Руслан Крамаренко: С таким бюджетом Киев доживет до августа

Руслан Крамаренко: С таким бюджетом Киев доживет до августа

Замглавы Киевской горадминистрации о том, почему правительство оставило столицу на голодном пайке

Привести город в порядок и выиграть выборы. Такая задача-минимум стоит сегодня перед командой столичного градоначальника Александра Попова. Сам Александр Павлович на публике заверяет, что верит в успех и первой, и второй затеи. Но и он, и члены его команды признают: есть два момента, которые играют против них.

Первый – время. Оно упущено. Пик рейтинга Попова пришелся на прошлое лето. В июне Киев принимал яркий футбольный праздник, город украсили новые автобусы, троллейбусы, травмаи. Метро приросло новыми станциями. Ремонтировались дороги, вырос новенький стадион. Но выборы так и не были назначены.

Второй фактор – деньги. Они неожиданно кончились. Новый бюджет города слишком куцый, чтобы обновлять столицу в прежних темпах. Город нуждается в нескольких миллиардах лишь только для того, чтобы привести себя в порядок после изнурительной зимы.

Тем временем центральная власть, кажется, совсем разуверилась в том, что может покорить Киев. Неблагодарные жители столицы уже сказали свое «большое спасибо» на осенних парламентских выборах. Во всех мажоритарных округах победили оппозиционеры.

С тех пор рейтинг правящей Партии регионов в столице и не думал расти. А вот ее выдвиженец Попов, по данным социсследований, заказанных даже некоторыми из оппозиционеров, действительно еще не потерял шанс стать мэром. Если в конце-концов будет принято решение проводить выборы и Партия регионов не передумает ставить на Александра Павловича, то правительству придется раскошелиться и пересмотреть столичную смету. Без этого никак.

Сколько еще нужно «накинуть» Киеву, чтобы горожане остались довольны и оценили Попова по заслугам, точно знает его заместитель по экономике и финансам Руслан Крамаренко. 34-летний чиновник управляется с самым крупным местным бюджетом в Украине. В его приемной вместе топчутся боссы коммунальных компаний, депутаты Киевсовета и даже Верховной Рады. Все лоббируют свои проекты и просят денег. Крамаренко утверждает лишнего пока нет, но искренне верит, что ситуация изменится уже в апреле.

C какими потугами принимался столичный бюджет, видела вся страна. Баталии докатились даже до вашего кабинета. В интернете есть видео вашей перепалки с депутатом от «Свободы» Игорем Мирошниченко. Он решил поискать в ваших рабочих апартаментах секретаря Киевсовета Галину Герегу, ну, а вы встретили гостя нерадушно, действительно не знали, что он депутат?

Действительно, не знал.

Вашей аполитичности можно искреннее позавидовать. Хотя в нынешней ситуации предвыборной неопределенности с разными депутатами нужно дружить, в том числе и со «Свободы». Массовые «экскурсии» парламентариев в Киевсовет – это свидетельство того, что столичные выборы уже идут?

В этом году здесь побывало уже 35-40 народных депутатов. И это уже в принципе неплохая фракция. Были и свободовцы, были и ударовцы, и бютовцы, были депутаты из Партии регионов и так далее. Оно, конечно, хорошо приходить в горсовет пиариться, когда не работает Верховная Рада…

Половина из тех, кто приходит сюда, - члены бюджетного комитета Верховной Рады и они могли бы поддержать наш законопроект, об изъятиях из бюджета. Лучше нам помогать именно там, в Верховном Совете.

Вместо этого идет некое шоу «Мы боремся за Киев! Мы боремся за киевлян!». Ребята, ну два года лежит законопроект про сохранение в киевском бюджете 100% налога на доходы физлиц. Вот соберитесь все и поднимите этот вопрос и все вместе проголосуйте. И это будет лучшее, что вы можете сделать для киевлян. А ломать двери, которые устанавливались за деньги налогоплательщиков, и за их же деньги будут ремонтироваться – это шоу для телекамер.

А теперь объясните, как так получилось, что практически один и тот же бюджет команда Попова в конце прошлого года критиковала, а уже в феврале лоббировала его принятие. Напомню, в декабре Киевсовет принял к рассмотрению смету с доходами 18,1 млрд. грн и расходами 17,7 млрд. И тогда глава столичной администрации возмущался, что с такими цифрами Киеву не прожить. А в феврале Киевсовет принял практически тот же бюджет (доходы 18,5 миллиарда, расходы – 18,2). Почему у столичной власти поменялось мнение?

Во-первых, наша позиция не поменялась: мы же не говорили, что принимать этот бюджет надо потому, что он очень хорош. Но за это время нам удалось многого достичь. На нас обратили внимание Кабинет министров, Минфин. И мы теперь готовим изменения государственного бюджета. Но первично было то, что нам надо платить зарплату, надбавки и все остальное.

В декабре вы говорили, что лучше жить по 1/12 прошлогоднего бюджета, чем с таким новым.

Если посмотреть на 2012 год, то заработная плата на его начало была 972 гривны, а на конец - 1240 гривен, плюс надбавки. Если мы говорим об 1/12 зарплаты в 2013 году, то мы бы платили людям где-то на среднем уровне, то есть меньше, чем в конце года.

Поэтому, приняв бюджет, включив туда надбавки, бюджетники, стали получать то, что им полагается. Это первое.

Второе – без бюджета не могли финансироваться капитальные ремонты и строительство. Те же дороги ремонтировать было бы невозможно. Сейчас мы разблокировали финансирование капитальных вложений. А дальше нам никто не мешает заниматься изменениями бюджета.

Чего вы ожидаете от переговоров с Минфином. Что планируете выбить?

Есть два момента. Момент первый – системный, о котором я только что упомянул. 100% налога на доходы физлиц должно оставаться в городском бюджете и то, что подлежит изъятию из бюджета, должно оставаться на развитие функций развития столицы. То есть цена вопроса, в прошлом году была 7,5 млрд., в этом - 8,2.

Теперь то, что нам необходимо в этом году – это около 4,2 млрд. грн. на капитальные вложения. Это строительство школ, садиков, дорог, метро, Подольско-Воскресенского моста. Всего понятных объектов, которые крайне необходимы в этом году, у нас на 5,15 млрд. грн.

Теперь относительно общего фонда бюджета – это заработная плата, надбавки, социальные выплаты, обслуживание процентов, туда входит и текущее содержание и ремонт. Это финансирование коммунальных предприятий «Киевзеленстрой», «Киевблагоустройство», «Киевавтодор», «Плесо», которые наводят порядок в городе. Там не хватает 3,5 миллиарда гривен для того, чтобы привести в нормальный вид город после зимы и в надлежащем виде содержать его: заниматься парками, скверами, газонами, ремонтами дорог, разметку наносить. Понятно, что всю сумму нам не дадут, но есть минимальные цифры, которые крайне необходимы.

И сколько этот минимум составляет?

Желаемая потребность – 3,5 млрд, а критичный минимум - 2,5 млрд. Так же в принципе и по капитальным вложениям: я сказал про 4 миллиарда, но можно получить и миллиард, но тогда не будет строиться метро, или Подольско-Воскресенский мост.

Вам не кажется, что ситуация с вот таким бюджетом Киева показала, что правительство «плюнуло» на столицу? Может, это обида партии власти на плохие результаты выборов в Киеве? Ведь ясно, что с таким бюджетом шансов победить на мэрских выборах у ставленника власти нет? Столичные бюджетники еще в конце прошлого года жаловалось на задержки с зарплатой, а рейтинга это никак не добавляет.

Платили мы и в декабре, и за январь заплатили. Я бы сказал, что лично министр финансов наоборот нам помогает, если б не он, то была бы и задолженность по зарплате, и все остальное. Но, вопрос действительно есть, у нас сейчас работает совместная комиссия.

-- «Бюджет Киева в нынешнем виде распланирован на 8-9 месяцев»

До предполагаемых выборов осталось три месяца. Думаете, можно будет что-то успеть исправить?

На самом деле, это зернышко, оно-то заложено было гораздо раньше, когда у города Киева забрали 50% налога на доходы физлиц, забрали и показали «вот видите, мы забрали 50% НДФЛ, а видите, сколько мы вам денег дали в виде субвенций, дотаций и всего остального». А в этом году нет ни субвенций, ни дотаций, ни денег. Ну, вот сейчас надеемся, что получим 7,5 миллиардов.

Когда планируете получить эти деньги?

Согласно бюджетному кодексу, изменения в государственный бюджет можно вносить по результатам первого квартала.

Депутат-регионал Владислав Лукьянов, который в прошлом созыве парламента работал в бюджетном комитете, сказал «Главкому», что если Киеву и добавят денег, то случится это не раньше мая. С учетом того, что выборы как раз намечаются на начало лета, выходит, что времени на раскрутку не останется.

Это уже такой политический вопрос. Во-первых, нет еще даты выборов. Во-вторых, в принципе каждый из кандидатов в мэры должен понимать, что первым вопросом после его избрания будет финансовый: где взять деньги для Киева на второе полугодие.

То есть вы подозреваете, что дело пахнет керосином?

Я не подозреваю! Эта проблема станет, если не будет денег. Мы об этом говорили и депутатам, написали обращение в Кабинет Министров и Верховный Совет. Если денег не будет выделено, то бюджет города Киева в нынешнем виде распланирован на 8-9 месяцев. Эти 9 месяцев мы будем платить надбавки, социальные выплаты, все это будем делать. Но в сегодняшнем варианте мы это сможем делать до августа. Дальше их платить нечем! Если нам добавят деньги, а я уверен, что нам их добавят, то в принципе ситуация будет стабильная.

Кроме, как просить милости у правительства, городская власть не намерена как-то помочь себе сама? Недавно вы упомянули, что можно увеличить поступления от платы за землю. Как?

Смотрите, в городе Киеве, по разным данным, 83-84 тысяч гектаров земли. Из этих 83 тысяч, земельные отношения оформлены с 18%. Налоговая говорит - 25%. Я не очень согласен с налоговой, потому что эти 7% разницы - это земли, закрепленные за коммунальными предприятиями, но все равно они не оформлены надлежащим образом. Они закреплены решением сессии, но акта на землю, как такового нет.

Те, у кого земля в аренде (и коммерческие, и государственные организации) платят от 3 до 12% от оценочной стоимости земли.

Те, у кого участки в собственности, платят 1% земельного налога. Дальше есть бюджетные организации, которые платят тоже 1%. Но у нас с вами еще есть 82% земли, у пользователей которой нет никаких договоров, и они все платят 1%.

Даже если взять, что у нас условно 20-25% - это зеленые насаждения, парки, скверы, вода, за которую мы не будем получать никакие деньги, все равно мы с вами получаем от 40 до 50% земли, поступления за которую может увеличиться в 3-12 раз. Вот это и есть базовый резерв.

По вашим расчетам, это сколько в гривнах?

Окончательно сумму можно будет назвать, когда будут заключены все договора. Но, по разным подсчетам, это от 2 до 6 миллиардов гривен в год. Чтобы их получить, надо оформить всю землю.

Как это сделать на практике?

Думаю, в марте месяце мы предложим Киевсовету и общественности механизм единого окна. В одиннадцати разрешительных центрах можно будет получать всю документацию. Так мы начнем большую кампанию по оформлению всех земельных отношений.

Уверены, что все так просто сдвинется с места? В любом земельном вопросе всегда есть место коррупции.

Есть проблемы и с коррупцией: и здесь в администрации, и в районах. Есть также проблемы с нежеланием пользователей оформлять землю. Но уже есть и понимание, что можно получать в 3-12 раз больше чем сейчас.

Кроме земли, какие еще есть скрытые ресурсы в столице?

Еще один достаточно весомый момент. В городе есть 10 тысяч многоквартирных домов. Так вот в них зарегистрировано больше 100 тысяч юридических лиц, а по факту за коммунальные услуги, за аренду жилых помещений и так далее платят всего тысяча юрлиц.

Мы с вами прекрасно знаем дома, в которых первые этажи и подвальные помещения – это офисы, парикмахерские, бани, химчистки. Там - все, что угодно. В центре города есть целые жилые дома, которые реально являются офисными центрами: практически 100% квартир там используются юрлицами. Так вот они должны платить за воду, за тепло, за электроэнергию, за землю по другим расценкам.

Сколько от этого теряет город?

Налоговая говорит, что это 600 миллионов в год, но я думаю, что эта цифра больше. Есть у нас еще скрытые частные гостиницы, есть квартиры, которые сдаются в аренду и так далее. Все знают, что в Киеве прописано 2,8 млн. человек, а проживает – минимум 4 млн. Где же эти 1,2 млн. живут?

Когда дело касается простых граждан, в квартирах которых, например, нет счетчиков, и никто не прописан, то столичные ЖЕКи быстро находят управу. Без лишних вопросов вписывают в квитанции жильцов и насчитывают ту плату, которую они считают нужной. Почему же с юрлицами такая заминка? Очевидно, что ЖЭКи сами покрывают таких выгодных клиентов.

Ну, наверное, такая ситуация кого-то устраивает.

Где еще в столице «спрятаны» деньги?

Есть вопрос, например, с теми же парковками, стоянками. В городе около 100 тысяч паркомест на стоянках, из них только порядка 20 тысяч платят парковочный сбор 3 гривны за машино-место в сутки. Эти деньги поступают в городской бюджет. А 80 тысяч парковочный сбор не платят. Эти места заняты, там стоят машины. Тут вопрос тоже в коррупции, но уже районного уровня. Есть предписания, обращения, поручения городской прокуратуры, милиции, но вопрос не решается. Вторая проблема – у нас нет штрафов за неуплату парковки. А они бы дали возможность собирать еще в несколько раз больше денег.

Во сколько вы оцениваете размер теневой экономики в Киеве? Ситуация в столице отличается от того, что происходит в целом по стране (по разным оценкам, теневая экономика в Украине составляет 40-50%)?

Думаю, что в Киеве такие же показатели. Хотя все называют какие-то абстрактные цифры, посчитать точно это невозможно.

-- «Средняя зарплата в столице, наверное, в районе 7-8 тысяч. Официально она – 4700»

Есть опыт Москвы. Там муниципалитет выдает патенты даже репетиторам и домработницам.

В Москве и регистрация более жесткая, исходя из этого и численность, и принципы формирования бюджета несколько иные.

По вашим данным, какая реальная средняя зарплата в Киеве?

Это, наверное, больше вопрос к налоговой. Я так понимаю, что средняя зарплата в столице, наверное, в районе 7-8 тысяч. Официально она – 4700.

Как обстоят дела с привлечением инвестиций в город? И что конкретно сейчас вы предлагаете инвесторам?

По инвестиционным конкурсам, которые мы провели в 2012 году, мы должны получить больше 150 миллионов гривен. Сейчас у нас на повестке дня планов больше, чем на 200 миллионов. Мы проводим конкурс по колесу обозрения возле арки «Дружбы Народов». Также мы объявили конкурс по единому электронному билету, ориентировочный объем инвестиций тут - около 15 миллионов долларов. На Почтовой Площади объявлен конкурс по созданию помещений общего пользования.

Кроме бюджета, Киевсовет в феврале также утвердил программу социально-экономического развития города. Чего конкретно ждать киевлянам по итогам ее выполнения?

Есть четыре жилых дома, которые много лет строились, в этом году мы их введем в эксплуатацию. Там почти 900 семей получат квартиры. Продолжается строительство метро, будет введена станция «Теремки», строим Подольско-Воскресенский мост, Почтовую площадь. Будет отремонтировано и введено в эксплуатацию 20 новых садиков в городе.

В Киеве даже бюджет и программа развития на один год принимаются с боем. В той же Москве на повестке дня план развития города до 2025 года.

Такая стратегия и у нас есть. Там у нас девять инициатив. Теперь мы ждем результатов разработки генплана, он покажет конкретно развитие города уже на самой карте.

-- «Я думаю, Александр Павлович Попов этот процесс возглавит после выборов»

Каким вы видите Киев через 15-20 лет? Что должно поменяться, чтобы мы приблизились к стандартам европейской столицы?

Вопрос хороший. Учитывая возраст города Киева и его историю, прежде всего, должна учитываться его историческая ценность, важность. Второй вопрос – в Киеве должен появиться детальный план развития каждого района.

Места в городе достаточно для того, чтобы и историческую ценность сохранить, и современные микрорайоны строить?

Я считаю, что город Киев, со своим бюджетом, не в состоянии присоединять к себе новые территории. Новое строительство должно проводиться за счет замены старых микрорайонов. Да, есть районы, которые имеют историческую ценность, их надо реконструировать. А есть хрущевки, на месте которых и надо возводить новые здания. Ответственность за это на себя должен брать именно город. Ведь, построив новые микрорайоны на новых территориях, мы проводим туда инженерные сети, электрические сети, транспортные сети. В то же время ремонтировать и менять старые-то денег не хватает, бюджет-то один.

Почему программа сноса хрущовок, о которой говорится уже не первый год, до сих пор не сдвинулась с места?

На самом деле и Киев, и страна находятся в постоянном процессе выборов. Я думаю, Александр Павлович Попов этот процесс возглавит после выборов. Должен быть мэр, которому доверяют горожане, который может взять на себя ответственность и сказать: «Господа, если вы меня выбрали, я вам гарантирую, что через два года на месте вашего микрорайона появится новый, в котором вы будете жить». И это не будет опять выглядеть так: провели конкурс, и между старыми домами, где была детская площадка, соорудили высотку. При этом никого из жителей старых домов в новый дом не переселили, в высотку въехали совсем другие люди. Должна быть комплексная схема.

Город должен нести ответственность перед жителями, никаких инвесторов в этих проектах не должно быть. Город может нанять подрядчика, который выполнит все работы.

Вы жалуетесь на то, что в Киеве реально проживает не 2,8 миллионов прописанных жителей, а значительно больше…

Я не жалуюсь, я констатирую факт. Наш бюджет, не смотря на то, что институт прописки отменен, формируется исходя из количества зарегистрированных жителей. То есть из этого числа рассчитывается финансирование бесплатной медицины, образования. Но мы с вами уже понимаем, что людей, которые по факту прописаны и по факту проживают, на 50% больше. Прописано 2,8 млн, проживают 4,1 или 4,2.

Это объективный процесс, когда столица всасывает народ: здесь больше возможностей, лучше качество жизни. Скажите, Киеву вообще нужны мигранты?

Я как раз по этому поводу пишу докторскую диссертацию. Понятно, что уровень заработной платы в любом областном центре, ниже, чем сейчас в Киеве. Здесь врачи начали получать сейчас до шести тысяч гривен. В регионах они получают две. Но здесь и стоимость жизни дороже.

Столичный стандарт жизни всегда дороже. Тем не менее, зажиточных киевлян он уже давно не устраивает. Многие предпочитают жить за городом. Причин этому несколько. Новая жилая застройка в Киеве это преимущественно громадные высотки. При этом у застройщиков поворачивается язык называть ее элитной. Еще одна проблема - пробки и улицы, забитые машинами. Не думала ли городская власть вводить, например, плату за машины для жителей столицы?

Вопросы по высоткам - это больше к главному архитектору… По поводу машин, давайте для начала жителей столицы научим платить хотя бы за стоянки и парковки. Второе – для того, чтобы вводить плату, необходимо предложить альтернативу. Значит, нужно где-то сделать бесплатные отстои для автомобилей. Если повышать плату на парковки, значит, наверное, они должны быть уже не на улицах, а в понятных паркингах.

Сейчас чиновники очень любят хвастаться результатами административной реформы: сколько уволили, сократили, оптимизировали. Но параллельно с административной реформой, президент, затевал и борьбу с коррупцией. В Киеве проводится много тендеров и почва для злоупотреблений у чиновников есть. Но никаких громких расследований нет. Неужели в Киеве все так честно?

У меня в подчинении есть подразделение, которое раньше было Главным управлением внутреннего контроля и аудита. По их отчетам, картина не очень радужная. Мы на самом деле также заявляем, предупреждаем. Была история с продуктами питания, с питанием в тех же больницах, в школах. Возбужден ряд дел по нашей инициативе. Были также и хищения на строительстве. В принципе, как бы, идет нормальный процесс – кого-то увольняют, по кому-то возбуждают уголовные дела, кого-то предупреждаем.

Что сейчас происходит с Гостиным Двором? После Андреевского спуска этот объект стал еще одним знаковым местом борьбы защитников Киева и застройщиков. Как вы можете прокомментировать ситуацию?

Я не курирую этот вопрос, но моя позиция по Гостиному Двору как киевлянина такова. Я понимаю, если бы это был какой-то музей, памятка, которую хотели бы разрушить, и построить на этом месте свечку. Но сейчас, насколько знаю, там хотят все лишь реконструировать.

Что такое сейчас Гостиный Двор? Это офисы, торговые помещение, там есть рестораны, бары. Что там хотят построить? С тем же внешним видом построить рестораны, офисы, бары.

Такой Гостиный Двор, как сегодня, мне явно не нравится (показывает на планшете фотографию того, как сейчас выглядит объект). А вот такой (демонстрирует проект реконструированного объекта) Гостиный Двор был бы явно лучше, я бы там с удовольствием погулял.

А как вам идея Киево-Могилянской академии, которая предложила отдать ей Гостиный двор, расположенный по соседству?

Мы же живем в правовом государстве. У объекта есть собственники. Можно ли вот так ставить вопрос: просто отдайте нам.… Собственник этого объекта – компания «Укрреставрация», известное, крупное акционерное общество. Если мне память не изменяет, этому предприятию больше 70 лет. А тут вдруг возникает тема «давайте заберем»…

Лицо города – это не только улицы и дома, это еще и транспорт. За последний год подвижной состав коммунального транспорта существенно обновился. В первую очередь благодаря подготовке к Евро-2012. Скажите, этот процесс будет продолжаться и дальше, или будем ждать очередного чемпионата?

Как раз сейчас на Киевсовет выносится вопрос о 285 млн. грн кредита «Киевпастрансу» для обновления парка троллейбусов. Это еще 77 новых машин.

Как раз троллейбусы в Киеве сейчас выглядят более-менее прилично в отличие, например, от травмаев.

Мы понимаем, что необходимо модернизировать и трамвай, и вагоны метро. Но, наверное, вот эта закупка, пока будет последней до разработки новой схемы движения общественного транспорта.

Чем вызвана необходимость в новой схеме?

Нам необходимо убирать дублирование. У нас по одной улице проходит 5-6 маршрутов, которые между собой конкурируют. Мы параллельно двигаем два процесса: первый – это внедрение единого билета, пока только на коммунальном транспорте; и второе – это новая схема движения общественного транспорта. Когда будет единый билет, мы в итоге перейдем на расчеты в машинокилометрах, как с коммунальным транспортом, так и с частным.

По сути, задача перевозчиков, в том числе и частных, ездить из пункта «А» в пункт «Б» по расписанию, а задача города – контролировать этот процесс. Город должен продавать билеты, и город должен убрать эту конкуренцию. На самом деле городской транспорт – это социальная функция. Но это сложная история, я вам могу про нее потом отдельно рассказать.

Кто делает эту схему? Перед Евро во Львове такую задачу решала иностранная консалитнговая фирма…

Мы тоже над этим сейчас работаем. Таких компаний около пяти во всем мире. Мы уже общались с «Пероном», на днях к нам прилетят представители канадской VTG. Это две самых крупных компании. Проведем конкурс, думаю, они будут участвовать. Именно это компании разрабатывали транспортную схему не меньше, чем для 120 столиц мира.

-- «Желтые «Богданы» имеют право на жизнь»

Позвольте еще один вопрос вдогонку по поводу закупок транспорта. Вот в прошлом году активно закупались автобусы и троллейбусы. Среди них были и ЛАЗы, и «Богданы» и белорусские МАЗы. Не рациональней ли было сделать ставку на какую-то одну марку, чтобы и ремонт и обслуживание унифицировать? В европейских столицах городской транспорт, если можно так сказать, на одно лицо. Условно говоря, в Берлине горожан обслуживают стандартные автобусы Мерседес, они формируют лицо города.

Есть тендерное законодательство и есть конкурсные предложения. Вот весь ответ на ваш вопрос. Да, и почему сейчас мы приостанавливаем закупки транспорта? Потому что в Берлине есть транспортная схема, у них 50% там условно коммунального транспорта, а остальные 50% - это частные компании. Частникам сказали: уважаемые, у вас должно быть две тысячи автобусов, они должны быть новые, с такими-то характеристиками и вы пятнадцать лет будете ездить, и получать такую-то сумму денег в год от города. И они обеспечивают перевозки. Это комплексный подход. Мы же с вами пережили времена, когда ездили «Газели», «Форды», «Мерседесы», все что угодно ездило. Сейчас в Киеве ситуация потихоньку налаживается.

Можно сказать, что после того, как будет разработана новая схема движения транспорта, в истории киевских маршруток будет поставлена точка?

Я бы так не сказал. Вся эта большая программа, она оптимизирует перевозки в городе, но она не поставит точку в истории с маршрутками. Ну и еще, что вы понимаете под «маршрутками»?

Сегодня в Киеве – это небольшие желтые автобусы типа «Богдан».

Желтые «Богданы» имеют право на жизнь. Давайте возьмем проспект Победы или проспект Бажана. Это магистральные ветки, по которым также идет линия метро. Здесь в часы пик должны ходить большие спаренные автобусы-троллейбусы. А теперь вопрос, какими должны быть троллейбусы с 22 до 24 часов? Спаренные они-то не нужны в это время. Наверное, это могут быть «Богданы».

Кроме того, есть большая улица, по которой идет огромный трафик. Но от нее идут ответвления, на которых также спаренные троллейбусы уже не нужны, потому что трафик там намного меньше. Наверное, тут также могут использоваться такие «Богданы». А какой ночью должен ездить, вообще непонятно. Вот это уже сам рынок решит.

Например, в Тбилиси, там ездят «Форды» 20-местные. Новые, с кондиционерами, желтого цвета. Очень красиво выглядит. Компания выиграла тендер на 15 лет.

Та же ситуация и с метро. На зеленой ветке 3-4 года назад появились симпатичные Крюковские поезда. Но в 2011-2012 гг. на синюю ветку уже покупали российские составы, которые по своему виду мало чем отличаются от тех, которые начали ездить в киевском метро 50 лет назад.

Ответ тот же. Это все тендер.

Но сейчас, например, мы с Крюковским заводом защитили проект по модернизации 96 вагонов метрополитена. Будем ставить энергосберегающий двигатель, он сэкономит 40% электроэнергии, продлим срок работы вагонов еще на 15 лет. Контракт подписан на 980 млн. грн, 300 млн. предоплаты уже заплатили.

-- «Нам проще «Киевпастранс» бесплатным сделать»

Вопрос по тарифам. Ваше заявление о том, что реальная стоимость проезда в метро составляет 3 гривны 20 копеек, наделало много шуму.

Это спекуляции. Давайте разберемся, что такое 3,20? Плата на холодную воду в Киеве также 3,60 за 1 метр кубический. Но реальный тариф 6 гривен 10 копеек. То есть уровень возмещения тарифа в городе Киеве 53% от тарифа.

Что я говорил по метро? Тариф на метро должен быть 3.20, а плата – 2 гривны. Водоканал, «Киевэнерго», «Киевгаз», «Киевпастранс», метрополитен – они все получают разницу тарифа. Поэтому, это не плата за проезд увеличивается, это тариф растет.

В Лондоне метро стоит 1 фунт 80 центов, и там тоже выделяются сотни миллионов дотаций на подземку. В некоторых странах вообще пришли к бесплатному городскому проезду, который полностью финансируется из бюджета.

И все же, власть планирует повышать плату за проезд в коммунальном транспорте?

Нет! Мы везде об этом говорим! В 2013 году повышения платы за проезд в городском коммунальном транспорте не планируется.

Кстати, вот в Таллинне горсовет выделил 12 миллионов евро или 2,5% от общего объема бюджета и сделал полностью бесплатным проезд в общественном транспорте. Так они борются с пробками.

Да и я на самом деле считаю, что нам проще «Киевпастранс» бесплатным сделать. Смотрите, они показывают выручку ежемесячно 20 миллионов, 43 миллиона город им платит из бюджета… Так у меня вопрос: ну, платит 43, плюс за ремонт и все остальное, итого под 70 млн. из бюджета. Ну, было 70, а станет 90. И все – «Киевпастранс» поехал бесплатно.

Так в чем задержка?

Вопрос – что делать с частниками, у которых около 3 тысяч «Богданов» и всего остального? Что будет ними, если вот это все начнет ездить бесплатно? Они уйдут с города, и город не сможет обеспечить перевозки. Поэтому надо начинать с транспортной схемы и билетов. Опять же, в Киеве порядка 30-40% приезжих, которым можно будет сказать: ребята, проезд - 5 гривен. Я уже когда-то в интервью упомянул о «миграции». Киевляне, может, меня и полюбили, но вся остальная Украина в этот момент возненавидела. Но, как я уже раньше говорил, мы из городского бюджета дотируем проезд. Так почему тогда не сделать его дешевле для киевских налогоплательщиков и дороже для туристов, как делает большинство европейских столиц.

Вопрос на засыпку: сами на выборы в Киевсовет пойдете?

Нет. Не вижу смысла. Хочу работать в исполнительной власти, а совмещать две должности, наверное, не совсем правильно.

Но если так случится, что Александр Попов оставит пост главы горадминистрации. Ходят слухи, что его могут, например, отправить губернатором Полтавской области? Какой сценарий в таком случае для себя видите?

Я хочу жить и работать там, где родился, - в Киеве.

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: