В Украине назрела реформа образования – экс-министр

    • 10 Квiтня, 2011, 12:58
    • Розсилка

    В последнее время проблема изменений в образовании постоянно находится в поле зрения общественного мнения. Освещаются отдельные важные аспекты образовательной деятельности, предлагаются те или иные новшества, но часто чувствуется методологическая слабость, несистемность предложений. Об этом в своей статье для ZN.UA пишет Василий Кремень, президент Национальной академии педагогических наук Украины, академик НАН и НАПН Украине, министр образования и науки Украины (1999-2005 гг.)

    Ученый отмечает, что в украинском обществе нет четкого понимания, почему, что и как надо изменить в образовании. «В основе этого часто лежит непонимание сущности современных цивилизационных изменений и новых требований, которые они ставят перед человеком, его жизнедеятельностью, неспособность поместить развитие образования в контекст подготовки человека к жизни в ХХІ веке», - пишет автор.

    Поэтому, подчеркивает Кремень, изменения в образовании нужны по следующим причинам:

    «Первое. Человечество вошло в новый тип цивилизации – инновационный. Следовательно, необходимо по-новому определить цели обучения и функции учебного процесса. Сегодня, как никогда раньше, актуальны две задачи: выработать у ребенка умения, навыки и желание учиться в течение жизни, чтобы всегда быть конкурентоспособным, а также научить его тому, что станет основой, методологией жизни и деятельности человека в целом.

    Второе. Современная цивилизация существенно расширила коммуникативную среду, в которой живет и действует человек. В образовании надо изменить сам способ включения личности в учебный процесс. На смену субъектно-объектным отношениям между обучающим и обучаемым должны прийти субъектно-субъектные, при которых оба участника учебного процесса активны, равноправны во взаимодействии и уважают друг друга.

    Авторитарную репрессивную педагогику надо заменить демократической педагогикой толерантности и в школе, и в университете. Это нужно не столько образованию, сколько обществу: стабильная демократия может быть только там, где есть критическая масса людей – носителей демократических ценностей, не способных жить в авторитарной среде.

    Третье. Развитие человечества приобрело глобальный характер, что делает конкурентоспособным только человека, способного жить и действовать в таком пространстве. Поэтому изучение английского должно стать обязательным для всех школьников.

    Четвертое. Новые времена требуют корреляции системы ценностей, которые мы хотим видеть у детей. В частности, детей надо ориентировать на желание быть успешными в жизни. Это должно стать важным стимулом к качественному обучению вместо мотивации методами авторитарной педагогики, и к тому же ориентирует человека на максимальную самореализацию.

    Пятое. Современный мир не только поставил перед образованием новые задачи, но и создал для него новые возможности. Прежде всего это современные информационные технологии, обеспечивающие как минимум три функции: компьютерную грамотность; индивидуализацию и интенсификацию образовательного процесса; новый тип учебной деятельности – дистанционное образование.

    Шестое. Взятие в качестве ведущей идеи современного образования ребенкоцентризм, предусматривающий максимальное приближение обучения и воспитания каждого ребенка к его индивидуальности. Такой подход позволит ребенку познать себя, развиться на основе собственных способностей, а став взрослым – максимально самореализоваться, что является непременным условием личного счастья и динамического и непротиворечивого общественного прогресса».

    Комментарі ()
    1000 символів залишилось
    НАЙПОПУЛЯРНІШЕ