В Британии разрабатывают космоплан Skylon с самолетным стартом и посадкой

Революционный проект британского космоплана «Скайлон» (Skylon) получил одобрение экспертов из Европейского космического агентства.

Специалисты ЕКА в области реактивной тяги изучили проект его двигательной установки и не обнаружили в нем недостатков. Они предложили перейти к следующему этапу проектных работ - наземной демонстрации важнейшего компонента этого ракетоплана - его прямоточного двигателя.

В основе проекта космоплана Skylon находится новый тип гиперзвукового прямоточного воздушного реактивного двигателя Sabre. Он работает на смеси водорода и кислорода, который на этапе разгона в низших слоях атмосферы поступает в двигатель из воздуха. Затем двигатель переходит в собственно ракетный режим и за пределами атмосферы работает на запасе окислителя, видимо, кислорода из баков ракетоплана.

«Скайлон» является развитием проекта Hotol, который активно разрабатывался в 1980-х годах специалистами из компаний British Airspace и Rolls Royce, но был прекращен из-за недостатка средств.

Небольшая компания Reaction Engines, которая разрабатывала проект Skylon все эти годы, в последнее время стала получать активную поддержку со стороны недавно созданного Британского космического агентства.

Главное достоинство ракетоплана состоит в том, что он стартует с Земли и возвращается на нее как обычный самолет, причем никаких разгонных ступеней для выхода на орбиту ему не требуется.

Британское космическое агентство заказало экспертную оценку двигателя Sabre в ЕКА. Во вторник европейские эксперты представили свое заключение, суть которого сводится к тому, что они не видят принципиальных дефектов в конструкции двигателя.

Космоплан длиной 84 метра будет иметь стартовый вес 200 тонн, но только 15% веса приходится на горючее и окислитель, что позволяет резко увеличить полезную нагрузку по сравнению с традиционными ракетоносителями.

Однако гиперзвуковые прямоточные воздушно-реактивные двигатели, концепция которых была выдвинута более 30 лет назад, пока находятся на сугубо экспериментальной стадии развития. Главная трудность, с которой сталкиваются инженеры при работе над этими двигателями, состоит в крайне высоких температурах воздуха, поступающего в двигатель при скорости в шесть и более раз выше скорости звука. Имеющиеся в разработке системы охлаждения набегающего потока газов страдают одним недостатком - все они очень быстро обледеневают и разрушаются под огромными температурными нагрузками.

Однако компания Reaction Engines заявила, что ею разработана новая технология, которая позволяет охлаждать воздух без обледенения. Эта «секретная технология» компании была изучена специалистами из ЕКА и получила их одобрение.

«Мы сосредоточили все внимание на конструкции двигателя и на общей структуре космоплана, - заявил доктор Марк Форд, глава отдела реактивной тяги ЕКА. - Мы не смогли обнаружить никаких погрешностей и считаем, что это вполне новаторская разработка».

При условии, что программа испытаний достигнет поставленных целей, как заявила компания Reaction Engines, частные инвесторы готовы предоставить ей еще 220 млн фунтов на следующий этап проектирования. Он предусматривает создание наземной установки, которая сможет демонстрировать полный цикл работы двигателя Sabre - в режимах прямоточного и ракетного двигателя, а также переключение между ними.

Компания Reaction Engines утверждает, что такой космоплан многоразового использования сможет снизить стоимость вывода 1 кг груза на геостационарную орбиту до 1 тысячи долларов - в настоящее время она достигает 15 тыс. долларов.

Если Skylon дойдет до этапа производства, на его создание понадобится около 9-12 млрд долларов. «У правительства нет таких денег и мы хотим, чтобы проект финансировался за счет частных инвесторов», - заявил Алан Бонд, управляющий директор компании Reaction Engines.

Недавнее создание Британского космического агентства, которое активно поддерживает этот проект, поможет, как надеются в компании, устранить законодательные и юридические препятствия, которые стоят на пути разработчиков столь смелого проекта.

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: