В Украине может появиться энергоомбудсмен, который будет защищать от произвола в ЖКХ

В Украине назрела необходимость создать институт защиты прав бытовых потребителей газа и электроэнергии от произвола энергокомпаний. Это, в частности, закреплено в обязательствах Украины перед ЕС и Европейским Энергосообществом, пишет в статье в ZN.UA экперт энергорынка Светлана Голикова, член стратегического совета Киевского института энергетических исследований.

Как отмечает эксперт, одна из директив Евросоюза предусматривает, что государства-члены должны гарантировать существование независимого механизма, такого, как, например, защитник гражданских прав (омбудсмен) в сфере энергетики или орган по защите прав потребителей, уполномоченный на эффективное рассмотрение жалоб и внесудебное урегулирование споров.

«Не лишним будет напомнить, что имплементация данной директивы предусмотрена Соглашением об ассоциации между Украиной и ЕС, а следовательно, и норма об институте защиты прав бытовых потребителей газа и электроэнергии должна быть реализована и в Украине», - подчеркивает Голикова.

В ЕС сегодня достаточно иметь доступ к Интернету, чтобы пожаловаться на нерадивого поставщика электроэнергии или газа для разрешения споров между бытовыми, малыми коммерческими потребителями и энергокомпаниями. В этом вопросе европейцы даже пошли еще дальше, и в ряде стран уже работают офисы независимых омбудсменов в сфере телекоммуникаций, банковском секторе, а в Великобритании они охватывают такие области, как рассмотрение жалоб на действия полиции или руководства университетов.

Что может сделать энергетический омбудсмен? Например, Британская служба энергоомбудсмена является независимой и бесплатной для потребителей, она имеет право решать, какие действия должны быть предприняты, и может заставить поставщика энергии, чтобы тот, например, извинился, дал подробное объяснение в своих действиях или выплатил определенную сумму, которую переплатили. Кроме того, энергоомбудсмен может вынести решение по жалобе, и если оно вас не удовлетворит, то ничто не мешает обратиться в суд.

Какие вопросы могут находиться в компетенции энергоомбудсмена? Исходя из европейского опыта, это решение проблем, связанных со счетами за газ, электроэнергию, тепло и воду; поставками и перебоями с поставкой этих товаров (предоставлением услуг); подключением к сетям; микропроизводством и льготными тарифами. Как правило, энергоомбудсмены не уполномочены принимать жалобы на установление тарифов. Также они могут отказаться от рассмотрения дел, требующих обязательного судебного решения, когда речь идет о споре, затрагивающем гражданско-правовые или семейные вопросы. Главный принцип работы энергоомбудсмена — гласность, доступность и оперативность, главная задача — объяснить потребителю его права, а в случае их нарушения обеспечить эффективную и бесплатную внесудебную защиту.

«Украине пришло время задуматься о создании таких институтов, тем более что в Верховной Раде на рассмотрении находятся проекты законов о новом рынке электроэнергии и национальном регуляторе, в которые следует внести норму об энергетическом омбудсмене, оказывающем реальную помощь гражданам, помогающем быть не ходатаями и просителями, а теми, ради кого и должны создаваться рынки. Ценность потребителя важнее цены товара, за который он платит», - резюмирует Голикова.

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: