Кто сохранил коррупцию в сфере лицензирования

Кто сохранил коррупцию в сфере лицензирования

«Главком» выяснил, как чиновники захлопнули дверь перед новыми игроками рынков, где требуется выдача лицензий

Через год после принятия нового закона о лицензировании, лишь четверть из четырех десятков видов экономической деятельности получила новый порядок выдачи лицензий. Для оставшейся части, из-за проволочки в министерствах и ведомствах, до сих пор не принят механизм лицензирования. Ситуация – на руку старожилам рынка, которые после реформы сохраняют свое поле чистым от новых конкурентов. Яркий пример – лотерейная деятельность, где поныне бал правят три монополиста.

Год назад власти расхвалили принятый закон «О лицензировании видов хозяйственной деятельности». Он существенно упроcтил порядок получения лицензий, сокращал количество видов хоздеятельности, подлежащей лицензированию. Все – ради создания благоприятных условий для предпринимателей и роста инвестпривлекательности. Замглавы администрации президента Дмитрий Шимкив радужно описывал ожидаемый эффект: «закон существенно ограничит возможности для коррупции в сфере лицензирования», поспособствует росту позиций Украины в международных рейтингах, стимулирует развитие предпринимательства и поступление инвестиций.

Этот закон был принят в марте и вступил в силу в мае прошлого года. Как оказалось за прошедшее время, на деле все оказалось совсем иначе, чем описывали чиновники.

Об этом свидетельствует официальная информация, полученная по запросу «Главкома» от Государственной регуляторной службы Украины.

Как проинформировал первый замглавы Государственной регуляторной службы Владимир Загородний, по состоянию на 23 февраля 2016 года правительством утверждены лишь девять лицензионных условий ведения хозяйственной деятельности:

СПРАВКА

- по ветеринарной практике (ноябрь 2015 года);

- туроператорской деятельности (ноябрь 2015 года);

- охранной деятельности (ноябрь 2015 года);

- по перевозке пассажиров, опасных грузов и отходов автотранспортом, международных перевозок пассажиров и грузов автотранспортом (декабрь 2015 года);

- по торговле, производству и ремонту огнестрельного оружия невоенного назначения и боеприпасов к нему, холодного оружия, пневматического оружия калибра свыше 4,5 миллиметра; производства и продажи спецсредств (слезоточивого и раздражающего действия), индивидуальной защиты, активной обороны (декабрь 2015 года);

- по перевозке пассажиров, опасных грузов и опасных отходов железнодорожным транспортом (декабрь 2015 года);

- по посредничеству в трудоустройстве за рубежом (декабрь 2015 года);

- по перевозке пассажиров, опасных грузов и опасных отходов речным, морским транспортом (декабрь 2015 года);

- образовательной деятельности учебных заведений (декабрь 2015 года).

Также в конце декабря был утвержден перечень взрывчатых материалов промышленного назначения, производство которых подлежит лицензированию.

По состоянию на 23 февраля 2016 в регуляторную службу поступило на согласование 34 проекта лицензионных условий. Из них лишь 19-ть согласовано и им предстоит пройти правительственное утверждение.

СПРАВКА

Среди утвержденных Государственной регуляторной службой видов экономической деятельности:

ветеринарная практика (Госветфитослужба),

криптографическая защита информации, за исключением цифровой подписи (Госспецсвязь),

торговля, производство холодного, пневматического и огнестрельного оружия невоенного назначения и боеприпасов, оружия калибра свыше 4,5 миллиметра; производство и продажа спецсредств слезоточивого и раздражающего действия, индивидуальной защиты, активной обороны (МВД),

охранная деятельность (МВД),

производство взрывчатых материалов промназначения (Госгорпромнадзор),

туроператорская деятельность (Гостуризмкурорт),

перевозка пассажиров, опасных грузов и отходов автотранспортом, международные перевозки (Укртрансинспекция),

то же самое – железнодорожным транспортом (Укртрансинспекция),

то же самое - речным, морским транспортом (Укрморречинспекция),

посредничество в трудоустройстве за рубежом (Гостуризмкурорт),

деятельность учебных заведений (Минобразования),

строительство объектов IV и V категорий сложности (Госрхстройинспекция),

медицинская практика (Минздрав),

культивирование, ввоз/вывоз растений, включенных в перечень наркосредств, психотропных веществ (Госслужба по контролю за наркотическими срествами), изготовление и поставка спецтехносредств для негласного получения информации (СБУ),

банки пуповинной крови и клеток человека (Минздрав),

обращение с особо опасными веществами и отходами (Минприроды),

промвылов рыбы, кроме внутренних водоемов и рек (Госрыбагентство),

услуги и выполнение работ противопожарного назначения (ГСЧС).

На остальных рынках, подлежащих лицензированию, ждать утверждения новых лицензионных условий придется еще дольше.

По ряду причин Государственная регуляторная служба отказала в утверждении 13 проектов лицензионных условий по таким видам деятельности:

- перевозка пассажиров, опасных грузов и опасных отходов воздушным транспортом (Госавиаслужба)

- производство особо опасных химических веществ, перечень которых определяется КМУ (Минприроды)

- обращение с опасными отходами (Минприроды).

- производство теплоэнергии, ее транспортировка по магистральным и местным теплосетям, кроме производства, транспортировки и поставки теплоэнергии по нерегулируемому тарифу (Нацкомиссия по регулированию в энергетике)

- поставка электроэнергии по регулируемому тарифу (Нацкомиссия по регулированию в энергетике)

- поставка тепла (Нацкомиссия по регулированию в энергетике)

- транспортировка нефти, нефтепродуктов магистральным трубопроводом (Нацкомиссия по регулированию в энергетике)

- централизованное водоснабжение и водоотвод (Нацкомиссия по регулированию в энергетике)

- производство электрической энергии (Нацкомиссия по регулированию в энергетике)

- По распределению электрической энергии (Нацкомиссия по регулированию в энергетике)

- По передаче электрической энергии (Нацкомиссия по регулированию в энергетике)

- По поставкам природного газа (Нацкомиссия по регулированию в энергетике).

Причины отказа: в основном, несоответствие разработанных порядков выдачи лицензий новому закону. Государственная регуляторная служба продемонстрировала это на примере лицензирования поставок природного газа. Новый порядок для выдачи таких лицензий в регуляторную службу направила Национальная комиссия по госрегулированию в энергетики и сфере коммунальных услуг. Однако, «вопреки требованиям Закона, разработала и представила на согласование проект лицензионных условий по поставке природного газа, который должен быть утвержден не актом комиссии, а постановлением Кабмина».

На стадии согласования в регуляторной службе находятся еще два проекта лицензионных условий, которые были повторно предоставлены на согласование, после первой попытки утверждения. Среди них: предоставление финуслуг, не включая профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг (Нацкомфинуслуг),а также производство лекарственных средств, оптовой и розничной торговли, импорт лекарственных средств (Гослекслужсба).

Более того, по состоянию на конец февраля 2016 года в Госрегуляторную службу так и не поступил на согласование проект лицензионных условий для наиболее спорного рынка – выпуска и проведения лотерей. Его готовит Минфин. Также пока нет условий выдачи лицензий для транспортировки и распределению природного газа, газа (метана) угольных месторождений, его хранения в объемах, которые превышают уровень установленный лицензионными условиями (Национальной комиссии по госрегулированию в энергетике).

Как пояснил первый замглавы Государственной регуляторной службы Владимир Загородний, проект лицензионных условий хозяйственной деятельности по выпуску и проведению лотерей не был рассмотрен по существу, поскольку разработчик его направил в регуляторную службу для высказывания позиции по отдельным нормам, при этом отсутствовали анализ регуляторного воздействия к указанному проекту и сообщение об обнародовании.

Возможные причины медлительности чиновников министерств и ведомств могут пояснять цифры. В 2014 году операторы лотерейного рынка показали суммарный доход в размере 12,4 млрд гривен, заплатив в бюджет только треть миллиарда. Как известно сейчас на этом рынке работают всего три фирмы: «Украинская национальная лотерея», «МСЛ», «Патриот». Причем последние две, обладающие российскими корнями, в сентябре прошлого года попали в санкционный список. По данным СМИ, это не мешает им сегодня снимать сливки на неконкурентном рынке.

А вот новичкам дорога в лотерейный бизнес до сих пор заказана.

Еще один показательный пример – хозяйственная деятельность в сфере обращения с опасными отходами. Как указано выше, по состоянию на конец февраля порядок условий лицензирования этой сферы утвержден в Государственной регуляторной службе, но пока еще не прошел Кабмин. В распоряжении «Главкома» оказался список компаний из Одесской области, обладающих соответствующей лицензией, полученной до нового закона в прошлом году. Он иллюстрирует, что происходит на рынке старожилов, куда не пускают новых игроков (пока не будут утверждены условия лицензирования).

Согласно информации «Главкома», в Одесской области в сфере обращения с опасными отходами ведут хозяйственную деятельность шесть лицензиатов: «Центр экологической безопасности», «Грин-порт», «Кратор Интернешнл ТК», «Корпорация «Юкас», «Стандарт Юг», «Спецэкоресрус». Ни у одного из них нет разрешения по охране труда, но это наименьшая проблема.

Как оказалось, у фирмы «Центр экологической безопасности» в ноябре 2015 года сгорело производство, и до конца зимы не было восстановлено. У «Кратор Интернешнл ТК» оборудование не соответствовало заявленной мощности, отсутствовали разрешения на выбросы, разрешение от Службы по чрезвычайным ситуациям, отсутствовал первичный учет, декларация отходов. У «Корпорации «Юкас», занимающей 5% рынка, нет собственных мощностей и при этом отсутствовали декларация, реестровая карта и первичный учет отходов. Фирма «Стандарт Юг», также без собственных мощностей, в 2015 году уничтожила 120 контейнеров с конфискованными табачными изделиями. Она как и конкуренты не имела полного пакета разрешительных документов, в том числе, от службы по чрезвычайным ситуациям, экологических служб, охране труда.

В просьбе «Главкома» о предоставлении полного списка компаний, получивших или владеющих лицензиями на ведение всех вышеперечисленных видов экономической деятельности, в Государственной регуляторной службе отказали.

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: