Письма из Луганска. Из школьных учебников исчезла Украина, но появились народы севера

Письма из Луганска. Из школьных учебников исчезла Украина, но появились народы севера

Учитель просит не дарить ему пышных букетов – «республика» борется с коррупцией, но принимает любые иные подношения от родителей

Фото: Главком

От украинских программ в средней школе не осталось ни-че-го

Спецпроект «Главкома» «Письма из Луганска». Наша читательница все годы войны живет в оккупированном Луганске. Она рассказывает о жизни по ту сторону линией фронта: о том, как все начиналось, чем закончилось и можно ли еще что-то изменить...

О среднем образовании в «республике» можно рассказать всего в нескольких словах: оно обязательно, оно условно бесплатно и оно осуществляется полностью по российским стандартам. Если подробнее, в каждом из этих пунктов будут свои оговорки, как и в любой истории о стране, название которой пишется в кавычках.

Условно бесплатно.Начнем с того, что среднее образование, как и медицина, в «республике» осуществляются на безоплатной основе. Но даже зная это очень четко, попробуйте-как вы вылечить бесплатно зуб (руку, ногу или что-то ещё). То есть все знают, что медицина и образование, как в СССР, в «республике» бесплатны, но при этом все также знают о тех самых кавычках, без которых это выражение не имеет никакой силы. Все учебные заведения среднего звена делятся на престижные и для среднего класса. К первым относятся языковые гимназии, модные школы в центре «столицы» с репутацией элитных и математическая первая школа. В этих школах ребенку дают будущее. За 11 лет школы с него снимут семь шкур, он оставит там здоровье, а его родители кучу денег на репетиторов, но он выйдет оттуда с такой прочной базой знаний, что всем будет ясно, что «республика» уже не его уровень. В таких школах учат. Часто учат действительно глубоко и часто эта глубина дается за счет других дисциплин. Так, из 30-й и 36-й школ выходят исключительно лингвистами, которые никак не тянут точные науки, но именно два иностранных языка дают возможность зарабатывать ребенку первые деньги репетиторством уже с девятого класса, дальше – больше. Выпускники этих школ формально получают высшее образование, но часто (читай: почти всегда) их кормит всю жизнь именно их школьный английский, которому их учили с первого класса лингвистической гимназии. Первая математическая школа учит программированию и математике, но вся филологическая линейка дисциплин там слабая, но туда и идут не за языками. За имя таких школ и репутацию нужно платить. Стоит это в диапазоне от 150 до 300 рублей в месяц на фонды и нужды образовательно процесса. Сверх этого родители сдают на тетради, книги, подарки учителям, ремонты и покупки техники в школу и класс. Здесь первое отличие от простой средней школой – там покупки такого рода выносятся на обсуждение всего класса, и родители могут отказаться сдавать деньги на что-то под предлогом все того же бесплатного образовательного процесса. В школах с именем варианта не сдавать деньги нет, это очень тонкая грань. Родители понимают, что всегда могут потерять место в этой школе, да и есть такое понятие как престиж. Отказаться сдавать деньги означает признать себя несостоятельным на фоне остальных, а это тоже о моде и определённом контингенте учащихся и их родителей. В самых обычных школам имени кого-то там из новых просто учат. И программы будто те же, но все как-то мельче и проще. Акцент там на то, чтобы удержать ребенка в учебном заведении положенное время, занять его и выпустить после уроков без бремени дел для его родителей. В таких школах много танцуют, делают поделки и организуют праздники, там нет такого сумасшедшего прессинга оценок как в элитных школах и нет такой битвы за успеваемость. Не факт, что будущее выпускников этих школ только ПТУ и рабочие профессии. Очень часто родители просто хотят продлить ребенку детство и отдают его в такую вот ближайшую школу по соседству, где он будет присмотрен и накормлен, научится писать и считать, а местные вузы при вечном недоборе абитуриентов даже с таким уровнем знаний ребенка возьмут. Хотя есть в этом и довоенный негласный рейтинг разделения на богатых и бедных, успешных и простых. Первые учатся в модных школах, вторые в тех, что ближе к дому.

По российским стандартам. И здесь тоже можно было бы поставить точку, потому что это весьма емкая характеристика всего, что сейчас происходит. От украинских программ в средней школе не осталось ни-че-го. Ни намека. Раньше учителя пользовалась украинскими учебниками и просили родителей покупать украинские прописи – они были лучшими, но после громких разоблачений, когда показательно преследовали за украинские книги на полках, весь этот учительский стартап прекратился. Все, что есть сейчас в местной школе – оно про Россию. Программы, учебники, рабочие тетради. В книгах по окружающему миру первого класса нет ни малейшего упоминания об Украине, но мы найдем там о народах севера (таких близких нам, вероятно). Задания подготовить рассказ о своей стране, ее флаге и прочих символах государственности смущают – о чем говорить, если страна не признана? Таких вот перекосов много во всем. И ещё одно весьма тонкое наблюдение – современная школьная программа настолько интенсивная, что она полностью лишает ребенка детства сразу же, с первого класса. И это тоже странные ножницы – до школы ребенок мог уметь уже читать и писать, и это было похвально, но начиная с первого класса для похвалы нужно уметь куда больше – готовить проекты, при чем весьма нехилые, рассчитанные на использование компьютерной техники и помощи взрослых. Это норма нового среднего образования – проектная деятельность учащегося все 11 лет обучения. Уровень проектов от рисунка и текста в первом классе усложняется по мере взросления. Это и некие социологические исследования с опросами и всей присущей им выкладкой и списком использованной литературы. Ребенок, если будет делать все из заданного, тратит на это буквально все свое внешкольное время до глубокой ночи. Парадокс в том, куда деваются после школы выпускники с таким глубоким уровнем знаний? И ответ чаще всего только один – они уезжают туда, где смогут найти применение всему багажу своих знаний.

Школа для неудачников. Это тоже такой интересный критерий об образовании из области мифов. Школьный учитель вполне успешно поддерживает в родителях уверенность в том, что в школу идут только увлеченные профессией люди, искренние и влюблённые в свое дело, отчего чаще всего они бедные. И именно от этого они не гнушаются браться за целую линейку платных услуг, чего не было никогда раньше. Учитель готов за дополнительную плату в 150 рублей в час доучивать ребенка после уроков, делать с ним домашнее и даже заводить домой или на кружки. Учитель работает в плотном тандеме с родителями, не гнушаясь ничем – ни продуктовой помощью, ни подарками в конвертах. Песня о том, что «с такой зарплатой я уволюсь хоть завтра» и «дешевле сидеть дома» пугает родителей, и учителя стимулируют конвертами не уходить. Стало традицией дарить не подарки, а деньги ко всем праздникам. Учитель просит не дарить ему пышных букетов – «республика» борется с коррупцией, но принимает любые подношения как от родителей, так и от всего класса. Признак хорошего тона в модных школах поздравлять всю линейку администрации школы – от учителя до директора школы конвертами от всего класса. Продуманный учитель в тесном тандеме с родительским комитетом класса никогда не будет голодать. За счет класса при правильном подходе проживет вся семья учителя – это и альбомы с фотографиями класса, это и экскурсии, и торговля тетрадями.

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: