Путин заинтересовался «Одесса–Броды»

Россия вновь заинтересовалась украинским нефтепроводом Одесса–Броды. Премьер-министр РФ Владимир Путин поручил «Транснефти» проработать вопрос поставок в порт Южный нефти в объеме до 9 млн т в год. Об этом заявил вице-президент «Лукойла» Валерий Субботин, сообщает «КоммерсантЪ-Украина».

По его словам, часть этого сырья может быть направлена на Одесский НПЗ, принадлежащий «Лукойлу», отметил он.

В пресс-службе «Транснефти» подтвердили, что такое поручение получено около трех недель назад, но отказались уточнить подробности.

Источник издания в российском минэнерго рассказал, что сейчас отрабатываются два основных варианта поставок. «Один сценарий предусматривает прокачку по трубопроводу «Дружба» до Брод, а потом в Южный с дальнейшим экспортом морским транспортом. Кроме того, впервые рассматривается возможность поставок из Новороссийска в Южный с дальнейшей прокачкой на Одесский и западноукраинские НПЗ»,– отметил собеседник издания. Но, как рассказал собеседник, пока расчеты показывают, что оба маршрута поставок экономически неэффективны.

Источник в «Лукойле» добавил, что перспективы загрузки Одесского НПЗ остаются туманными, поскольку в Украину гораздо выгоднее импортировать готовые нефтепродукты, а не нефть для переработки.

В пресс-службе «Укртранснафты» от комментариев отказались.

Впрочем, источник издания в украинском Минэнерго заявил, что предложение России теоретически может быть интересно, если позволит полностью загрузить трубопровод. «Планируемый объем загрузки Одесса–Броды азербайджанской нефтью составляет 3,2 млн т в год. Реально он может быть еще меньше: например, ремонт Мозырьского НПЗ привел к тому, что в июне мы вместо запланированных 210 тыс. т поставим на него лишь 160 тыс. т нефти. Если Россия предложит принцип pump or pay – то есть оплаты вне зависимости от объемов прокачки,– мы вполне можем возобновить работу с «Транснефтью»,– пояснил собеседник.

Начальник аналитического отдела ИК «Брокеркредитсервис» Максим Шеин считает, что главная цель России сегодня – остановить прокачку азербайджанского сырья по нефтепроводу Одесса–Броды. «Каспийская нефть стоит дороже российской, но она качественнее и из нее можно получить больше светлых нефтепродуктов. Для западноукраинских НПЗ это преимущество из-за технической отсталости нивелируется, а вот Мозырьский НПЗ может увеличить закупку каспийской нефти, что приведет к потере позиций российских нефтяников»,– говорит Шеин.

А аналитик UPECO Александр Сиренко полагает, что в будущем возможна поставка каспийской нефти из Брод на польские заводы и литовский Мажейкяйский НПЗ. «Это уже более глобальная проблема для России, которая в долгосрочной перспективе закончится потерей рынка сбыта объемом 5-7 млн т нефти в год»,– отмечает господин Сиренко.

Напомним, Одесский НПЗ остановился на ремонт в конце октября 2010 года, поскольку не выдержал конкуренции с льготным импортом нефтепродуктов из стран Таможенного союза, внутри которого поставки нефти не облагаются пошлиной. В начале года украинские нефтепереработчики инициировали специальное расследование в отношении импорта нефтепродуктов. Компании настаивали на введении пошлин для защиты производителей. Расследование до сих пор не завершено.

Нефтепровод Одесса–Броды был введен в эксплуатацию в 2001 году. Первоначально он строился для прокачки легкой каспийской нефти в Европу, однако до 2004 года простаивал, а затем использовался в реверсном режиме (в направлении терминала "Южный"). С февраля Одесса–Броды начал работать в аверсном режиме и прокачал для потребностей Мозырьского НПЗ около 590 тыс. т легкой нефти марки Azeri Light (всего до конца года планируется поставить 1,6-1,7 млн т сырья). В апреле "Укртранснафта" начала переправлять азербайджанское сырье по нефтепроводу Одесса–Броды на западноукраинские НПЗ – "Галичину" и "Нефтехимик Прикарпатья" (до конца года на них планируется поставить до 1,5 млн т сырья).

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: