За последние два года политики и спонсирующие их олигархи похоронили 13 партий
Все разговоры о том, что политическое поле Украины (особенно после запрета блоков) структурировано между крупными политическими игроками, разбиваются о факты – а именно количество зарегистрированных Минюстом партий. На данный момент таковых ровно 200, причем в их число входят многие из тех, по кому уже принято решение о ликвидации, но по разным причинам они еще значатся в реестре. Кто-то по естественным причинам отходит от дел, но их место занимают все новые и новые партии со светлыми и оптимистичными названиями – только за прошлый год было зарегистрировано семь партий одна другой краше.
«Ренесанс», «Нові обличчя», Робітнича партія України (марксистсько-ленінська), «Ми маємо мужність», «Нова держава», «За краще життя» и даже политическая партия «Республіканців» как страшный сон Барака Обамы. Все эти партии появились за прошлый год. О новичках пока толком сказать нечего, зато можно оценить выбывших. Пусть о большинстве прекративших существование партий никто никогда не слышал, среди них попадаются и знаковые структуры.
Как сообщили «Главкому» в Минюсте, всего за последние два года почили в бозе 13 партий. Все – согласно постановлениям Окружного админсуда Киева. Поводом для прекращения деятельности, согласно закону, может стать невыдвижение партией своих кандидатов на президентских и парламентских выборах на протяжении десяти лет или пассивность в регистрации местных ячеек. Самая старшая из скончавшихся партий была зарегистрирована в 1997-м году, а самая молодая - после рождения в ноябре 2011-го протянула чуть более года.
Старость не радость
К ветеранам относится «Партія мусульман України» – проект, который связывали с именем Рината Ахметова. Ее возглавлял Рашид Брагин – родственник Ахатя Брагина, взорванного в 1995-м году на стадионе «Шахтер». В свое время партия была задумана как противовес Меджлису и даже пару раз участвовала в парламентских выборах. Популярности она не сыскала, Ринату Леонидовичу этот «чемодан без ручки» стал не нужен и, в итоге, ПМУ фактически была слита с Партией регионов.
На год позже мусульманской партии – в 1998 – была зарегистрирована «Партія радикального прориву», но плоды ее деятельности за более чем десяток лет покрыты мраком. Как и то, какой след в истории оставила партия «Прагматичний вибір» – кроме того, что точно так же называлась антикризисная программа, которую презентовал, будучи премьером, Юрий Ехануров.
Стало одной партией меньше и на «зеленом фронте». «Зелена партія» в свое время откололась от более известной Партии зеленых Украины, которая даже была представлена в одном из созывов парламента. Но самостоятельное плавание «смутьянов» ни к чему хорошему не привело, хотя партия даже собиралась участвовать в 2008-м в выборах в Киевраду и выдвигала кандидатом в мэры столицы своего тогдашнего главу – экс-министра экологии и природных ресурсов Сергея Курыкина. Впрочем, ни одна из партий зеленого спектра, так и не смогла повторить тот единственный парламентский успех ПЗУ, включая и ее саму.
«Партія правозахисту», ликвидированная в тот же день, что и Зеленая, известна, прежде всего, фигурой своего кратковременного экс-руководителя – извечного борца с преступностью и носителя чемоданчика с компроматом Григория Омельченко. Сама партия была зарегистрирована в 2001-м году, Омельченко же возглавил ее в 2010-м. Но не успело пройти даже года, как Омельченко снял с себя полномочия главы и вступил в «Нашу Украину», в списке которой и пошел на парламентские выборы. Вскоре после этого партия была ликвидирована.
-- Недолго прожили
Все вышеупомянутые партии-старички были ликвидированы по причине неучастия в парламентских и президентских выборах на протяжении десяти лет. Но есть и целый ряд партий, зарегистрированных в 2010–2011 годах, которые почили еще в младенчестве, как правило, из-за того, что не смогли развернуть требуемой законом региональной сети по всей стране.
Например, «Робітнича партія України», созданная независимыми профсоюзами, была ликвидирована в январе этого года решением суда, но ее руководство с таким решением не согласилось и подало апелляцию. С ее ходом (точнее, его отсутствием) партия знакомит интересующихся ее судьбой на страничке в «фейсбуке», обвиняя Государственную регистрационную службу и Минюст в закулисной игре.
Но если «работники» хоть как-то брыкаются, то скоропостижная кончина партий «Відродження та розвиток», «Ведуча сила», «Партія захисту прав людини», «Захист місцевих інтересів народу», похоже, не особо расстроила их основателей. Никаких следов более-менее активной деятельности они не оставляли.
На их фоне «Інтернет-партія України» кажется просто политическим тяжеловесом. У нее до сих пор работает сайт, в шапке которого висит лозунг «Нас 11 миллионов», подразумевающий, видимо, количество украинских пользователей Сети. У этой партии вообще интересная судьба – в 2011-м она уже ликвидировалась решением суда в связи с недостающими учредительными документами, но затем свидетельство было восстановлено.
23 января 2013-го года свидетельство было аннулировано снова. «Интернетчики», которые позволяли себе личные выпады в адрес Александра Лавриновича и предположительно имели отношение к кибер-атаке на сайты ведомства, подали апелляцию и, по словам своего лидера Дмитрия Голубова, рассчитывают затянуть дело еще на несколько месяцев. Учитывая непопулярные планы украинской власти по усилению контроля за Сетью, в том числе на предмет соблюдения авторских прав, у партии открывается широкое поле для привлечения к себе внимания.
У «Української партії респонсизму» проблемы начались еще на этапе регистрации. Изначально Минюст «завернул» респонсистов, по словам их лидера – сотрудника политтехнологического агентства «Гайдай.ком.» Виталия Помазанова, из-за того, что предложения партии об изменении Конституции противоречат Конституции, а также потому, что уставом партии не был обозначен порядок выдвижения кандидатов. После того, как устав был переписан, партия все-таки была зарегистрирована, но просуществовала менее двух лет.
Сам Помазанов не помнит, с какой мотивировкой была ликвидирована регистрация партии и говорит, что просто не видел смысла бороться против ликвидации.
«Изначально у нас были какие-то цели, но по истечении времени наступило понимание того, что партия – не самый эффективный инструмент для борьбы в современной Украине, – рассуждает Помазанов. – Сейчас мы продолжаем политическую деятельность, но не в формате партии, а в формате политического клуба по интересам, которых достаточно много. Пока о нас ничего не слышно, потому что мы занимаемся идеологической разработкой концепции будущего Украины, пишем книжку и, после того как она выйдет, будем думать о новом формате».
Партия «Сам за себе», ликвидированная судом в феврале этого года, запомнилась тем, что, полностью соответствуя своему названию, выдвинула на парламентских выборах единственного кандидата – своего руководителя Виктора Карповича. На округе он особых лавров не сыскал, зато во время жеребьевки сумел заполучить целого члена комиссии. Столько же, например, досталось таким старожилам как «Народний рух», а «Свобода» и «Удар» вовсе обошлись без своих представителей в окружкомах.
Кстати, именно возможность сорвать куш при жеребьевке в комиссиях и является одним из главных поводов для регистрации и дальнейшего содержания партии. При нынешней системе, выставив всего одного кандидата в каком-либо из округов, партия гипотетически может «накрыть» своими представителями комиссии по всей стране. Понятно, что самой ей столько не надо, зато места в окружкомах можно выгодно продать другим, более заинтересованным участникам выборов. Но содержать ради этого «авось» партийную структуру по всей стране от выборов к выборам – все-таки достаточно накладное занятие.
Глава комитета избирателей Александр Черненко недоумевает, зачем кто-то до сих пор тратит деньги на регистрацию и организацию работы новых партий: «Для меня загадка, зачем создавать партии, потому что и по деньгам и процедурно легче купить готовую и переименовать, если надо. Найти такую партию – не проблема, но сама потребность отпала».
Эксперт вспоминает, что на местных выборах, когда баллотироваться можно было, только будучи кандидатом от какой-либо партии, цена уже зарегистрированной партии стартовала от 50 тысяч долларов, а в неизбирательный период цены падают до 20 тысяч.
«Но нужно смотреть, насколько чисты документы, что с областными организациями – а то можно купить филькину грамоту, – предупреждает Черненко. - Партии с засвеченными названиями и своей кредитной историей и партии, выигравшие жеребьевку в комиссиях, обойдутся дороже. Например, на парламентских выборах член окружкома продавался за 5 – 10 тысяч долларов, руководитель – за 15, но можно договориться сразу с партией, которой они «принадлежат» и купить оптом».
-- Партийные проводы
Если по вышеупомянутым партиям уже вынесено решение о ликвидации, то еще четыре находятся в «стадии прекращения на основании решения руководящего органа о самороспуске» – «Сильна Україна», «Народна влада», «Українська платформа» и «Партія екологічного порятунку «ЕКО+25%». Первые три слились с другими проектами, а последняя просто самоликвидировалась.
В 2006-м году бывшая «Партия за военных», переименованная в «ЕКО+25%», благодаря финансовым вливаниям владельцев корпорации ИСД Виталия Гайдука и Сергея Таруты провела очень громкую и недешевую рекламную кампанию. Такое странное название объяснялось главной фишкой партийной программы – добиваться установления 25%-ной надбавки для проживающих на экологически загрязненных территориях. Изначально проект собирались сблокировать с НДП, но не срослось, и партия приняла самостоятельное участие в парламентских выборах. Несмотря на массивную рекламу и наличие в списке таких известных персонажей как безработный на тот момент Анатолий Толстоухов, почетный президент ФК «Карпаты» Петр Дыминский, нынешний мэр Калуша Игорь Насалик и дочка знаменитого кардиохирурга Катерина Амосова во главе списка, партия набрала на выборах 0,47 % и заняла 16-е место из 45 участников. После этого никакой активности она не проявляла и в выборах больше не участвовала, так что ее нынешняя самоликвидация – естественный процесс для искусственного проекта, взращенного под выборы.
Совсем иная ситуация у «Сильной Украины». Экс-Трудовую партию в 2009-м году подмял под себя вернувшийся в большую политику Сергей Тигипко, которому для участия в президентских выборах понадобился соответствующий антураж. Выборы прошли для Тигипко сверхудачно – он занял третье место, став перед вторым туром объектом ухаживаний и Тимошенко, и Януковича, и сделал серьезную заявку на занятие ниши «третьей силы». Но долго играть в самостоятельность бизнесмен в политике не стал, пошел работать в первое правительство Азарова и в результате перед парламентскими выборами-2012 слил свою партию с Партией регионов. Соответствующий съезд проходил в два захода – поговаривали, что Сергей Леонидович в перерыве продолжал торги с «регионалами», в частности, по количеству мест для своих соратников в списке бело-голубых. Но несмотря на то, что решение о ликвидации и объединении было принято 17 марта 2012 года, формально жизнь в партии пока теплится.
Бывшая соратница Тигипко Александра Кужель считает, что если бы в 2010-м тот переждал и не шел во власть, то сейчас мог бы завести в парламент собственную фракцию и претендовать на более высокие посты. Но это, понятное дело, лишь предположения.
А вот партии «Народна влада» и «Українська платформа» вряд ли могли даже гипотетически рассчитывать на самостоятельный пристойный результат в ближайшем будущем.
«Українська платформа» была карманной партией бывшего депутата из НУНС Павла Жебривского. Причем появилась она уже после парламентских выборов 2007-го перед местными выборами-2010, а Жебривский, как и многие его коллеги по фракции, рассевшиеся по собственным партийным коморкам, просто повысил таким образом собственный статус. Перед парламентскими выборами-2012 «УП» решила слиться с партией «Собор» Анатолия Матвиенко – старейшей партией Украины. «Украинская платформа «Собор» даже получила при жеребьевке «козырный» первый номер в бюллетене, но в итоге снялась с выборов, выставив только кандидатов по мажоритарным округам. Ни один из них в парламент не прошел, тем не менее, процесс объединения не прерывается. И учитывая более славное прошлое «Собора», логично, что слияние происходит именно на его базе. Жебривский рассчитывал завершить этот процесс к концу февраля, но уже апрель, а «Украинская платформа» до сих пор не вычеркнута из реестра.
«Чтобы окончательно ее закрыть, нужна проверка налоговой, а налоговая не хочет приходить, потому что тут не НА чем пожиться, – смеется Жебривский. – Говорят, что мы стоим в очереди, и когда-нибудь к нам придут. Это ничем не мешает объединению, просто создает дополнительную нагрузка на людей, которым надо сдавать отчеты и так далее».
Жебривский заявляет, что не жалеет о создании партии, из-за чего его называли еще одним «гетьманчиком» в нацдемовском лагере: «Когда в 2008-м Виктор Андреевич сказал, что он нас на мусорке нашел, я вышел из «Нашей Украины», а вступать в другую политическую силу желания большого не было. Это просто была предтеча того, что мы создаем сейчас».
Такой же «предтечей» стала и партия «Народна влада», которая существует с 2004-го года, но более-менее известна стала в 2009-м, когда ее возглавил бывший министр транспорта, побивший горшки и с Морозом, и с Тимошенко, Иосиф Винский. На местных выборах, на которые рассчитывал новый лидер, партия успехов не добилась, и в итоге объединилась с другими четырьмя карликовыми партиями «левого» направления.
«Еще год назад мы объединили пять левоцентристских партий в одну, но Минюст не дает нам возможности завершить этот процесс, – жалуется Винский «Главкому». – Минюст, налоговая и прочие создают нам препятствия – люди просто не исполняют своих функций. Вроде все уже сделано, но все равно требуют какие-то бумаги и еще что-то. Формально партия не работает, но технологические вещи, которые я рассчитывал пройти за месяц-два, затормозились из-за бюрократии».
Ликвидировать партию, как видим, не намного проще, чем зарегистрировать, но вряд ли об этом задумываются те, кто до сих пор считает, что статус «глава партии» в визитках придает им солидности. И создают все новые партии с громкими названиями и лозунгами, которые в обозримом будущем могут осчастливить разве что своих владельцев.
Коментарі — 0