Украинцев зомбируют политтехнологиями

Украинцев зомбируют политтехнологиями

Чем ближе 17 января – тем меньше уверенности в том, что передача президентских полномочий пройдет гладко.

Чем ближе дата голосования – тем меньше уверенности в том, что передача президентских полномочий пройдет гладко и безболезненно. Нынешние манипуляции сознанием избирателя могут стать репетицией перед серьезными потрясениями.

НОВЫЙ ПРЕЗИДЕНТ: ПАН ИЛИ ПРОПАЛ

Нашего избирателя трудно смутить хроническими выборами. Народ привык жить при кризисах и перетасовках не хуже, чем иные страны при стабильных правительствах и прочных условиях игры. Впрочем, не хуже – в данном случае эпитет сомнительный. Череда кризисов и внутривластных конфликтов сдерживает развитие страны, снижает ее конкурентоспособность и жизненный уровень граждан. С другой стороны, люди все реже связывают свое будущее с масштабным набором предвыборных обещаний политиков.

Сегодня мы имеем весьма своеобразные стартовые условия кампании: снижение электоральной активности, падение доверия к основным претендентам, растущие сомнения в том, что выборы смогут что-то кардинально изменить в положении и развитии страны. Все это накладывается на специфику государственного устройства и политической модели Украины, поскольку президентских пост, остающийся главным по иерархии и вертикали, не обязательно обеспечивает победившей стороне полноту власти. Это, разумеется, не значит, что победивший на президентских выборах кандидат не сможет влиять на расстановку сил. Досрочные парламентские выборы 2007 г. показали, что при большом желании президент вполне может реализовать рычаги влияния, несоизмеримые с ресурсом власти английской королевы.

Впрочем, уникальность приближающихся выборов – и в том, что при определенных условиях власть в стране, чуть ли не впервые с 1990 г., может быть монополизирована в руках одной властной группировки. В любом случае, в политике, как и в жизни, всегда кто-то что-то теряет, а кто-то находит. Но в случае монополизации в одних руках властных рычагов президента, правительства, парламента, судебных органов и прокуратуры просматривается ситуация, при которой победитель действительно может получить все. Тогда властные возможности победившей стороны будут соизмеримы разве что с полномочиями Путина или Лукашенко при полной свободе действий в плане коррекции конституции, пересмотра законодательства, управления бюджетом, манипулирования правами бизнеса или проведения внешнеполитического курса. Именно в этом случае президентские выборы действительно обещают реальное изменение условий жизни и правил игры, по крайней мере, для крупного и среднего бизнеса и связанных с ними политических групп.

ПСИХОДЕЛИЧЕСКАЯ ЛИРИКА КАК ГЛАВНОЕ НОУ-ХАУ

Штабы основных претендентов на президентский пост предложили довольно мало содержательных новинок. На фоне неутешительных экономических прогнозов экономическая и политическая слабость страны диктует спрос на сильные фигуры, способные демонстрировать твердость, принимать быстрые и правильные решения. Хаос в стране создает спрос на наведение порядка. Засилье коррупции и критическое имущественное расслоение возвращают к идее социальной справедливости.

Поскольку кризис шарахнул по Украине намного сильнее, чем по другим странам, ставка на традиционные массовые рекламные мероприятия изначально приобрела оттенок кощунства. Задуманный штабом БЮТ песенный тур «всех звезд» украинской эстрады сначала замер в ожидании финансирования, а затем и вовсе затух на фоне эпидемии гриппа. Впрочем, избирательная кампания Юлии Тимошенко отличается наибольшим динамизмом и гибкостью. Находясь во власти, премьер тиражирует простые и понятные, но иррациональные обещания: кризис уйдет в прошлое вместе с выборами, в ближайшие месяцы все изменится к лучшему, «порядок будет наведен быстро и жестко». В расчете на внешнюю аудиторию добавился и новый тезис – программа «300 дней», выполнение которой должно привести к нормализации ситуации в экономике.

Имидж премьера формируется сугубо рекламными методами, с привлечением доверительного стиля и отрепетированных актерских приемов. «Психоделическую лирику» Тимошенко можно считать подлинным шедевром в развитии украинской политической рекламы. Авторы телевизионного рекламного ролика попытались вложить в обращение к избирателю максимум искренности и заботы, что резко контрастирует с месседжами, обращенными к конкурентам, которые подаются исключительно в качестве вредителей и саботажников. На этом фоне заметно полное исчезновение с телеэкранов прямых трансляций с заседаний Кабинета Министров, которые демонстрируют совершенно иной стиль поведения премьера. Как говорится, для достижения конечной цели нужно выбирать что-то одно, но полностью преодолеть раздвоение образа претендентки вряд ли получится.

Основные акценты кампании Президента Виктора Ющенко основаны на критике реального положения в экономике, энергетике и финансовой сфере. Секретариат Президента пытается озвучивать тщательно скрываемые данные о состоянии бюджета, которые демонстрируют полную неспособность правительства минимизировать последствия экономического спада. Обещать что-то конкретное Ющенко не рискует. В рекламе активно задействованы факторы патриотизма и апелляция к гражданской ответственности. Преодолеть низкий статистический рейтинг технологи Президента пытаются путем трансляции заявлений отдельных граждан, которые согласились публично выступить в его поддержку. Поскольку набор «агитирующих персон» меняется, создается впечатление, что сторонников у Ющенко значительно больше, чем удручающие 3-5%, которые фиксируют социологические опросы. Но и здесь не обошлось без конфуза. Как оказалось, едва ли не все агитаторы оказались сотрудниками одной и той же рекламной фирмы.

Экономический кризис остается основным политическим козырем Виктора Януковича. Лидер Партии регионов позиционирует себя как успешный менеджер, при котором действительно наблюдался значительный экономический рост. Штаб оппозиции перехватил у правительства социальную инициативу. Оппозиция сумела, с привлечением на свою сторону блока Литвина и коммунистов, продавить через парламент закон о повышении социальных стандартов. Это перечеркнуло намерения правительства использовать ресурс повышения зарплат и пенсий для целевых категорий, в привлечении симпатий которых штаб БЮТ проявлял наибольшую заинтересованность. Теперь, вплоть до подведения итогов выборов, правительству придется постоянно оправдываться и искать аргументы, объясняющие отсутствие бюджетных средств. Главной проблемой технологов Януковича остается мобилизация «своего» электората и привлечение сочувствующих. Поскольку новые избиратели не являются естественными идеологическими союзниками, привлечь их можно лишь с помощью какой-то реальной позитивной перспективы. Но для этого нужно по меньшей мере подготовить осмысленный антикризисный план и иметь возможности для его реализации.

«ДВОЕ ИЗ ЛАРЦА» НАЦЕЛИЛИСЬ НА ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ

Группа кандидатов второго уровня состоит из лидеров партий и политических течений, которые либо представлены в парламенте (Владимир Литвин, Петр Симоненко), либо имеют реальные шансы войти в парламент на следующих выборах. Проведенная Арсением Яценюком и Сергеем Тигипко активная рекламная и агитационная кампания обеспечила им высокую узнаваемость и определенную поддержку. Тем не менее, отсутствие устойчивого компромисса между основными ФПГ в пользу одного из этих кандидатов, а также участие в кампании Виктора Ющенко делают исход выборов трудно прогнозируемым.

При ряде существенных недостатков и просчетов, в особенно в кампании Арсения Яценюка, ставка обоих кандидатов была изначально больше ориентирована на парламентскую перспективу. В ноябре оба претендента сделали акцент на оформлении своих партийных проектов. Тигипко провел съезд партии «Трудовая Украина», которая была переименована в партию «Сильная Украина». Яценюк наконец завершил формирование партии «Фронт перемен». Уже в ходе кампании аудитория Яценюка, которая первоначально совпадала с традиционной базой поддержки Ющенко, несколько сместилась в сторону молодежи. Что касается Тигипко, его кампания ориентирована в основном на городской электорат и интеллигенцию и едва ли единственная, в которой используются приемы убеждения.

Как показывают опросы общественного мнения, электорат «третьей силы» остается плавающим и нестабильным, в отличие от потенциальных лидеров, которые представляют основные социокультурные ориентации. Тем не менее, исход второго тура голосования будет зависеть от голосов сторонников Яценюка, Тигипко, Литвина, Ющенко, Симоненко, не определившихся избирателей (до 20%), а также от способностей штабов основных кандидатов переубедить тех, кто декларирует намерение не идти на выборы или голосовать против всех.

В этом смысле основная технология заключается в разыгрывании «снежного кома» растущей популярности, в рамках которой отдельные мелкие партии и общественные деятели заявляют о политической поддержке одного из основных кандидатов. Важным резервным методом, который в свое время использовал Виктор Ющенко при заключении соглашения с Александром Морозом, является предварительное политическое блокирование, вплоть до демонстрации распределения ролей в системе власти.

Виктор Янукович и Юлия Тимошенко решают эту проблему принципиально по-разному. Лидер ПР декларирует готовность заключить компромисс с отдельными, наиболее популярными кандидатами на основе предоставления им постов, вплоть до поста премьера. Тимошенко ограничивается требованием к демократическим избирателям обеспечить ей полную поддержку. При этом, по ее словам (чуть ли не откровение по Фрейду) страна «забудет о существовании» премьер-министра, который будет работать под прямым руководством президента.

Примечательно, что в отличие от периода демократической эйфории факторы административного ресурса и манипуляции бюджетными средствами сегодня не находятся в центре публичной полемики, хотя поводов для ажиотажа здесь более чем достаточно. Тема телевизионных дебатов между кандидатами также не слишком популярна – дискуссия между Януковичем и Тимошенко не вызывает особого энтузиазма.

Роль технических кандидатов в нынешней кампании невыразительна. По крайней мере, кроме назначения своих представителей в избирательные комиссии, эти господа пока себя ничем не зарекомендовали. Однако еще не вечер, и остается лишь предполагать, что мы еще сможем увидеть или услышать перед вторым туром голосования, и к каким сугубо манипулятивным технологиям прибегнут штабы основных претендентов.

КЛЮЧЕВОЙ ПОЛИТТЕХНОЛОГИЕЙ ОСТАЕТСЯ СИЛОВОЙ РЕСУРС

Смысл технологического воздействия – в создании у избирателя соответствующих настроений, впечатлений и стимулов. Политическая мобилизация сохраняет значение на всех стадиях, включая процедуру передачи власти. К тому же, президентские выборы могут стать лишь первым этапом более долгого избирательного цикла.

Решающей политической технологией все же остается ресурс применения силы как крайнего и самого убедительного инструмента власти. Чем ближе дата голосования – тем меньше уверенности в том, что передача полномочий пройдет гладко и безболезненно. Для мирной смены режима нужны как минимум два обстоятельства – стабильное финансирование государственных расходов во время переходного периода и как минимум 10-процентный перевес победителя во втором туре. Но это при условии, что исполнительная вертикаль, избирательные штабы и местные органы власти будут заинтересованы в сохранении политической стабильности.

Поскольку во втором туре возможный победитель не будет иметь критического перевеса, а ставки в игре остаются слишком высокими, возможен и внеплановый сценарий, при котором один из сегментов власти попытается применить силу. Сделать это могут либо премьер (если проиграет), либо президент (чтобы предотвратить монополизацию власти премьером).

В таких условиях любой сбой в достаточно хрупкой системе жизнеобеспечения страны будет означать возникновение чрезвычайных условий. Просрочка платежей за российский газ – лишь одна из таких возможностей, нарушающих привычный ход дел и провоцирующих применение чрезвычайных полномочий. Поскольку Украина остается демократией без демократов, передача власти в разоренной и разграбленной стране обещает стать серьезным испытанием, на фоне которого кризисные эпизоды последних лет могут показаться мелкими шалостями детского периода.

Автор - директор Института политического анализа и международных исследований

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: