Марс возник быстрее Земли

Марс сформировался в рекордно быстрые сроки, «всего» за три миллиона лет. Это быстрее, чем ранее полагали ученые. Скорость этого процесса объясняет, почему масса планеты примерно в десять раз меньше массы Земли.

Результаты исследования, опубликованного в журнале Nature, подтверждают теорию, согласно которой Марс остался небольшой планетой, так как ему удалось избежать столкновений с планетарным «строительным материалом».

На ранних стадиях возникновения Солнечной системы Солнце было окружено облаком газа и пыли.

Ученые полагают, что планеты образовались из материи, частицы которой притягивались друг к другу электростатическим зарядом. Впоследствии эти элементы увеличивались в размерах и становились тем, что ученые называют «эмбрионами планет». Эти образования обладали значительной силой притяжения, воздействуя и на другие зарождающиеся планеты.

Иногда мини-планеты оказывались сбитыми со своей орбиты и сталкивались с другими объектами, состоящими из твердых пород. Столкновения могли привести и к тому, что зарождающиеся планеты оказывались выброшенными за пределы Солнечной системы или даже разбитыми на более мелкие части. Из осколков образовывались другие небесные тела. Так, Луна, согласно одной из версий, образовалась в результате столкновения с Землей другой зарождающейся планеты.

Моделируя этот процесс, ученые-астрофизики могут определить размер планеты в зависимости от ее удаленности от Солнца.

Марс находится далеко от центра Солнечной системы; теоретически размер планеты должен быть примерно такой, как у Земли, однако Красная планета в десять раз меньше.

Ученые давно полагали, что Марсу удавалось избежать столкновений с другими объектами, в отличие от планет, которые увеличивались в размерах в результате таких столкновений. Чтобы проверить эту теорию, специалисты Чикагского университета (штат Иллинойс) и Университета Майами (штат Флорида) изучили химический состав метеоритов. Сопоставив концентрацию тория и гафния в 44 космических объектах, ученым удалось установить срок, в течение которого сформировался Марс. Как полагают специалисты, на это ушло от 2 до 3 млн лет. Для сравнения – Земля сформировалась до своего нынешнего размера за несколько десятков миллионов лет.

По словам одного из участников исследования Али Пурманда, когда началось формирование Земли, Марс уже достиг своего нынешнего размера.

Возможно, что Марс остался небольшим именно из-за того, что ему удалось избежать столкновений с другими планетами.

«Наверное, это было просто своего рода случайностью», – говорит специалист по астрофизике Данкан Форган из Эдинбургского университета в Шотландии. Форган отмечает, что при моделировании планетарного развития гораздо проще установить общий ход развития событий, но весьма непросто понять, что происходит с конкретными планетами, как, например, с Марсом.