Украина-ВТО-ЕС: принуждение к пониманию

Украина-ВТО-ЕС: принуждение к пониманию

Не найдя понимания с ВТО, украинская власть решилась на опасную игру

Как любят шутить мировые экономисты, ВТО – это демократическая и корректная форма принуждения слабых экономических стран покупать товары у более сильных. Желание Украины пересмотреть тарифные ставки ввозных пошлин вызвали настоящий переполох и угрозы со стороны США и Европы. Хотя, что плохого в желании страны защитить свою экономику?

-- А вот и ВТО

Испокон веков страны защищали свои рынки с помощью таможенных тарифов. Особенно – на этапе формирования государства. К примеру, молодым США в XVIII удалось создать мощную промышленность только отгородившись высокими пошлинами от своих английских собратьев. Аналогично поступила Германия в XIX веке – за считанные десятки лет заняв ведущее место среди развитых стран Европы. И только Украина, с ее широкой душой, открывает свои границы перед любым импортом, собственными руками убивая отечественную промышленность. И радуясь «почетному» статусу сырьевого придатка Европы.

Перед поспешным вступлением Украины в ВТО в начале 2008 года, многие эксперты прогнозировали дальнейшие серьезные проблемы для отечественной экономики. Но об этом тогда никто не думал. Будущий мировой кризис еще разгорался где-то там, в далеких США. Украина активно переживала «кредитный бум». У населения накопилось много денег, которые необходимо было срочно тратить на все, что попадало на глаза. Кредиты на квартиры, европейские машины, дорогую бытовую технику. Не забываем о желании Кабмина Тимошенко и президента Ющенко дать народу еще и дешевой пищи в виде импортного мяса. В общем, поспешное вступление Украины в ВТО играло на руку тогдашней власти. Хотя и шло в разрез с тем же «Украинским прорывом» Тимошенко, предполагающим поддержку отечественной экономики.

В принципе, действия премьера Тимошенко можно понять с точки зрения бизнес-логики. У нее лично не было системного бизнеса в Украине после окончания «эры ЕЭСУ». А основные спонсоры ее политсилы и президента Ющенко – это были в основном аграрники (производители курятины, экспортеры зерна и подсолнечного масла). Поэтому именно аграрные лоббисты выиграли от вступления в ВТО и открытия мировых рынков. Это, кстати, все те «сознательные» товарищи, которые после президентских выборов 2010 года дружно вступили в ряды фракции Партии регионов. А в 2012 году – зашли в Раду по ее «спискам».

А что же остальные отрасли экономики? Производство мяса и выращивание КРС стало уменьшаться. Что логично, учитывая хлынувший поток дешевого мяса и молока. В первую очередь – из Польши. При этом Украине запретили субсидировать АПК, в то время – как в том же Евросоюзе предусмотрены огромные деньги на поддержку аграрного сектора.

Автомобильная промышленность практически умерла. Поскольку, вместо ожидаемых СП по сборке авто в Украине, в страну просто начали завозить дешевые машины из Европы, Китая, Кореи.

Металлургия и химпром вроде должны были выиграть от присоединения к ВТО, поскольку снимались определенные квоты и прекращались антидемпинговые расследования. Однако установившаяся с 2009 года цена на российский газ сделала украинский экспорт неконкурентоспособным из-за высокой себестоимости.

Сильный удар был нанесен по машиностроению (в первую очередь –сельскохозяйственному), деревообрабатывающей промышленности, производству бытовой техники, легкой промышленности.

В 2008-2009 годах проблемы в экономике еще можно было списать на кризис. Однако в 2010-м, когда ВВП начал вновь расти, стало четко видно –половина отраслей экономики при смерти.

-- Привет из Киева

В 2010-м году к власти пришли представители крупного отечественного бизнеса, которые, естественно, начали постепенно лоббировать пересмотр взаимоотношений с ВТО. В пользу поддержки отечественной экономики. Процесс проходил достаточно осторожно.

Еще в 2012 году Украина подняла перед ВТО вопрос об увеличении таможенных пошлин на 371 товарную позицию. Речь шла, в частности, о бытовой технике, продукции сельхозмашиностроения и легковых автомобилях. Руководство ВТО и Евросоюза подняли крик: мол, Украина начала самовольничать и заниматься протекционизмом. Хотя каждый член ВТО имеет право раз в три года пересматривать тарифы. Кроме этого, Украина при вступлении в ВТО установила минимальные ставки импортных пошлин. Теперь же предусматривалось их привести к максимально разрешенным.

Не найдя понимания с ВТО, власть сделала первый конкретный сигнал – в ноябре Рада в одностороннем порядке увеличила тарифы на ввоз 100 видов товаров. Речь шла о разной строительной мелочи –штукатурке, цементе, краске. То есть – тех товарах, которые итак производятся в основном в Украине. Но суть мессиджа была ясна –Украина не блефует и настроена действительно увеличивать таможенные пошлины.

Однако ситуация вновь не сдвинулась с места. Тогда в 2013 году украинская сторона решила прибегнуть к более ощутимому «укусу» для европейского и мирового бизнеса - увеличить надбавки к действующим 10%-м пошлинам на импортные авто для поддержки отечественного автопрома ( на 6,5% и 13% - в зависимости от литража). Учитывая, что Украина является одним из основных мировых рынков сбыта авто, этот шаг вызвал уже настоящий шквал критики. Руководство ВТО, представители США и Японии, комиссар по торговле ЕС – все подключились к давлению на Украину. В бой запустили влиятельную деловую прессу. Financial Times вышло с ключевым мессиджем: «Власти Украины увеличивают импортные пошлины для поддержки своих олигархов».

В ответ, для демонстрации серьезности намерений, президенту Януковичу даже пришлось создать 15 апреля Государственную комиссию по вопросам ВТО, которую возглавил Андрей Гончарук. Он же стал представителем Украины в ВТО. Что говорит о том, что Украина приготовилась в долгой «осаде» ВТО и пояснению своих позиции на Западе. Ведь пока никто не знает, чем закончатся возникшие противоречия.

В то же время стоит отметить осторожную позицию украинских олигархов. Так, металлурги и химики пока не настаивают на введении пошлин на импорт аналогов их продукции в Украину. Поскольку не хотят закрыть перед собой европейские и мировые рынки.

-- «Пряник» Европе перед Вильнюсом

Но вот что интересно во всей происходящей ситуации. Неспроста Украина подняла вопрос повышения пошлин именно на легковые авто. Если вспомнить, то в рамках Зоны свободной торговли с ЕС, которую все не могут официально утвердить, Украина взяла на себя обязательства еще больше открыть свои рынки для европейского автопрома. В частности – в течении 10 лет снизить пошлину на импортные авто до «нуля». Плюс – ежегодная квота на ввоз беспошлинных авто в размере 45 000 штук.

Не исключено, что для стран Евросоюза также не будут действовать и введенные надбавки к пошлинам. Иными словами, Украина наконец-то решила действовать стратегически – и заинтересовать Европу экономическим «пряником» перед ноябрьским саммитом Украина-ЕС, где должны подписать как Соглашение об ассоциации, так и Зоне свободной торговли с ЕС. Чтобы именно европейский бизнес, заинтересованный в украинском рынке, стал лоббистом наших интересов. Кстати, Янукович не зря недавно сказал: мол, у Украины амбициозные намерения заключить Ассоциацию с ЕС уже в этом году.

В принципе, подобные действия украинских властей совершенно понятны. Ведь Европа же постоянно выдвигает список политических и экономических требований для заключения Ассоциации, которые Украина обязана выполнить до ноября месяца.

Время покажет – насколько успешной является идея экономического «стимула» для Европы. И сможет ли Украина отстоять свои позиции в ВТО. Главное, с точки зрения простого обывателя, чтобы все игры не вылились в реальное подорожание в кризис автомобилей, мяса, бытовой техники. Иначе – не поймут благих намерений власть имущих…

Автор - президент Центра инновационного консалтинга «КДА»

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: