы антивещества исчезали в результате аннигиляции с обычным веществом.

Удерживать нейтральные атомы антивещества значительно сложнее, чем отдельные частицы, поскольку они не обладают электрическим зарядом и их нельзя удержать электромагнитным полем.

Авторы исследования разработали специальное устройство-ловушку, внутри которого создается очень мощное и сложное по конфигурации магнитное поле, которое не дает атомам антиводорода встретиться с обычной материей и проаннигилировать.

Физики показали, что атомы антиводорода могут существовать в «ловушке» около одной десятой доли секунды - это достаточно долгий срок, чтобы исследовать свойства антиматерии, например, получить ее спектр.

Комментарі ()