Россия блокирует аверс «Одесса – Броды»

Россия блокирует аверс «Одесса – Броды»

У новогоднего нефтяного конфликта России и Украины – глубокая подоплека.

Предновогодние энергетические сюрпризы и осложнения в украинско-российских отношениях можно считать устойчивой традицией. Хотя на этот раз прямых поводов для конфликта вроде бы не было, в канун Нового года российское министерство энергетики не преминуло припугнуть европейцев остановкой транзита нефти через украинскую ветку нефтепровода «Дружба». Разумеется, по сравнению с прошлогодним газовым кризисом упомянутый эпизод выглядит куда более скромным. Конфликт разрешился в течение двух дней. Но для стран Центральной Европы (Чехии, Венгрии и Словакии), энергоснабжение которых напрямую зависит от нефтяного транзита через Украину, подобные осложнения вряд ли выглядят малозначимыми. Конфликт украинско-российских интересов был связан не только с определением текущих транзитных ставок, но также с «висящим» проектом Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК), который предусматривает использование нефтепровода «Одесса - Броды» в аверсном режиме, и всей схемой российских энергопоставок, которая в последнее время претерпевает серьезные изменения.

НЕФТЕТРАНЗИТНЫЙ МИНИ-КРИЗИС

Поводом для российского демарша стали переговоры между компанией «Укртранснафта», которая находится в управлении НАК «Нафтогаз Украины», и российской АК «Транснефть» по поводу ежегодного дополнения к действующему долгосрочному соглашению на транзит нефти по территории Украины. Долгосрочный контракт, подписанный в 2004 г. сроком на 15 лет, предусматривает ежегодное уточнение объемов транзита и других краткосрочных условий.

По данным европейских источников, в ответ на выдвинутые украинской стороной предложения об увеличении ставки транзита, российская сторона заявила о возможной остановке прокачки нефти в Европу по нефтепроводу «Дружба» через территорию Украины и возможных перебоях в поставках нефти в начале 2010 г. В связи с этим премьер-министр Словакии Роберт Фицо назначил внеочередное заседание Совета безопасности страны.

Словацкое правительство предположило, что конфликт между Россией и Украиной связан с размером транзитной пошлины, а ситуация отражает коммерческий спор между Россией и Украиной. Однако президент российской компании «Транснефть» Николай Токарев в интервью Reuters интерпретировал причины конфликта как почти «исключительно» политические. Токарев признал, что причиной возможного сбоя поставок нефти из России в ЕС может стать требование Украины увеличить тарифы на транзит нефти через украинскую территорию и нерешенный вопрос о минимальном объеме нефти, прокачиваемом Россией по трубопроводу «Дружба». Однако не менее важным, по словам Токарева, является конфликт интересов, связанный с прокачкой нефти через порт «Южный» близ Одессы. После прекращения транзита российской нефти через нефтяной порт в Одессе (в 2009 г.), порт «Южный» остается единственным портом Украины, через который осуществляется транзит российской нефти.

РОССИЙСКИЕ ИНТЕРЕСЫ

В последние годы планы российского руководства характеризовались настойчивым стремлением избавиться от транзитной зависимости, сопровождаясь усилившейся переориентацией нефтегазовых магистралей на Восток. Угроза прекращения поставок нефти для стран Центральной Европы удивительно точно совпала с церемонией открытия первой очереди трубопроводной системы Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО), по которой российская нефть будет экспортироваться в Азию. Комментируя пуск нового маршрута, российский премьер Владимир Путин подчеркнул стремление Москвы уйти от «излишней зависимости от транзитных стран», поскольку новый нефтепровод полностью находится на территории России.

В европейской части России введена в действие Балтийская трубопроводная система (порт Приморск) и проектируется система магистральных нефтепроводов БТС-2 (порт Усть-Луга), которые являются прямой альтернативой нефтепроводу «Дружба». Кроме этого, с 2001 г. действует Каспийский трубопроводный консорциум, который предполагается дополнить Трансбалканским трубопроводом (Бургас - Александруполис). Что касается нефтепровода «Дружба», который в советское время был основной экспортной магистралью, его роль, как и объемы транзитных поставок, существенно снижаются. Северная ветка (через Беларусь в Польшу и Германию) остается главной. По южной ветке трубопровода (через Украину в Словакию, Чехию и Венгрию) транспортируется не более 17 млн. тонн нефти в год при фактической пропускной способности нефтепровода Броды – граница Украины в 24,7 млн. т. Нефтепровод постепенно ветшает и нуждается в постоянном ремонте.

Запустив магистраль Восточная Сибирь - Тихий океан Россия получает новый рынок сбыта в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Мощность ВСТО может составить около 80 млн. т. в год. Если добычи уже освоенных месторождений в Восточной Сибири не хватит, российские компании будут вынуждены переориентировать на восток ресурс месторождений Центральной и Северо-Западной Сибири, что вызовет снижение поставок по нефтепроводу «Дружба» и возможный дефицит нефти для стран Центральной Европы. К тому же российским руководством весьма твердо ставится задача отказаться от экспорта сырой нефти и перейти на экспорт нефтепродуктов. Таким образом, существующие и проектируемые нефтепроводы существенно превышают как потребности рынка, так и наличное предложение нефти.

Смысл этих приготовлений становится более понятным, если учесть, что ни от одного из транзитных маршрутов «Транснефть» не отказывается полностью, хотя и переводит основной поток поставок на обходные маршруты, непосредственно связанные с российскими портами. По данным Reuters, «Транснефть» информировала российских нефтетрейдеров о намерении в январе 2010 г. пересмотреть план поставок нефти через порт «Южный» и предложить компаниям-поставщикам перевести поставки в порты Новороссийска (Черное море) и Приморска (Балтийское море).

Таким образом, помимо очередного «зимнего предупреждения» европейским потребителям, декабрьский мини-кризис был призван создать дополнительные препятствия реализации проекта «Одесса - Броды», который предусматривает поставки каспийской нефти в различных направлениях с возможным использованием инфраструктуры нефтепровода «Дружба».

Впрочем, российская сторона не в первые прибегла к угрозе снижения поставок нефти через нефтепровод «Дружба». В 2008 г. сокращение объема поставок по времени совпало с переговорами об установке радара системы ПРО США в Чехии. В этой связи представители правительства РФ прямо заявляют, что эксплуатация нефтепровода «Одесса - Броды» в аверсном режиме создаст прямые риски для поставок нефти в страны ЕС.

ПОЗИЦИЯ ЕС

В ходе декабрьского конфликта Европейская Комиссия по сути выступила на стороне России. Брюссель ограничился пересылкой в столицы Словакии, Венгрии и Чехии письма российского правительства, предупреждавшего о сокращении поставок нефти. По мнению представителей Еврокомиссии, сбои в поставках российской нефти не должны вызвать столь же разрушительных последствий, как это произошло в январе 2009 г. в результате газового кризиса. Были высказаны заверения, что Словакия, Чехия и Венгрия располагают достаточными резервами нефти. Впрочем, дежурный представитель Европейской Комиссии Марк Инглиш не исключил возможности созыва координационной группы для рассмотрения ситуации, но отметил, что проблема пока не выглядит как срочная или критическая.

Словацкое правительство, которое публично объявило о конфликте, явно сыграло на стороне РФ. Похожую позицию занял и еврокомиссар по энергетике Андрис Пиебалгс, который уже 29 декабря констатировал отсутствие «риска сбоя поставок российской нефти», поскольку «российская и украинская стороны достигли договоренности, которая позволит беспрепятственно поставлять российскую нефть в Европу».

Вполне очевидно, что меморандум о раннем предупреждении в сфере энергетики, подписанный Европейской Комиссией с российским правительством, воспринимается в Брюсселе более, чем серьезно, как, впрочем, и недвусмысленные предупреждения представителей российского правительства об угрозах перебоев в поставках нефти на НПЗ Восточной и Центральной Европы вследствие перевода нефтепровода «Одесса - Броды» в аверсный режим.

ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Хотя российское правительство преднамеренно запустило тезис о приостановке нефтяных поставок, в нынешних условиях российские власти явно не заинтересованы в новых энергетических конфликтах, которые могли бы затронуть страны ЕС. Впрочем, это не означает, что Москва не будет использовать всевозможные поводы для нагнетания напряженности по частным вопросам. «Укртранснафта» смогла договориться по ряду условий, включая увеличение транзитной пошлины. Тем не менее, вопрос о гарантиях объемов прокачиваемой российской нефти решен лишь частично. Российская сторона подтвердила обязательство по транзиту нефти в объеме не менее 15 млн. т.

Российской стороне удалось создать достаточно эффективный механизм связей с ЕК и рядом правительств стран ЕС, позволяющий в случае необходимости активизировать позицию европейских СМИ против злонамеренных стран-транзитеров, которые, по словам Путина «требуют эксклюзивных условий» и «злоупотребляют своим положением». Это означает, что любой торг с Россией по энергетическим вопросам может стать поводом для весьма болезненной дискредитации политики украинских властных структур независимо от того, насколько правомочна их позиция по тому или ному вопросу. Впрочем, при нынешнем качестве экономической дипломатии это вряд ли покажется странным.

Перспективы нефтепровода «Одесса - Броды», который получает нефть через систему нефтепровода «Дружба», остаются неутешительными. Российская сторона демонстрирует твердую готовность воспрепятствовать перезапуску нефтепровода в аверсном режиме. В этой связи руководство «Транснефти» заявляет, что в таком случае России придется искать новые маршруты для транспортировки почти 30 миллионов тонн своей нефти (!?), переведя их на маршрут БТС-2 или другие направления. Что касается правительств Словакии, Венгрии и Чехии, они поставлены перед несложной альтернативой – согласиться на предложенную секретариатом Виктора Ющенко игру в «Одесса - Броды» без очевидных гарантий доступа к азербайджанской нефти, или проверить серьезность предупреждения Москвы о блокировании нефтяных поставок.

Автор – директор Института политического анализа и международных исследований

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: