Депутат Госдумы Илья Пономарев: Прохорова специально тащили, чтобы отказать в премьерстве Медведеву

Депутат Госдумы Илья Пономарев: Прохорова специально тащили, чтобы отказать в премьерстве Медведеву

Путину было бы логично перевесить ответственность на кого-то другого, и Прохоров для него идеальная кандидатура.

Как Тулу сложно поразить самоваром, так и Киев рассказы о протестных выступлениях в России слушает с прищуром знатока. Но слушает очень внимательно. Потому что опыт Майдана ржавеет без апгрейдов и аддонов, а понадобиться может в любую минуту.

Восходящая звезда российской политики, депутат Госдумы Илья Пономарев заскочил к молодым киевским марксистам в институт «Новая демократия», где порассказывал много интересного о событиях на родине.

Пономарев – фигура во всех отношениях неожиданная. Ярко выраженный мажор: его мать нынче член Совета Федерации, а отец был зампредом Госстроя России. В то же время Илья – кумир российской левой молодежи и основатель Левого фронта. Бывший высокопоставленный сотрудник ЮКОСа, умученного властью, он стал заместителем руководителя экспертного комитета Совета по развитию информационного общества при Президенте РФ. Говорят, идея пресловутого инновационного центра «Сколково» - это его идея.

Нынче Илья Пономарев среди организаторов протестного движения в Москве. При том, что в результате этих сомнительных выборов во второй раз стал депутатом Госдумы от серенькой «Справедливой России». Интересный факт для тех, кто постарше: Борис Пономарев, секретарь ЦК КПСС и автор толстого тома «История КПСС», над которым гибли от отчаянной тоски миллионы советских студентов, - близкий родственник нынешнего революционера, так успешно вписанного в российский истеблишмент.

Такая уникальная позиция позволяет Пономареву быть хорошо информированным как о происходящем во власти, так и в протестной среде.

-- Как все начиналось

«Начало нынешней волны протестов можно абсолютно точно датировать: 24 сентября. Когда на съезде «Единой России» эти два гаврика, Путин и Медведев, объявили о том, что они собираются поменяться местами, по стране прошел дружный вздох: нас обманули. Самым грубым и непорядочным образом.

Скорее всего, если бы передача власти не была осуществлена в такой грубой форме, никаких протестов, скорее всего, не последовало бы. Ведь действующая власть устраивала большинство. Страх 90-х, страх, что может быть еще хуже, обеспечивал худо-бедно мир между властью и народом. Власть ворует, но народ совсем уж под плинтус не загоняет. К 2008 году, когда обозначился кризис власти, ход с президентством Медведева был очень удачным. При том, что вся власть оставалась в руках Путина, Медведев давал надежды на мягкие аккуратные перемены.

И вот тут выяснилось, что они, оказывается, давно задумали рокировку, а перед нами ваньку валяли… С этого момента рейтинг «Единой России» катастрофически покатился вниз. Эти события наложились на кампанию, которую уже какое-то время вел Алексей Навальный против «партии жуликов и воров». Причем значительная часть людей, которые к этой кампании подключились, в жизни никогда на выборы не ходила. Каждый раз, когда профессиональные оппозционеры жаловались, что у них украли голоса, им отвечали: ну вы ребята просто работать не умеете. И вот – наглядная демонстрация жульничества.

4 декабря люди убедились, что огромное число голосов действительно украли. Тут и прорвало. Когда народ вышел на улицу, доминировала идея: «мы всех политиков видели в гробу». Отсюда белые ленточки: «мы – нейтральные». Даешь честные выборы, а там разберемся. Эта простая объединительная идея позволила мобилизовать большое количество людей».

-- Путин или Немцов?

«С другой стороны, это привело к тому, что к 4 марта рейтинг Путина вырос. Не до 60%, конечно, а с уровня примерно 30% до 40-45% он вырос. Власть выбрала такую стратегию: телевидение добросовестно показало митинги в Москве. А на трибуне - Борис Ефимович Немцов, Владимир Александрович Рыжков, Ксения Анатольевна Собчак, Михаил Михайлович Касьянов и другие светлые персонажи, которых народ не любит, скорее всего, больше, чем Владимира Владимировича Путина. И после этого перед людьми был поставлен простой вопрос: а вот дальше-то что? Условно говоря, после честных выборов ядерный чемоданчик-то кому заносить? И вот на этом граждане РФ сломались. Лучше уж Путин, чем Немцов.

Хотя сейчас за Путина голосовали совсем иначе, чем раньше, когда он был весь в белом и над схваткой. Бояре плохие, Путин хороший, и за него мы голосуем, поскольку связываем с ним надежды. Вот сейчас с Путиным никаких надежд не связывается. Больше того, есть уверенность, что будет хуже. Люди голосуют за него в этой ситуации как за меньшее зло. Потому что за кого еще?»

-- Альтернатива, которой пока нет

«Мы сейчас в серьезных интеллектуальных поисках. С одной стороны, мы видим огромное количество недовольных людей, готовых участвовать в протестном движении. Раньше никогда такого количества не было. А с другой стороны, понятно, что продолжать в таком же режиме, как это было в январе-феврале – бессмысленно, и люди не хотят, чтобы это так продолжалось. А если мы им предложим альтернативу, совершенно не очевидно, что это движение не расколется и мы не разойдемся по сторонам. Если это либеральная альтернатива, мы теряем регионы. Если левая альтернатива – мы теряем Москву.

Новое медведевское законодательство о партиях, где 500 человек - и партия, явно направлено на дискредитацию самой идеи партии. Можно уверенно сказать, что через год у нас, будет двадцать левых партий, из которых десять будут называть себя коммунистическими, еще десять – социал-демократическими, рабочими и так далее. Для «Справедливой России» это вообще вилы. Потому что СР – это партия без четкого идеологического ядра. Как только появится большой спектр, именно от них будет откалываться избиратель. И для КПРФ нехорошо, потому что это большая ригидная сила, в принципе не реформируемая. Таким образом, к следующим выборам образуется двухпартийная система – какая-то партия власти и ЛДПР, потому что ЛДПР держится на одной личности и ее растащить будет трудно.

Чтобы не дать возможности создать огромное количество партий, потребуется какой-то ассиметричный ответ. При этом я боюсь, если мы создадим организацию реально привлекательную, она подвергнется манипуляциям в СМИ, как было в ситуации с митингами: мы совершили медийный прорыв и получили… рост рейтинга Путина на 15%. Для того, чтобы раскрутиться, нужны какие-то свои медийные ресурсы».

-- Медведев или Прохоров?

«Я не уверен, что премьером будет Медведев. Мне кажется, что Прохорова специально так тащили, чтобы получить легальное оправдание, почему следует отказать в премьерстве Медведеву.

Медведев в качестве премьера воспринимается как угроза как протестующими, так и ЕР и большинством провластных элит. У него запас легитимности не то что нулевой, а отрицательный. Он не в состоянии отдавать приказы, которые будут исполняться. Люди на него смотрят просто как на пустое место. А если он пустое место, то главой правительства по факту будет Путин, и это создаст нестабильную ситуацию с точки зрения управления. Предстоит ряд непопулярных мер: рост тарифов на ЖКХ, пенсионная реформа, реформы в образовании и здравоохранении. Кто будет брать на себя ответственность? Зачем Медведеву отвечать за то, за что он не отвечает?

В общем, Путину было бы логично перевесить ответственность на кого-то другого, и Прохоров для него идеальная кандидатура. Политику он будет проводить либеральную, он сравнительный отморозок. При этом отморозок с определенным мандатом доверия со стороны граждан, особенно москвичей, которые являются главной бунтующей силой, и назначение Прохорова их умиротворит. А через полгода на него можно повесить всех собак, выгнать с позором, да еще и открыть уголовное дело. И умиротворить тем оставшуюся половину общества».

-- Что внушает оптимизм?

«Уровень атомизации населения за последние 20 лет превысил все мыслимые пределы. Тотальное недоверие людей друг другу, полное отрицание возможности солидарных действий, нежелание образовывать какие-либо социальные структуры взаимодействия – это было общим местом. Гражданское общество? Только за бабки. За бесплатно этим никто заниматься не хотел. И буквально год назад начался рост волонтерских проектов . Он начинался с моды на благотворительность, затем всем миром стали ловить коррупционеров. Это привело к тому, что люди даже стали деньгами разбрасываться, жертвовать на создание тех или иных проектов. Например, я только озвучил идею создания антикоррупционного международного проекта «Стоп-вор», который бы занялся поиском украденных у нас активов за рубежом, создал кошелек – в первый же день туда пришло пять пожертвований. Аполитичные люди начали заниматься абсолютно политическими по сути инициативами, и их не остановить, они множатся в геометрической прогрессии. Началось пробуждение. Появился смысл политикой заниматься.

Самое главное – как нащупать интерес среднего класса, или информационного пролетариата. Либералы его называют креативным классом. Количество таких людей растет, именно они сейчас в большой степени недовольны, именно они являются главным фактором противостояния действующей власти. Это подтверждают и провластные социологи. Недавно было исследование Фонда «Общественное мнение», которое показывает, что примерно 15% российского населения ведет себя резко по-другому, чем оставшиеся 85%. Они совершенно иначе отвечают на большинство ценностных вопросов, – не вопросы электоральной поддержки, а именно на ценностные вопросы. И директор ФОМ Александр Ослон сказал, что 85% людей, - это люди процесса, а вот эти 15% – люди проекта. Это люди, которые не хотят быть вовлеченными ни в какие структурные элементы общественной организации. Они хотят реализовывать локальные и очень конкретные задачи. Перед любой общественной силой стоит главный вызов – нащупать интересы этих 15% людей. Если получится, это превратится в колоссальный рычаг – и медийный, и организационный. Потому что именно эти люди являются лидерами общественного мнения в сетевых сообществах».

-- Путин насчет жертвы не шутил

«В чем суть власти в России на протяжении последних 20 лет? Это институт легитимизации приватизации и передела собственности и потом вывоза этой собственности за рубеж. Ничего другого, другого смысла тут нет. Все направлено на то, чтобы этот процесс проходил гладко и непрерывно. Путин был выбран Ельциным, чтобы этот процесс поднять на новый уровень. Власть зашаталась, надо было ее укрепить. И Медведев был шагом в том же направлении. Для того, чтобы продолжать спокойно пилить внутри страны и нивелировать весь тот негатив, который был Путиным наработан на втором своем сроке: ЮКОС, Беслан, убийство Литвиненко… Медведев осуществил перезагрузку.

А вот возвращение Путина в тех условиях, как оно происходит сейчас, это колоссальный удар по вот этой функции. Он перестает быть общероссийской крышей и превращается в общероссийскую проблему. Это будет диктовать элитам желание сдвинуть Путина с той позиции, которую он сейчас занимает. С политологической точки зрения, власть представлена несколькими группами. Акционеры режима - это очень маленькая группа: Ротенберг, Тимченко, Сечин и т.д, - те, кто связан с Путиным неразрывно финансово. Причем связаны лично. Любая другая властная группировка их обязательно раскулачит. Им необходимо защитить Путина от любых попыток смещения. С другой стороны, есть силовики, которые не настолько плотно с Путиным связаны. Это тоже люди при погонах, ФСБ, почвенники и т.д.: патриарх Кирилл, Якунин , Рогозин – такого рода люди. Они уже готовы Путина подвинуть, но ради силовой структуры. Есть либеральная группа – Чубайс, Греф, Волошин – те, кого называют «старая семья». Она тоже заинтересована Путина сдвинуть, потому что ее влияние было сильно придавлено. Есть беглые олигархи, которые осели на Западе, есть кавказские братья...

И когда Путин заговорил о сакральных жертвах, я считаю, он говорил про совершенно серьезные вещи, это была не какая-то предвыборная фантазия. Он таким образом пытался нивелировать абсолютно реальный сценарий развития событий. У него есть основания опасаться силовой провокации.

В элите число людей, готовых до конца быть с Путиным, исчерпывается пальцами на двух руках. В регионах есть люди, которые ему симпатизируют, но эти симпатизанты не несут пассионарности. На пропутинских митингах было видно, что это социально скучные люди».

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: