РПЦ считает вечный огонь языческим символом

    • Би-Би-Си
    • 20 Травня, 2011, 06:13
    • Розсилка

    Русская православная церковь (РПЦ) считает «вечный огонь» языческим символом, который не имеет отношения к почитанию памяти павших в войне, заявил глава пресс-службы московской патриархии Владимир Вигилянский. Таким образом он прокомментировал слова редактора «Журнала Московской патриархии», официального органа РПЦ, Сергея Чапнина о том, что празднование Дня Победы является подобием «гражданской религии», в основе которой лежат «языческие ценности».

    «Огонь, выходящий из земли, всегда есть образ ада, геены огненной, гнева Божия. Но даже представители церкви, включая иерархов, продолжают участвовать в этом странном для сегодняшнего дня ритуале», - сказал Чапнин, выступая на ассамблее внешней и оборонной политики в апреле.

    Вигилянский занял более умеренную позицию, подчеркнув, хотя вечный огонь и неприемлем для христиан, «это не значит, что священники или иные люди, которые приходят к этой могиле, участвуют в языческом ритуале».

    Одни эксперты говорят, что таким образом церковь выражает недовольство тем, как отмечается День Победы в последние годы, другие считают эти заявления эхом обиды православной церкви на советскую власть.

    По мнению Чапнина, празднование победы выглядит как религиозное действо. «Так формируется подобие гражданской религии со своими правилами и ритуалами», - утверждает он. По его словам, «в основе этой гражданской религии лежат языческие ценности, смыслы и символы, лишь отчасти модернизированные коммунистической пропагандой», и «ритуальные формы этой религии, в частности, предполагают всеобщее поклонение огню».

    Журналист, член Общественной палаты России Максим Шевченко полагает, что празднование Дня Победы в последнее время приобрело характер некоего национального шоу и стало для россиян лишним поводом «гульнуть». Именно это и вызывает резкое осуждение церкви, сказал он. «Я думаю, что та истерия, которую 9 мая мы наблюдали, она превысила все возможные мыслимые эффекты, когда «спасибо деду за победу» пишут какие-то люди на своих машинах, когда в московских стриптиз-клубах заказывают танец под крики «спасибо деду за победу», - пояснил журналист. По его словам, это все не имеет никакого отношения к тем людям, «которые бились в развалинах Сталинграда».

    В свою очередь историк Александр Дюков напоминает, что Россия – светское государство и недоумевает, почему церковь высказывает претензии к светским мероприятиям. Он отметил, что «проблема специфического отношения православной церкви к Великой Отечественной войне - это вопрос достаточно давний» и резкие заявления РПЦ звучат не первый раз. Так, в 2009 году Русская православная церковь за рубежом выступила в защиту генерала Андрея Власова, в годы Второй мировой войны сотрудничавшего с нацистской Германией.

    Дюков полагает, что подобные высказывания РПЦ - это проявление исторической обиды на советскую власть. «Безусловно это отголосок обиды, это попытка спустя много лет взять реванш за свои реальные страдания, однако сейчас и в такой форме это выглядит, мягко говоря, не особо умным», - заключил эксперт.

    Комментарі ()
    1000 символів залишилось
    НАЙПОПУЛЯРНІШЕ