Дмитрий Кива: Хуже всего, если старая команда ГП «Антонов» обманет новое руководство страны

Дмитрий Кива: Хуже всего, если старая команда ГП «Антонов» обманет новое руководство страны
Дмитрий Кива, советник руководителей азербайджанских авиакомпаний Silk Way, Azal, многолетний президент и генеральный конструктор ГП «Антонов»

Известного авиаконструктура выжили из Украины и теперь он работает на Азербайджан

Проект украинского военно-транспортного самолёта Ан-178 для Азербайджана на сегодня пребывает в подвешенном состоянии. Программа застопорилась, в том числе, и по объективным причинам. Разрыв военно-технической кооперации с Россией как страной-агрессором запустил сложный, но для ГП «Антонов» давно необходимый процесс замещения российского оборудования на самолетах марки «Ан». Это требует и времени, и соответствующих ресурсов. Очевидно, что в реализации проекта заинтересованы как Киев, так и Баку.  

Недавно же прошла информация, что к испытаниям готовится первый Ан-178 уже без российских комплектующих. «ЦИАКР-Южный Кавказ» обратился за комментарием по этому поводу к многолетнему президенту и генеральному конструктору ГП «Антонов» Дмитрию Киве. Влиятельный украинский авиастроитель сейчас живет и работает в Азербайджане.

Уход Дмитрия Кивы с Фирмы (как он сам называет ГП «Антонов») в своё время оброс разными слухами и спекуляциями, а главное, к чехарде на должности её руководителя. С 2016 года там уже четвертый президент, а должность генерального конструктора вообще упразднена. Судя по всему, Дмитрия Киву тогда, по его же словам, попросту «ушли» с должности люди Олега Гладковского.

Проект же постройки транспортных самолетов Ан-178 в интересах Баку Кива теперь сопровождает с азербайджанской стороны, уже четвертый год работая советником президента коммерческой авиационной компания Silk Way и советником руководителя главной государственной авиакомпании Azal…

Объявлено, что к испытаниям готовитсяпервый Ан-178 без российских комплектующих. Перед тем как обсудить это, не могу не спросить про судьбу проекта аналогичной машины для Азербайджана.   

Контракт по Ан-178 между ГП «Антонов» и азербайджанской авиакомпанией Silk Way пока в силе. Напомню, что азербайджанской стороной выплачен аванс в сумме 1 млн. долларов по условиям контракта для старта реализации проекта. На этом пока на практике всё. С 2016 года, когда азербайджанский проект начал глохнуть, ситуация не изменилась.   

Выглядит всё так, что предыдущая команда управленцев ГП «Антонов» (Михаил Гвоздев, Александр Коцюба - ставленники Олега Гладковского и Петра Порошенко) попросту обманули азербайджанскую сторону. Счет на аванс был выставлен с заведомым пониманием того, что такого самолета не будет. То бишь самолета без российских комплектующих с импортозамещением. Необходимость последнего под сомнение не ставится. Но на практике такого самолета нет.     

Имеем в лучшем случае подвешенную ситуацию:

  • по самолету, на который сначала подписывали бумаги, все работы прекращены, в новом облике машины нет;
  • аванс получен (спрашивается, зачем было выставлять счет на аванс);
  • азербайджанская сторона получила письмо, что самолет уже с западным оборудованием будет стоить больше 40 млн. долларов, что не приемлемо для Баку в рамках контракта.

Иными словами, ситуация с момента нашего последнего разговора в прошлом году не изменилась?

Самолета в новом облике реально нет. Напомню, что именно азербайджанская сторона обязывалась поставлять в Киев российские комплектующие, чтобы, скажем так, не было коллизии в плане разрыва ВТС Украины со страной агрессором. По новому же самолёту без участия России испытания не проводятся. Поэтому говорить пока не о чем. Проект, повторюсь, остается в подвешенном состоянии.

«Украинский милитарный портал» информирует, что «в рамках программы импортозмещения к испытаниям готовится исследовательский экземпляр самолета Ан-178. Это важная новость, ведь старт испытаний без российского оборудования в конце концов сдвинет с мертвой точки проект. И для Азербайджана, и вообще… 

Я же только «за». Если б только это соответствовало действительности. Я говорю о реальном старте испытаний самолета без российского оборудования. А это пока, мягко говоря, преувеличение. По самолету не выпущено даже документации. Как может проходить испытания самолет, на который еще не выпущена документация?

Озвученные же испытания проходит (или готовится к оным) самолет, который, как я понимаю, был простроен ещё в 2014 году. Причем, судя из новости, речь идет о начале прочностных испытаний планера самолета. Западное же оборудование там отсутствует (также как и по понятным причинам российское). Это действительно планер самолета, который ставится на испытания, на нем действительно устанавливаются датчики – нагрузки, перемещения, деформации и так далее. Безотносительно оборудования конечной версии самолета.

Вообще новость выглядит пока как пиар, сделанный некомпетентными людьми. Речь пока только о запуске прочностных испытаний. Это, безусловно, важно, но причём здесь импортозамещение? Новость, судя по всему, никакого отношения к самолету с западным оборудованием не имеет.

Проект же постройки транспортных самолетов Ан-178 в интересах Баку Кива теперь сопровождает с азербайджанской стороныПроект постройки транспортных самолетов Ан-178 в интересах Баку Кива теперь сопровождает с азербайджанской стороны

Что мешает реализовать импортозамещение? Азербайджанский контракт это ведь полдела. На самолет надеются наши военные, МВД, ГСЧС…  

Чтобы сделать самолет с западным оборудованием, нужны компетенция и средства. Насколько я понимаю, средств на сегодня нет. А они нужны для того, чтобы выпустить соответствующую документацию, организовать работу с западными партнерами, сделать привязку соответствующего оборудования, организовать его установку и так далее. Только после этого начинать, собственно, строить такой самолет.

Импортозамещение вообще-то - процесс не из дешевых. И я знаю, о чём говорю, так как непосредственно занимался импортозамещением в проекте Ан-132 с установкой на нём западного оборудования. Но тогда за часть работ заплатил заказчик в лице Саудовской Аравии. А что сейчас? На бюджет, суля по всему, надежд мало. С оборотными средствами Фирмы ситуация также непростая – во времена Гвоздева и Коцюбы деньги просто выводились с Фирмы.

Но и не это самое страшное - финансы, в конце концов, могут появиться.  Страшнее то, что фирму с 2015 года покинули несколько тысяч высококвалифицированных специалистов. Вот базовая проблема – что делать с кадровым голодом?

Украина, судя по всему, входит в период кардинальной трансформации в самых разных сферах. Озвучены планы по реструктуризации ГК «Укроборонпром». Ждём изменений к лучшему и на «Антонове»?   

Фирму оживить будет неимоверно трудно. Мне обидно, что она доведена до такого плачевного состояния. Но пути и возможности выхода из тупика есть. Для этого нужно, чтобы этим всем делом занимались профессионалы по всем направлениям – технике, производству, бизнесу. Нужен чёткий план действий, нужно заново выстраивать систему – как управленческую, так и производственную. Остановить отток кадров для начала.  

Импортозамещение, с которого мы начали разговор, оно возможно на 178-й машине в принципе за счет западного оборудования?

Конечно, возможно. Самолёт ведь современный и очень перспективный. О чём говорить, если удалось в свое время запустить проект по Ан-132, базовая версия которого была разработана десятки лет назад.   

Прежде всего, нужны западные партнеры, которые будут заинтересованы в таком самолете. И не только в плане установки на него своего оборудования, но и в эксплуатации собственно готовой машины на партнерских основаниях. Это же прописные истины.        

По Ан-178 иностранные партнеры возможны помимо Азербайджана?

Приведу только один пример. В своё время у нас было предметное сотрудничество с Германией именно по этой машине. Были подключены несколько немецких фирм, эту работу координировал президент земли Саксония. Всё было очень серьёзно, проект реально развивался. Но, к сожалению, тогдашний премьер Украины Арсений Яценюк по «необъяснимым» причинам всё сделал для того, чтобы эта программа не была реализована. Немецкая сторона в итоге отказалась от проекта после прихода к управлению Фирмой не раз уже упомянутых выше известных персонажей. Это отдельная история для отдельного материала, не будем перегружать сейчас наш комментарий. 

Важно, что тогда по проекту с немецкой стороной велись соответствующие работы. Был подписан меморандум. Немцы собирались менять самолеты С-160, и были заинтересованы в своем участии в проекте Ан-178 на уровне промышленной кооперации. Были даже обозначены конкретные предприятия, готовые в этом направлении работать. Среди прочего, немецкая сторона была готова закупать самолёты с установкой своих двигателей.  

Так что, всё это - возможно, только этим нужно профессионально заниматься.

Вы правильно отметили о грядущих переменах, которые ждут Украину. Но это не значит, что можно начинать кормить страну иллюзиями, вводить в заблуждение, пытаться выдавать желаемое за действительное. Хуже всего, если руководство страны окажется обманутым остатками старой команды на ГП «Антонов». А информация, которая подается, как готовность к испытаниям Ан-178 с западным оборудованием, выглядит пока просто как обман.

Владимир Копчак, руководитель Южнокавказского филиала Центра исследований армии, конверсии и разоружения («ЦИАКР-Южный Кавказ»), для «Главкома» из Тбилиси

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: