Александр Мирский: Сегодня украинский МИД очень слабенький
Друг Партии регионов в Европарламенте о тоталитаризме, который угрожает Украине
Освобождение Юрия Луценко дало Украине некую надежду на подписание Соглашения об Ассоциации с ЕС на Вильнюсском саммите стран Восточного партнерства. Конечно, еще в феврале лидеры ЕС дали понять, что освобождать надо обеих – и Тимошенко, и Луценко. Но уже сейчас из ЕС пошел позитивный сигнал – работа миссии Европарламента Кокса-Квасьневского будет продлена. А потому есть шанс, что Украине дадут время на исправление ошибок не до мая, как планировалось раньше, а до осени.
В любом случае, сроки поджимают, а прокуратура делом об убийстве Щербаня делает все возможное, чтобы нивелировать позитивные подвижки в отношениях Украины и Европейского Союза.
В Украине привыкли, что европейские политики и чиновники преимущественно критикуют украинскую власть и однозначно становятся на сторону Юлии Тимошенко. Тем более важно слышать точку зрения союзников Партии регионов в ЕС. В числе которых евродепутат от Латвии, представитель группы социалистов и демократов Александр Мирский, который позиционирует себя «другом Украины», лестно отзывается об украинском руководстве и позволяет себе критиковать Юлию Тимошенко.
Александр Томасович, после Брюссельского саммита Украина-ЕС были достигнуты некие договоренности, мол, для подписания Соглашения об Ассоциации надо решить проблему избирательного правосудия. Европейские лидеры четко дали понять, что Украина должна достичь прогресса к маю. Какой у вас прогноз по возможному подписанию или не подписанию соглашения после освобождения Юрия Луценко?
Судьба документа в руках Украины. Насколько МИД Украины будет активно работать и сможет объяснить позицию правительства, насколько удастся сделать так, чтобы одеяло не перетягивали в одну строну. К сожалению, я констатирую, что сегодня украинский МИД очень слабенький. Серьезной работы нет. То учреждение, которое обязано курировать все эти процессы, сегодня работает достаточно слабо.
Если такая работа будет продолжаться, то верх возьмут наши европейские депутаты, которые не любят Украину и считают, что Тимошенко – это политический заключенный. Особенно женская часть парламента, которая считают, что у женщины в спальне не должно быть видеокамеры. И если МИД не будет работать, то вот эти силы победят.
Сейчас многое зависит от министерства – оно должно четко и активно работать, объяснять позицию. Потому что в Европарламенте бытует мнение о том, что Тимошенко слишком сильно пострадала, хотя может даже и есть за что. Ведь мера, которая к ней применена, не адекватна ее делам. Бытует мнение, что Тимошенко – это продукт системы и все остальные высшие должностные лица являются точно такими же, как Тимошенко – ни чем не лучше.
И самое главное – в Европарламенте бытует мнение, что Украина скатывается к тоталитаризму. Это общее мнение, не мое. Хотя мало кто из депутатов Европарламента назовет хотя бы пять украинских городов. К сожалению, когда все эти дела муссируются у нас, напрочь отсутствует позиция МИД Украины.
Хотите сказать, что раньше, до назначения Кожары, МИД Украины лучше работал в европейском направлении?
Несомненно, что лучше. Даже обсуждать нечего. Министр Грищенко был очень активен, я с ним встречался минимум пять раз! Кроме этого, в его времена была создана группа друзей Украины, в вашу страну съездило не менее 50 европейских депутатов, которые своими глазами увидели происходящее на местах. Они посещали города и села, многие из них, посетив Украину, сделали для себя достаточно хорошие выводы. Сегодня группа друзей Украины Европарламента не работает, могу утверждать это как ее сопредседатель.
Сегодня никто ко мне или к моим товарищам по группе не обращается, никаких мероприятий не проводится. Хотя могу сказать, что новый министр Кожара также достаточно активный, но в курс дел он окончательно еще не вошел.
Все-таки, выход на свободу Луценко, поможет сделать прорыв Украине в европейском направлении? Или такой мелкой уступки недостаточно…
В ЕС бытует мнение – если украинское руководство реагирует на общественное мнение Европарламента и все-таки освободило Юрия Луценко, значит, в каком-то виде демократия в Украине присутствует. Могли же и не выпустить, придумать какую-то историю. Хотя мне сложно говорить по делу Луценко, я не слишком в курсе подробностей.
Что касается госпожи Юлии Тимошенко, я глубоко убежден, что надо находить компромисс по ее ситуации. Все-таки она бывший премьер-министр, женщина, при чем не молодая. А видеокамера в комнате, где она спит, - это за рамками понимания европейцев. В Европарламенте очень активные женщины, они даже не хотят смотреть, почему Тимошенко сидит и за что осуждена. Если в спальне у женщины постоянно снимает камера – это неправильно, это сразу делает общественное мнение. И никто больше не смотрит ни на какие нюансы, где провинился и как. Это тоже вопрос дипломатии, они должны понять – у нас депутатов женщин 50% и они очень активны. Депутаты-женщины Европарламента будут поддерживать Тимошенко из женской солидарности.
Несмотря на ваше критическое отношение к Тимошенко, согласны, что помилование Юлии Владимировны решило бы много проблем в отношениях Украины с ЕС?
Чтобы Президент помиловал Тимошенко, она должна об этом попросить.
Не обязательно, Луценко не просил, за него это сделала омбудсмен…
Да. Кроме того, что Тимошенко не просила помилования, она же еще и не признала Януковича президентом. Это ее ошибка. Я долгое время занимался фехтованием на шпагах – после проигранного боя надо подойти к сопернику и пожать руку. Тимошенко руку не пожала. Если ты пошла в политику, то, даже проиграв, должна поздравить и пожать руку. Может, тогда бы ситуация с ней развивалась по-другому. Я вижу, что у действующих властей есть личные обиды на Тимошенко в том числе.
Очевидно, что это и есть главная причина заключения. Вы слышали о новом деле против нее, по которому на нее хотят «повесить» убийство 1996 года?
Слышал об этом, знаю, что материалы все к этому имеются. Год назад встречался с Генеральным прокурором Пшонкой. Тогда же встречался с действующим вице-премьер-министром Хорошковским . Я рекомендовал им подумать, какие шаги навстречу надо сделать, чтобы подписать соглашение об Ассоциации. К сожалению, все проблему понимали, но ничего не сделали. Ситуация с Тимошенко зашла в тупик. Никто не хочет уступать. Тимошенко не хочет признавать Президента, а он не хочет слушать о ее помиловании.
Срок работы миссии Кокса-Квасьневского продлили. Правильно мы трактуем, что нам дали еще времени для выполнения условий ЕС и в мае не будет решения?
Не могу вам точно сказать. Те, кто хотят, чтобы Украина выполнила некие условия, будут использовать все возможности дожать. Это политическая борьба.
Уже заговорили о дополнительной миссии ЕС в Украине во главе с Павлом Ковалем. Это может дать результат?
Павел Коваль возглавляет межпарламентскую группу ЕС Украина. Не понимаю, зачем там новая миссия, у него и так достаточно работы в рамках его обязательств. Если будет новая миссия, это скорее пиарный шаг.
Каково ваше общее впечатление – все идет к подписанию Соглашения об Ассоциации между Украиной и ЕС или момент уже утерян?
Знаете, скажу честно, у меня складывается впечатление, что парламент Украины разгонят. То, что там сегодня происходит, непонятно ни одному европейцу. Я говорю о блокировании трибуны. Система работы Рады выстроена настолько криво, что парламент не может работать. Если он не может работать, то не способен и принимать законы. Значит, некому будет и это Соглашение об Ассоциации ратифицировать. Вот это очень плохо. Европейцы не понимают, как в таком режиме можно работать.
Считаете, что парламент может стать очередной преградой Украины на пути к ЕС?
Если так будет продолжаться, то у Президента будет одно единственное решение – распустить парламент. Надо разработать новые правила, чтобы этот цирк с блокированием трибуны не видели. Если вы в меньшинстве, смиритесь с этим. Нельзя спать на трибуне.
Подождите, оппозиция выдвинула конституционное требование личного голосования. Это же справедливо, и с этим в Европе никто не поспорит…
Да, но, может, не таким образом добиваться. Это очень плохо влияет на имидж Украины. Возможно, я скажу банальную вещь, но надо совершенствовать Конституцию Украину – четко уточнить, парламентская вы республика или президентская. У вас нет четкого ответа на этот вопрос, от этого много проблем.
Коментарі — 0