Референдум! Находка для Януковича

Референдум! Находка для Януковича

Вместо парализованной Верховной Рады нужные Банковой законы примут на референдуме?

Пока страна пристально следит за очередным витком парламентского блокирования, «отстрелом» оппозиционных нардепов через суд и постепенным уничтожением Верховной Рады, на Банковой думают об альтернативах законодательной власти. Не исключено, что уже в обозримом будущем законы будут принимать отнюдь не в зале под куполом, а во время «праздника прямой демократии» - на референдуме.

На фоне парламентских баталий украинские эксперты как-то выпустили из поля зрения интереснейший закон, принятый в последние дни работы ВР предыдущего созыва. Напомним, 6 ноября, пока оппозиция разгребалась с фальсификациями на выборах, первый вице-спикер Адам Мартынюк сумел протащить через зал, с нарушением целого ряда регламентных норм, закон о всеукраинском референдуме. Без рассмотрения в зале, решения профильного комитета и прочего. Президент его незамедлительно подписал.

-- Референдум как панацея

И понятно почему, ведь прописанный в законе инструмент референдума, при стечении ряда обстоятельств, множит на ноль Верховную Раду, практически наделяя законодательными полномочиями главу государства.

Главная новела – президент, «по народной инициативе», может вынести на всеукраинский референдум проект новой Конституции, проект поправок к действующей и отмену предыдущих изменений. И если люди проголосуют, а комиссии правильно подсчитают, то решение вступает в силу без согласования с Верховной Радой. Именно это положение вызвало больше всего возмущений, как в Украине, так и за рубежом. О том, что документ позволит принимать на референдуме и обычные законы, говорили поменьше.

Но понемногу тема конституционного референдума отошла на второй план и обо всем этом стали забывать. Не забывали о нем только в Кабмине и Центральной избирательной комиссии. Там во всю готовят процедурные регламенты для референдума и приводят все нормативные акты в соответствие с новым законом. Как подсчитали в общественной организации «Спільна справа», за последние месяцы в Кабмине приняли четыре постановления по референдуму, а в ЦИК – шесть. В Центральной избирательной комиссии утверждают, что к концу мая все необходимые процедуры там уже утрясут.

«Согласно закону о всеукраинском референдуме, ЦИК в месячный срок должна была утвердить перечень мер и документов, необходимых для исполнения этого закона. Но этот процесс достаточно продолжительный, мы и далее ведем подготовку и утверждение форм документов для всеукраинского референдума. Очевидно, что этот процесс мы сможем закончить лишь к концу мая 2013 года», - проинформировал «Главком» заместитель главы ЦИК Андрей Магера.

Принятие новой Конституции – пока дело далекое. По крайней мере, Конституционная ассамблея еще не состряпала нужного проекта. Не говоря о том, чтобы передать его на рассмотрение Венецианской комиссии. Что не единожды обещал Виктор Янукович, равно как и не принимать Основной закон в обход Верховной рады.

-- Отдадим «трубу» в обход парламента

Другое дело, принятие на всеукраинском референдуме новых законов, внесение поправок или отмена действующих. Эти нормы закона о референдуме очень кстати в ситуации со столь непослушной и заблокированной Верховной Радой.

Почти месяц оппозиция блокировала президиум с требованием внедрения личного голосования. В конце концов, власть таки пошла на кое-какие уступки - решение о личном голосовании было принято. Парламент разблокировали до истечения 30-дневного срока, когда президент мог получить право распускать Верховную Раду. Хотя проблема отсутствия у Партии регионов стабильного большинства еще больше усугубилась.

Как результат, после лишение мандата защитника Юлии Тимошенко Сергея Власенко, трибуна снова в блокаде. Оппозиция обещает блокировать Раду до победного конца, и обе стороны заявляют о готовности идти на внеочередные парламентские выборы. Блеф или нет, но на Банковой осознают, что проводить через Раду нужные решения в будущем будет очень сложно.

И вот тут может пригодиться инструмент референдума. Намедни в СМИ просочилась информация, что «Газпром» готов снизить цену на газ, но для этого надо внести поправки в закон о трубопроводном транспорте и разрешить сдавать в аренду нашу газотранспортную систему. На этом дело и застопорилось, ведь все прекрасно понимают, что оппозиция только и ждет такого подарка Партии регионов. Нынче не 2010 год, и так просто сдать позиции, как тогда с Черноморским флотом, оппозиция не намерена. Расклад сил не тот. О возможной ратификации договора о Таможенном союзе даже не вспоминаем – за это дело оппозиционеры костьми лягут.

Как сказал вице-спикер от «Свободы» Руслан Кошулинский, сейчас они блокируют до последнего. А Виктор Федорович в это время сможет вынесты все нужные законопроекты на референдум, в том числе и по газу. Фантастика? – Отнюдь. Именно это предвидено в статье 3 закона о референдуме - без участия Верховной Рады.

-- Мажоритарка без коммунистов

Не так давно политики спорили, можно ли будет провести внеочередные выборы по 100% мажоритарке, если Янукович распустит Раду. Конечно же, такой законопроект в сессионной зале не пройдет, как минимум не проголосуют коммунисты. Но и не надо! Новый закон о выборах также можно вынести на всеукраинский референдум. Народ одобрит поголовную мажоритарку – можно и распускать. Как говорил Чечетов – «разведут как котят».

Ведь на законодательный референдум можно выносить все, кроме налогов, амнистии и госбюджета. Так гласит Конституция.

-- Как это делается

Прежде всего, нужна инициативная группа, которая соберется и подаст в Центризбирком предложение по всеукраинскому референдуму. С четко сформулированными вопросами и текстом законов. В ЦИК думают пять дней, и если все нормально, разрешают собирать подписи и регистрируют группу. Подписей надо собрать 3 миллиона – в 2/3 областей Украины и не менее чем по 100 тысяч в каждой. Учитывая, что в Партии регионов 1,5 миллиона членов, собрать автографы под что угодно - вообще не проблема.

ЦИК 7 дней проверяет подлинность подписей и выносит решение. Там большинство подконтрольно Партии регионов, потому загвоздок точно не возникнет. Далее, если вердикт позитивный, то Президент получает право назначить референдум, который должен состояться в 50-дневный срок.

Неожиданностей с «правильным» голосованием на референдуме также ожидать не стоит. Статья 45 закона о референдуме гласит, что избирательные комиссии формируются из числа кандидатур, которые в ЦИК подают главы областных советов, Киевсовета и Севастопольского горсовета. Учитывая, что кроме Галичины и Закарпатья, облсоветы подконтрольны Партии регионов, недавние парламентские выборы и подсчет голосов в Первомайске покажется нам эталоном прозрачности и демократии.

На эту вопиющую угрозу уже пытаются обратить внимание в Центральной избирательной комиссии.

«Один из самых опасных моментов закона о всеукраинском референдуме – формирование избирательных комиссий. Формирование окружных комиссий проводит ЦИК, но из числа кандидатов, поданных главами областных советов. В Украине 24 области, я могу ошибаться, но в 20 из них главы советов представляют одну партию. Абстрагируясь от названия этой партии, нужно признать, что такой механизм формирования комиссии приведет к тому, что все 15 членов окружкомов будут представлять одну политическую силу», - считает заместитель главы ЦИК Андрей Магера.

Окончательные итоги в 15-дневный срок подводит ЦИК, и их решение вступает в силу с момента оглашения. Вот вам сценарий, как за три месяца в обход Рады принять нужный закон.

Правда, стоит это удовольствие будет не мало. Как показывает опыт кучмовского референдума 2000 года, его смета всего в два раза меньше, чем стоимость президентских выборов. В 2000 референдум обошелся в 50 миллионов гривен, а президентские выборы 1999 – 107 миллионов. Исходя из того, что в 2010 году президентская гонка обошлась казне в полтора миллиарда, не сложно предположить, что референдум будет стоить около 750 миллионов гривен. Хотя на фоне бессмысленно выброшенного миллиарда на веб-камеры на участках – это не так и много.

В Центризбиркоме не готовы называть конкретные цифры, но там утверждают, что финансировать референдум можно только из государственного бюджета. «Пока невозможно говорить о стоимости референдума. Когда появятся законные основания для его проведения, когда будут выполнены все требования, у комиссии появятся основания составить соответствующий протокол. Только это станет основанием для внесения парламентом изменений в закон о госбюджете касательно финансирования. Конституция говорит, что все траты определяются бюджетом, потому финансирование референдума должно быть отображено в законе о госбюджете. В законе о госбюджете на 2013 год таких средств не предвидено, потому надо будет вносить поправки», - заявил «Главкому» Андрей Магера намекая, что в обход парламента провернуть референдум в этом году будет сложно. Хотя мнение Магеры – это его юридическая позиция, на Банковой могут вывернуть все по-другому. К примеру, выделить деньги из резервного фонда Кабмина.

Власть имеет неплохой инструмент для борьбы с неугодным парламентом. Более того, он даже будет находиться в конституционном поле страны. Правда, если Янукович таки применит закон о референдуме в обход в парламента, то в глазах Европы сразу же станет в один ряд с белорусским диктатором Александром Лукашенко. К чему в последнее время Виктор Федорович, к сожалению, идет семимильными шагами.

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: