Аслан Омер Кырымлы Директор Департамента по вопросам Автономной Республики Крым и Севастополя Секретариата Кабинета министров Украины

Крым: реалии и перспективы государственной политики Украины

За время оккупации Крыма рабочей группой под руководством национального лидера крымскотатарского народа Мустафы Джемилева и председателя Меджлиса крымскотатарского народа Рефата Чубарова подготовлен проект стратегии деоккупации Крыма.

За время оккупации Крыма рабочей группой под руководством национального лидера крымскотатарского народа Мустафы Джемилева и председателя Меджлиса крымскотатарского народа Рефата Чубарова подготовлен проект стратегии деоккупации Крыма.

Следующим шагом является презентация данного проекта и его обсуждение с президентом Украины, Верховной Радой, Кабинетом министров, Советом национальной безопасности и обороны, с привлечением отечественных и иностранных экспертов в вопросах безопасности. Предстоит кропотливая работа органов государственной власти Украины, Меджлиса крымскотатарского народа и гражданского общества, в результате которой мы должны сформировать единый и комплексный подход к деоккупации Крыма.

После того, как документ будет согласован с центрами принятия высших политических решений в Украине, его можно определить как Национальную стратегию деоккупации Крыма. Впоследствии стратегия должна быть принята в виде соответствующего нормативно-правового акта и имплементирована.

Подготовка стратегии чрезвычайно сложна, т. к. Россия создала вопиющий прецедент, новейшая история не знает подобных примеров.

Хочу подчеркнуть, что проект стратегии, подготовленный рабочей группой, носит, во-первых, общеукраинский характер, так как мы считаем, что понятия Украина и Крым неразделимы; во-вторых, содержит в себе как константы, основанные на общепризнанных принципах и нормах международного права, так и переменные составляющие, которые так или иначе будут варьироваться в зависимости от развития ситуации. При этом мы стремимся определить для себя все возможные сценарии.

Говоря о тех шагах, которые необходимо предпринять в рамках пресечения попытки аннексии, следует отметить следующее.

Украина должна сконцентрироваться на вопросах обеспечения свободного взаимодействия населения континентальной части нашего государства и Крыма, а именно: развивать экономические связи; обеспечить свободу передвижения; создать механизм защиты прав человека в Крыму; обеспечить свободное распространение и обмен информацией; гарантировать право жителей Крыма получать образование и медицинскую помощь в Украине; поддерживать тесные культурные связи.

Для практической реализации стратегии необходимо принятие соответствующих нормативно-правовых актов и документов стратегического характера относительно вопроса деоккупации Крыма. На данный момент такие документы в Украине отсутствуют.

20 марта 2014 года Верховной Радой Украины принята декларация

«О борьбе за освобождение Украины». Но этот документ содержит грубейшие ошибки. Так, в декларации говорится о том, что Украина никогда не признает аннексии неотъемлемой части своей территории – Автономной Республики Крым.

Во-первых, мы говорим о попытке аннексии. Говоря «аннексия», мы признаем, что Крым является частью России.

Во-вторых, открытым остается вопрос с Севастополем, городом, который, согласно Конституции Украины, имеет специальный статус. В декларации говорится о Севастополе только в контексте обращения к международному сообществу с просьбой непризнания его аннексии.

Что касается принятых нормативно-правовых актов относительно Крыма, то они в определенной степени не соответствуют интересам наших граждан, следовательно, требуют их изменений.

Что касается документов по национальной безопасности Украины, то они безнадежно устарели и не отвечают современным вызовам и угрозам. Это и Стратегия национальной безопасности, и законы Украины в сфере национальной безопасности и обороны.

Оккупация Крыма произошла тогда, когда система государственного управления в Украине была полностью разбалансирована. Нынешняя властная вертикаль выстраивается в условиях войны, что диктует свои правила. Мы должны создать мощную правовую базу по предупреждению и отражению угроз национальной безопасности, а не реагировать на них в формате ликвидации последствий.

Также Украина нуждается в дипломатической, экономической и военной помощи иностранных государств, международных межгосударственных и неправительственных институтов. Убежден, что вместе мы найдем адекватное и достойное решение на благо наших граждан, нашего государства и демократического мира.

Думки авторів рубрики «Думки вголос» не завжди збігаються з позицією редакції «Главкома». Відповідальність за матеріали в розділі «Думки вголос» несуть автори текстів

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: