В Росії зник 125-кілометровий газовий трубопровід вартістю 1,8 мільярда рублів

В Росії зник 125-кілометровий газовий трубопровід вартістю 1,8 мільярда рублів

Про газ місцеві мешканці можуть забути

Мовою оригіналу
Документы свидетельствуют: в 2012 – 2014 годах в Ленинградской области был построен газопровод до города Приозерска, с четырьмя газораспределительными станциями, домами для персонала и автоматизированной системой управления. Договорная цена работ – 1,8 миллиарда, подрядчиком работы приняты и оплачены на 97 процентов. Загородная прогулка по трассе показала: трубопровод исчез.

Договор о строительстве газопровода на Приозерск был подписан в августе 2012 года. Заказчиком выступило ООО «Газпром инвест Запад» (позже переименованное в «Газпром инвест»), генеральным подрядчиком – ООО «Омега». Общую стоимость работ, включающую все расходы, определили в 1,8 миллиарда рублей, планируемый срок строительства газопровода и четырех газораспределительных станций (ГРС) – в 27 месяцев. «Природный газ придёт в Приозерск» (http://priozersk.lenobl.ru/news?id=9221), – радостно сообщала муниципальная газета, обещая цивилизацию уже в 2014 году.

Построен и оплачен

Если обратиться к документам, мы увидим, что с постройкой технологически сложного комплекса «Омега» справилась, пусть и с небольшой задержкой. К концу 2015 года «Газпром инвест» почти все работы принял, подписал акты по форме КС-3 (справки о стоимости выполненных работ и затрат), на счета «Омеги» было перечислено около 1,7 миллиарда рублей. То есть газопровод был построен и оплачен.

Идиллическую картину в документации портит неприятный нюанс: газа в Приозерске как не было, так и нет.

В поисках потерянного газопровода

В некоторой растерянности журналисты «Фонтанки» направились в леса Карельского перешейка – газ искать.

Начало оказалось позитивным. Первый участок, протяженностью около 40 километров, обнаружился без труда. Нашлась и новенькая ГРС в Сосново. Рядом – вышка радиорелейной связи, неподалеку – домик на две семьи для дежурных операторов.

ГРС работает. Конечно, не в автоматическом режиме (как предусмотрено планом и договором), а в ручном, и электропитание поступает не от магистрали, а от нештатно установленного дизель-генератора, но газ в Сосново, близлежащих поселках и на курорте «Игора» есть.

На Сосново позитив и закончился. Газопровод тоже закончился. Просека по трассе заметна, но никакого газопровода, вопреки актам приёма работ, подписанным и оплаченным ООО «Газпром инвест», не обнаружено.

Фото: Михаил Огнев

Трасса отсутствующего газопровода упирается в Вуоксу. Здесь начинается пятикилометровый подводный участок (естественно, принятый и оплаченный ООО «Газпром инвест»). На наших фото то самое место, где, согласно документам, труба уходит под воду. Кроме отсутствующего газопровода, вокруг – горы грунта (по документам вывезенного и утилизированного), да молодые сосенки на просеке. О строительстве напоминают проржавевшие таблички и несколько брошенных секций трубы. Сегодня они годятся только на металлолом: по существующим нормативам, после нескольких лет на открытом воздухе использовать трубу для газопровода всё равно нельзя.

Дело - труба

Следующая ГРС (тоже с домиком персонала и вышкой радиорелейной связи), согласно документам, построена недалеко от поселка Саперное. Но просека закончилась, и найти место в лесу, на котором должен находиться объект, у «Фонтанки» не получилось. Где-то там, в зарослях.

ГРС-2, Сапёрное
ГРС-2, Сапёрное
Фото: Михаил Огнев

Удача улыбнулась при поисках следующей, третьей ГРС, в поселке Коммунар. Спутать невозможно: информационный щит свидетельствует, что строительство ведет ООО «Омега» по заказу ООО «Газпром инвест». Сроки начала строительства – 2012-й, сроки окончания – IV квартал 2017 года. Немного странно, так как «Газпром инвест» уже подписал документы о приеме работ и даже их оплатил. Как выглядит газораспределительная станция с домиком для работников и антенной вышкой, можно посмотреть на фото. Тому, кто найдет на картинке ГРС, – приз.

Последняя, четвертая, ГРС запланирована, а согласно документам и построена, на окраине Приозерска. Просека в этом направлении есть. Газопровода нет. На двух фото, если верить документам – соответственно, ГРС (особенно хорошо заметна должна быть 35-метровая мачта радиосвязи) и домик персонала с гаражом.

Вариант «Омега»

Общество с ограниченной ответственностью «Омега» сегодня в качестве производительной силы не существует. Вовсю идет процедура банкротства, во главе компании – конкурсный управляющий Станислав Чесноков. Он согласился ответить на вопросы «Фонтанки» и подтвердил: мы ничего не напутали. Изучив первичную документацию к договору генподряда № 578/ИЗапад/12-1.1.043 от 09 августа 2012 года, заключенному ООО «Газпром инвест» и должником ООО «Омега», Станислав Чесноков установил, что по документам фактическое исполнение контракта составляет 97%, практически все работы по контракту приняты заказчиком без замечаний, а также оплачены.

Истинная картина, установленная конкурсным управляющим, отличается.

«Реальное исполнение контракта ООО «Омега»: на первом пусковом комплексе (напомню, всего их четыре) готовность примерно 85 процентов – выполнена большая часть объемов работ (между тем системы автоматизации не работают, так как проектные технические решения не позволяют им функционировать автономно, без введения последующих пусковых комплексов, то есть комплекс работает исключительно в ручном режиме). На втором пусковом комплексе были произведены все подготовительные работы, поставка трубы, её раскладка вдоль будущей траншеи и сварка в плети – фактическая готовность данного объекта около 20 – 25 процентов. На третьем и четвертом пусковом комплексе произведена только вырубка и расчистка трассы без вывоза порубочных остатков – готовность 3 – 4 процента», – выяснил Чесноков.

«Фонтанка» полагает, что подсчеты Станислава Чеснокова ещё слишком оптимистичны. Он отмечает, что на втором пусковом участке труба поставлена, выложена вдоль трассы и сварена. Так было. Но уже года два, как  29 километров трубы с участка исчезли. По тарифам 2013 года только цена трубы, без учета стоимости работ, – около 180 миллионов рублей.

Фото: Михаил Огнев

Согласно подсчётам, получается, что «Омега» наработала максимум миллионов на семьсот, но получила 1 700 000 000 рублей. И при этом не рассчиталась с субподрядчиками. В реестр уже включены требования кредиторов на 420 миллионов рублей, и, как говорит Чесноков, рассматриваются заявления иных кредиторов ещё на 232 миллиона рублей.

Собственник и генеральный директор «Омеги», равно как и руководство «Газпром инвест», по словам Чеснокова, на сотрудничество с ним не идут: от предоставления необходимой документации уклоняются, к спасению некогда прибыльного бизнеса усилий не прикладывают.

«Фонтанка» связалась с единственным собственником «Омеги» Николаем Ермолаевым:

- Николай Иванович, вопрос: вы единственный участник ООО «Омега», которое с 2012 года по договору генподряда с «Газпром инвест» строит газоотвод к Приозерску с газораспредилительными станциями…

– Угу.

- Судя по документам,  работы выполнены и оплачены на 97 процентов, но газопровода нет, и…

– Знаете, я не занимаюсь строительством. У меня есть директор, я не участвую в этом.

- Но, как единственный владелец компании, вы должны быть в курсе столь значительных претензий?

– Звоните директору, – отрезал Николай Ермолаев и повесил трубку.

С генеральным директором связаться не удалось. Все три известных мобильных номера Виталия Ермолаева, сына владельца и генерального директора в одном лице, оказались отключены.

Главный бухгалтер «Омеги» Елена Шамина подсказать, как можно связаться с генеральным директором, равно как и прокомментировать расхождение финансовых документов с реальностью, отказалась: «Я с вами разговаривать не обязана». 

«Газпром инвест»: «Мы связаны»

К генеральному директору ООО «Газпром инвест» Михаилу Левченкову «Фонтанка» обратилась с двумя вопросами: почему были подписаны акты выполненных (а на самом деле не выполненных) работ в отношении отсутствующих объектов строительства и на каких основаниях эти невыполненные работы (на сумму около 1 миллиарда рублей) были оплачены?

Фото с сайта invest.gazprom.ru

На наш запрос несколько запутанно ответил руководитель пресс-службы «Газпром инвест» Николай Козлов:

– В данный момент проходит процедура банкротства ООО «Омега». В рамках этой процедуры претензии предъявляют субподрядчики «Омеги», «Газпром инвест» выступает третьим лицом. В рамках правовой процедуры возможно возбуждение уголовного дела. Соответственно, документы, которые вы упоминаете, возможно, проходят в рамках этого дела, и, пока идут мероприятия, мы ничего комментировать не можем. Будем рады подробнее обсудить, когда следственные органы закончат свои проверки.

- Всё-таки позвольте повторить вопрос: почему «Газпром инвест» подписывал акты выполненных работ на очевидно отсутствующие объекты и эти не выполненные работы были оплачены?

– Мы, к сожалению, в данный момент связаны. Готовы обсудить после окончания процессуальных действий.

Интересно. Конкурсный управляющий Чесноков о процессуальной проверке правоохранителей не слышал, он только собирается – в ближайшее время – направить обращение в следственные органы.

Областное смирение

Вспомнив. что прокладка газоотвода к Приозерску планировалась в рамках масштабной программы газификации Ленинградской области, мы обратились к самым заинтересованным лицам – областным руководителям. Стороной договора ни областные, ни муниципальные власти не выступали, но не заметить задержки обещанного Приозерску газа на несколько лет не могли.

Председатель комитета по топливно-энергетическому комплексу Ленинградской области Андрей Гаврилов, услышав вопрос о полностью оплаченном, но отсутствующем приозерском газопроводе, который планировалось построить в 2014 году, изволил гневаться:

– Чего? Что за бред? Какой газопровод, кто вам такое сказал? Какой ещё газопровод там должен быть в 2014 году? Всё намешано в кучу.

- То есть не должно было быть газа в Приозерском районе в 2014 – 2016 годах?

– По планам "Газпрома" газ в Приозерске будет... дай бог, в 2019 году! – уверенно заявил председатель комитета, видимо, забыв о существовании Интернета, который «помнит всё».

- В 2012 году был подписан контракт между ООО «Газпром инвест запад» и ООО «Омега», газ планировалось подать в Приозерск в 2014 году. Потом в 2016-м. Акты подписаны, деньги получены, трубы нет.

– Это не к нам вопросы, это к "Газпрому". Мы не отслеживаем ни прохождение денег, ни контроль за работами, это не наше.

- Но Приозерск-то ваш. Не интересовались, почему так нарушены планы и сроки?

– Я таких планов не видел.

Курирующий вопросы жилищно-коммунального хозяйства области вице-губернатор Олег Коваль про планы 2014 года помнит:

– Мы нуждаемся в этом газопроводе с газораспределительными станциями уже лет десять. Из-за их отсутствия остановилась газификация Приозерского района, и неизвестно, когда её удастся осуществить. Но действия «Газпром инвеста» и «Омеги» комментировать не могу, да и документов не видел.

 - Я правильно понимаю, что по первоначальной программе газификация Приозерска планировалась на 2014 год? 

– Приозерский район – на 2013 – 2014 годы, совершенно верно.

Глава администрации Приозерского района Александр Соклаков невесел: «Мы не финансируем эти работы, не являемся ни заказчиками, ни подрядчиками. До Сосново газопровод построен. Насколько я в курсе. Приозерск в скорректированных планах на 2018 – 2019 год, но от Сосново пока никакого движения нет».

Александр Соклаков дипломатичен в формулировках, но очевидно, что на газ в Приозерске рассчитывали всерьез: внутренние сети, как можно видеть на фото, построены и пылятся не первый год.

Фото: Михаил Огнев

Газа нет и не скоро будет

Прогноз «Фонтанки»: 2019 год в планах – скорее всего, фикция. Как следует из документов и наблюдений, «Омега» получила 1,7 миллиарда рублей, построила примерно на 700 миллионов рублей, осталась должна субподрядчикам около 500 миллионов рублей, проходит процедуру банкротства. Учитывая, что собственных производственных мощностей у компании сегодня нет, перспектива возобновления деятельности не просматривается.

Как следует из документов. имеющихся в распоряжении «Фонтанки», структуры «Газпрома» предполагают выделить на достройку 252 миллиона рублей. Не говоря уже о том, что при наличии подписанных и оплаченных актов непонятно, как это юридически корректно оформить, денег нужно раза в три больше – если брать по минимуму и «срезать углы». Так что про газ в Приозерске пока можно забыть.

Байкер Ерёма

Обещали про байкера Ерёму. Любитель эксклюзивных авто и дорогих мотоциклов Ерёма живет под девизом: «В жизни много того, что я себе не позволю, но нет ничего, что могли бы мне запретить». Судя по информации в блоге, в последний год его больше всего интересовали экстремальные путешествия и проблемы размещения символики на байкерских куртках. Как проповедует Ерёма: «Если ваш клуб в городе СПб, а клабхауз находиться в Купчино, то на нижнем рокере вы пишите СПБ, а на боковом Купчино, никаких Россия и т.д. Что это значит для всех МС которые будут смотреть вам в след, что вы из СПб и Купчино это ваша территория, на которой у вас находится клабхауз, и если что-то случится на той территории (сейчас не важно что) то ехать и решать вопросы надо к вам…» (байкерские орфография и пунктуация сохраненыю Прим. ред.).

Конечно, мы бы не стали упоминать Ерёму всуе, не будь он тесно связан с пропавшим газопроводом. В миру байкер Ерёма – Виталий Николаевич Ермолаев, отключивший телефоны генеральный директор ООО «Омега».

«Фонтанка» готова предоставить Виталию Ермолаеву слово. Очень интересно, куда можно деть около 1,5 миллиарда рублей, растворившихся в его компании.

Денис Коротков, «Фонтанка.ру» 

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: