Борис Березовский: Это выборы между рецидивистом и авантюристкой

Борис Березовский: Это выборы между рецидивистом и авантюристкой

Интервью с опальным российским олигархом. Часть 1-я.

Опальный российский олигарх продолжает следить за украинской политикой и, по его собственному признанию, с горечью думает о том выборе «между очень плохим и очень плохим», который нам предстоит сделать. По словам Березовского, все может закончиться самым неожиданным образом – новым Майданом, в финансировании которого, вполне возможно, примет участие и он сам. В интервью «Главкому» Борис Березовский рассказал, какие цели преследовало его нашумевшее письмо к украинским олигархам, на кого поставил в этой кампании Кремль, и как изменятся после президентских выборов отношения между Украиной и Россией.

«Я НЕ ИСКЛЮЧАЮ, ЧТО НАРОД МОЖЕТ ВЫЙТИ НА УЛИЦУ»

На протяжении последних полутора лет вы называли фаворитами наших президентских выборов Виктора Ющенко, которого сравнивали с Ельциным образца 1996 года, и Юлию Тимошенко, которую считали «самым ярким украинским политиком». И вот – выборы состоятся уже в это воскресенье. Кто, по вашему мнению, является наиболее реальным претендентом на победу на них?

Прежде всего, вы не совсем точно сослались на меня. Я не называл фаворитов, я говорил о своем отношении к отдельным политическим деятелям Украины, о своих предпочтениях, о том, кто, как я считал, был бы лучшим Президентом для того, чтобы Украина продвигалась дальше по пути демократических реформ и стала частью цивилизованного европейского мира. А что касается моих персональных оценок роли Ющенко и Тимошенко в политических процессах после Оранжевой революции, то они действительно менялись. И я всегда сожалел, что их союз распался.

А что касается того, что происходит сейчас… К сожалению, часто возникают обстоятельства, когда нужно делать выбор между плохим и очень плохим. В Украине, мне кажется, ситуация сейчас даже немножко хуже: украинцам нужно сделать выбор между очень плохим и очень плохим. И я действительно с горечью думаю о том, что Украина столкнулась с таким выбором. С другой стороны, есть все-таки какая-то сермяжная правда в том, что народ заслуживает именно той власти, которая у него есть. Видимо, есть какой-то большой дефект внутри самого народа, если он допускает, что в ХХІ веке в центре Европы почти 50 миллионов образованного, хорошего народа поставили себя в ситуацию выбора между уголовником-рецидивистом и авантюристкой.

Уж ладно в России – там тоже напартачили: в 1999-м у нас был выбор между Примаковым и Путиным, то есть, мы выбирали между умным извергом и глупым извергом. Но это все равно несравнимо с выбором, перед которым сегодня стоит Украина. Это просто какая-то катастрофа…

На сегодняшний день с точки зрения здравой оценки предвыборной ситуации другого выбора уже не существует. Просвета не видно – либо Янукович, либо Тимошенко. Хотя эта ситуация настолько противоестественна – и по факту, и исторически, – что я не могу исключить другого варианта.

В одном из своих интервью вы говорили, что если украинскому народу «придется выбирать – идти в стойло или пойти дальше, – то народ самостоятельно выйдет на Майдан». Вы считаете, такой сценарий возможен уже в ходе нынешней кампании?

Я не могу его исключать. Хотя, вы знаете, сейчас все сложнее, чем в 2004 году. Тогда было ясно, что народ вышел не за Ющенко, не за Тимошенко, не за Януковича, люди вышли за свободу. Народ вышел за идею, и у этой идеи были носители. Сегодня народ хочет идти в будущее. Но физического носителя этой идеи – идеи идти в будущее – среди кандидатов, имеющих шансы на победу, нет. Ведь Ющенко сам вычеркнул себя из этого списка, не выполнив ни одного обещания, которые можно было бы продать как достижение народу – этой огромной консервативной массе. Ющенко не расследовал убийство Гонгадзе, не расследовал собственное отравление. Если он себя защитить не может, как он может говорить о судьбах своих соотечественников?

Но с другой стороны, готовность народа выходить на улицу при отсутствии физического носителя объединяющей идеи – это повторение ситуации 2000 года, когда в Украине произошли массовые народные протесты после убийства Георгия Гонгадзе…

А потом, в конечном счете, появились носители!

… и именно отсутствие физического носителя идеи сейчас называют главной причиной того, что акции 2000 года не возымели никакого результата.

Народ ведь не сильно обучаем, но немножко обучаем. Поэтому сегодня я не исключаю, что народ может выйти на улицу. Не исключаю.

Не так давно Роман Безсмертный впервые признал финансирование вами Майдана-2004: за ваши деньги якобы были куплены «более 60 обогревателей». Если в Украине соберется второй Майдан, вы бы его финансово поддержали?

Я никогда не говорил, что я плачу деньги на Майдан. Я как иностранный гражданин не имею права финансово поддерживать ту или иную политическую партию. Морально, интеллектуально, словом – сколько угодно…

Но Майдан – это не политическая партия, а институт гражданского общества.

Это революционный институт гражданского общества, который участвует в процессе как политическая сила. Грубо говоря, я абсолютно не жалею, что поддерживал институты гражданского общества, абсолютно не жалею, что эти люди, возможно, потратили эти деньги, возможно, даже на Майдан. Но я еще раз говорю, что я платил не за конкретные обогреватели, грубо говоря (смеется). Я платил за то, чтобы люди смогли сами выбирать свою судьбу.

Если в 2010 году сложится схожая ситуация, вы будете действовать так же, как и в 2004-м?

Думаю, что да.

ПУТИН МОЖЕТ СКОЛЬКО УГОДНО ИГРАТЬ В СВОЮ ИГРУ С ТИМОШЕНКО, НО ДУМАЕТ ОН О ЯНУКОВИЧЕ

В своем нашумевшем письме к украинским капиталистам, написанном в декабре прошлого года, вы назвали наши выборы «выбором между прошлым и будущим»…

Выбор между Тимошенко и Януковичем – это выбор между прошлым и прошлым.

Воплощением будущего вы называли Виктора Ющенко…

Конечно. Но не только Виктора Ющенко, а все что угодно, что не приведет к выбору между Януковичем и Тимошенко. Да, Ющенко – это будущее, но будущее – это не только Ющенко.

А кто еще? Можете назвать пофамильно?

Я не хочу называть фамилий. Но выход на площадь – это в том числе будущее, это – выбор в пользу будущего. А как оно будет персонифицировано – это уже другой вопрос. Я не хочу называть фамилии: Яценюк там или Гриценко или еще кто-то из восемнадцати кандидатов, потому что, конечно, не Яценюк, конечно, не Гриценко…

Если ничего сверхъестественного не произойдет, то на наших выборах победит, используя вашу терминологию, одна из ипостасей прошлого. Чем это может быть чревато для Украины? Какие последствия это возымеет для развития нашей страны?

Самое главное негативное последствие – это в огромной степени переход под контроль России. Точнее, не России – не этого нужно бояться, а преступного российского режима. Если бы речь шла, грубо говоря, о переходе под влияние ельцинского режима, я сказал бы: «Это то, что нужно». А это – переход под влияние путинского, бандитского по существу режима…

Ведь Янукович и Путин – это братья по крови. И понятно, что Путин может сколько угодно играть в свою игру с Тимошенко, но думает-то он о Януковиче, потому что он хочет его третий раз поздравить. Он ведь как личность – маленький по масштабу, ему хочется взять этот реванш.

А зачем ему тогда игра с Тимошенко?

Когда эта игра начиналась, то у Тимошенко рейтинг был выше, чем сегодня… А вообще это – чистая разводка. Тимошенко ведь тоже устроит Кремль, просто меньше, чем Янукович. Это просто игра в то, чтобы псевдодемократическая общественность – я ее так называю, потому что она считает себя демократической и в то же время любит Путина – побежала в эту же сторону. Короче говоря, делается все, чтобы ничего не досталось Ющенко.

На протяжении последних месяцев Ющенко неоднократно называл Тимошенко и Януковича проектами Кремля…

Он прав. Я с ним абсолютно согласен.

А зачем размениваться сразу на два? Почему Кремль не действует так же, как в 2004-м?

Потому что ситуация другая. Там был только один реальный оппонент «оранжевых». Я считаю, что Кремль тогда сделал ошибку: нужно было поддержать Тигипко, а не Януковича. А когда они поняли, что может произойти ошибка, было уже поздно что-либо менять.

Сейчас они, если говорить в терминах бизнеса, «захеджировались». То есть их устраивает и Тимошенко, и Янукович. Я считаю, что Янукович больше, а Тимошенко меньше, но все это вместе – кремлевский проект, безусловно.

А Тимошенко и Янукович знают, что они кремлевские проекты? Их соперничество в ходе избирательной кампании – это игра на публику?

Абсолютно и безусловно они знают это, и сейчас они сражаются между собой за ресурс Кремля.

В одном из своих последних интервью вы сказали, что Москва воздействует на украинскую кампанию при помощи огромного финансового ресурса. Этот ресурс направлен в поддержку обоих кандидатов?

Безусловно. Этот финансовый ресурс – и те крупные украинские бизнесмены, которые имеют интересы в России, зависят от российского режима и манипулируются им, и те подконтрольные Кремлю российские компании, которые вошли на украинский рынок…

Вы могли бы назвать компании, через которые этот финансовый ресурс вводится в Украину?

Я знаю те компании, которые активно участвовали в прошлых выборах, и мне кажется, там ничего особо не изменилось. Это – и компании, близкие к Евтушенко, и компании, которые украли другие российские олигархи: я имею в виду и Фридмана, и Олега Дерипаску, и других крупных российских бизнесменов, которые по существу являются, так скажем, «пятой колонной».

Ситуация с постоянным шантажом «Газпромом» Украины и Европы, которая продолжается уже не первый месяц трактуется многими украинскими экспертами как сугубо политическая игра. А, к примеру, Станислав Белковский говорит, что это – чистая экономика…

К сожалению, Станислав Белковский, будучи, безусловно, очень образованным и очень умным человеком, часто впадает в конспирологию. Он что-то себе придумает, а потом ищет этому объяснение. Это из той же оперы. Вы помните, как он рассказывал, что Путин твердо решил уйти от власти на отдых перед последними президентскими выборами? Но Путин, как мы знаем, «и ныне там», только в другом окрасе…

То, что делает «Газпром», – это чистая политика. Ничего кроме политики, я бы сказал. Вот почему Украина, по существу, стала главной внешнеполитической проблемой кремлевского режима? Потому что Путин твердо хотел дополнить монополию на энергоресурсы монополией на их транспортировку. В этом смысле Украина – главное звено в этом проекте. Поэтому вся внешняя политика России на протяжении всех восьми лет правления Путина определялась и определяется именно этой целью – получить контроль над ГТС Украины.

О бреде под названием «Северный поток» или «Южный поток» любой экономист, имеющий хоть начальное образование, скажет, что это – экономически абсолютно нецелесообразно. Ни то, ни другое не выдерживает никакой критики с точки зрения экономической целесообразности. Эти проекты опасны с точки зрения охраны окружающей среды, возможности террористических актов и так далее. Добавим к этому колоссальные, огромные деньги для коррумпирования западных политиков, огромные деньги на бессмысленные исследования, в общем, черт знает на что. И все это – по одной причине: подчинить Украину, нагнуть Украину и нагнуть Беларусь, коль уж на тот пошло. Ведь с Беларусью совершенно та же история…

Окончание интервью с Борисом Березовским читайте на «Главкоме» в ближайшее время

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: