Максим Луцкий: Партия власти расставляет своих людей – это логично

Максим Луцкий: Партия власти расставляет своих людей – это логично

Регионал о том, почему Янукович назначил его руководить районом, где он проиграл выборы

Год назад – народный депутат от Партии регионов, а сегодня – глава Соломенского района столицы. Такая смена кресла для Максима Луцкого, судя по всему, сатисфакция за проигрыш на парламентских выборах. Осенью прошлого года представитель партии власти занял лишь третье место в 222-м округе. Жители столичной Соломенки и Шулявки отдали предпочтение кандидатам от оппозиции. Но власть, как обычно, к мнению народа особо не прислушивалась. В итоге Луцкий после выборов был назначен хозяином района, где проиграл выборы.

Путь в большую политику Максиму Георгиевичу открыла Юлия Тимошенко. В 2006-м году с ее легкой руки молодой проректор Национального авиационного университета попал в список БЮТ и прошел в Верховную Раду.

Правда, под знаменами Тимошенко долго не проработал. В сентябре 2007-го Максим Луцкий одним из первых перешел в антикризисную коалицию. А на досрочные парламентские выборы отправился уже вместе с Партией регионов.

Сегодня автор закона «О высшем образовании» уже из кабинета главы райадминистрации наблюдает за реформой, которую проводит его кум, министр образования Дмитрий Табачник. А также удивляется, куда пропали ключевые сторонники Юлии Тимошенко.

-- «Не вижу никакой деятельности Андриевского в районе»

Максим Георгиевич, достаточно большая часть глав райгосадминистраций поменялась в течение двух месяцев после выборов. А вот с вашим назначением дотянули до весны. Почему?

Я хочу немного напомнить хронологию. Во-первых, по Киеву трех глав уволили по причине невыполнения своих функциональных обязанностей. Один глава избрался народным депутатом. Итого – четыре. Меня не долго не назначали. Это нормально, что если троих уволили, а один избрался, не по одному назначать, а определиться со всем коллективом и назначать «пакетно».

Ваш предшественник глава Соломенского района Иван Сидоров покинул свой пост по какой причине? Перед выборами вы трудились рука об руку. Он просто уступил вам место?

Иван Петрович Сидоров подал заявление об увольнении по собственному желанию – приходит время, когда такое решение нужно принимать. В связи с этим Александр Попов предложил мне эту должность. Разговор с ним у меня был еще в декабре прошлого года – о выборах, о том, что район для меня не чужой, я здесь живу, в этом районе университет, в котором я проработал 12 лет…

Проработали? То есть вы уже не проректор?

Нет. Две недели назад меня избрал коллектив Национального авиационного университета председателем наблюдателем совета. Проректором я быть не могу по причине того, что это административная должность.

На предложение Попова в декабре я предварительно сказал «да». И так понимаю, что потом просто анализировалась ситуация, кого назначить на другие районы. Потом были новогодние праздники. И в конце марта пригласили меня, а также Юрия Бондаря – в Святошинский район и Юрия Куренного – в Голосеевский. Плюс, есть определенная процедура назначения. Она предполагает спецпроверку, которая длится месяц-полтора, пока все органы не ответят, соответствую я или нет этой должности.

Но Иван Сидоров сейчас сидит в кабинете напротив – он работает советником, помогает мне руководить районом. Его сорокалетний опыт работы в администрации, из которых одиннадцать лет он был главой и столько же лет первым заместителем, бесценен.

Объясните, почему ваша кандидатура оказалась наиболее подходящей на пост главы администрации в районе. Мажоритарный округ на парламентских выборах вы здесь все-таки уступили. Причем, заняли даже не второе место. Кроме представителя от «Батькивщины» Дмитрия Андриевского, пропустили вперед еще и кандидата от «Удара» Рену Назарову. Выходит, что большинство жителей района не поддерживают ни вас, ни вашу политическую силу.

Вопрос не в том, какое это место. Вопрос в том, что люди не разобрались, что такое мажоритарная система выборов. Иначе не объяснить, почему люди голосовали за человека, который в районе ни разу не был, кроме как в окружной избирательной комиссии, человека, который даже не собирался заниматься районом.

Вы о Рене Назаровой?

Рена Назарова абсолютно новый человек в районе. Я к ней отношусь с глубоким уважением. Но что она сделала для района – не знаю. Нужно объективно оценивать практические дела кандидатов. В моем случае любой может зайти на сайт, посмотреть, сколько десятков детских площадок я построил, сколько мы отремонтировали, сделали, провели встреч, помогли…

Ваш конкурент от «Батькивщины» Дмитрий Андриевский детские площадки тоже строил.

Ну одну, может быть. Но выборы прошли. Может, конечно, для кого-то и нет. Я работал в Соломенском районе, заботился о людях. И после того, как выборы прошли не таким образом, как я их видел, я не ушел в сторону, не убежал. Работать главой райадминистрации тяжело. Это адский труд. Но я продолжаю работать. Список работ, которые сейчас выполняются в районе, - колоссальный.

И я обязательно посмотрю, как человек ответственный, что мои оппоненты, которые (и на сайте ЦИК это можно посмотреть) пообещали за пару лет отремонтировать все парадные, лифты, дороги, из обещанного сделают. А там четко написано – мол, гарантия сто процентов. Я это проконтролирую и до каждого донесу, что было сделано.

Как, вообще, вы собираетесь работать с Андриевским, который фактически представляет район в Верховной Раде? При необходимости сможете придти к общему знаменателю?

Я законопослушный гражданин. Я знаю права народных депутатов, как никто. Я рад видеть всех депутатов Верховной Рады, если они хотят помочь что-то сделать в районе. За все, что они хотят сделать, я буду говорить «спасибо» и только помогать.

Прошло уже больше чем пол года с момента избрания, но Дмитрий Андриевский ни разу не позвонил, не написал мне письмо о сотрудничестве. Что он делает в районе, делает ли хоть что-то – я не знаю. Но я глава администрации, и, поверьте, очень внимательно наблюдаю за всем. Я не вижу никакой практической деятельности Андриевского в районе. Кроме того, что я слышал, как он то в одну школу пришел с видеокамерой – требовать ответы на вопросы, то еще куда-то…

Выборы закончились, и политических провокаций на территории района я не допущу. Если кто-то хочет работать и помогать – двери открыты. Депутат пользуется правом моментального приема.

-- «Многие полномочия перебрала на себя горадминистрация»

Сразу после выборов вам пророчили назначение в министерство образования. Рассматривали ли вы такую возможность?

Я и хозяйственник, и «освітянин». Если говорить о министерстве образования, то это нужно делать только тогда, когда место вакантно. У нас есть профессиональный министр образования. Он на своем месте!

То есть меньше, чем на пост главы ведомства вы не согласны? А замом?

Я уже был заместителем министра. Если говорить о формальных признаках, то, как народный депутат, как проректор, как человек, который семь лет в парламенте работал в комитете по образованию и науке, был главой комитета, советником премьер-министра, я могу подходить на любую должность. Среди тех должностей, которые я рассматривал для себя, я выбрал райадминистрацию, как продолжение того, что начал. За меня проголосовали почти 22 тысячи человек. Эти люди расстроены результатом. Бросить их я не могу!

А играл ли какую-то роль в вашем назначении на пост Дмитрий Табачник?

Мне не нужна никакая протекция, я ни у кого ничего не прошу. Я могу работать спокойно, уйдя из Верховной Рады, в университете, в Администрации президента, в городской администрации, в министерстве образования. Где я буду нужен, там я и буду работать.

То есть эти места вам предлагали в Администрации президента?

Это уже все в прошлом. Для себя я определился, где я хочу быть. Там, где я работаю, - это есть вертикаль Администрации президента. Удостоверение у меня подписано президентом Украины. У меня было много предложений, самых разных, вплоть до того, чтобы поехать потрудиться в другой регион. Но мне комфортно здесь работать. В администрации прекрасный коллектив, и никаких изменений по структуре с моим приходом не произошло – ни в заместителях, ни в среднем звене. Поставленные мною задачи будут реализовываться.

И что уже сделано под вашим руководством в районе?

Через пару дней мы презентуем новый Интернет-портал Соломенской администрации. Нужно понимать, что больше 50% киевлян получают информацию из Интернета. А если мы откроем Интернет, кроме гадостей там ничего не прочитаем. Поэтому мы должны тоже занять свой сегмент в этой сфере.

Вы на посту уже почти два месяца. Отсутствие районных советов не усложняет работу?

Это двояко. Шестьдесят депутатов в районе не нужны - это объективно. Я помню, сколько нервов они портили моему предшественнику для того, чтобы был кворум на сессии. Если говорить о депутатах районного совета, которые помогают людям, и, действительно, являются представителями от людей, - это одно. Если говорить о том, что это бизнес-клуб, - это другое. Конечно, с депутатами районного совета было бы более комфортно. Но их должно быть меньше, и они должны быть более аполитичными. Это столица. И наблюдая абсолютно неприродные объединения, когда решаются те или иные вопросы, мягко говоря, появляется улыбка. А потом кто-то выходит к прессе и говорит: «Вот те бандиты, а мы хорошие». А чего ж вы вместе голосовали? – «Ну, так получилось».

У каждой должности есть свои особенности. Сегодня я администратор. Есть Кабинет министров, который реализует эти законы. А мы на уровне администрации их уже выполняем. Есть городская программа. Есть рейтинги районов. Я просто выполняю функцию администрирования…

То есть, влияния как такового у главы райадминистрации нет? Каковы ваши полномочия?

Действительно, есть ситуация, что многие полномочия перебрала на себя городская администрация. И району иногда тяжело. Вроде бы район виноват, а вроде бы и не район.

Но во многом это зависит от главы администрации города. Александр Попов всегда берет трубку. Можно набрать пакет вопросов, придти к нему, и по каждому вопросу получить четкий ответ или директиву. Это дополнительный контроль. Да, хорошо было бы, если б я принимал решения сам. Но я не испытываю дискомфорта, и не могу сказать, что я в чем-то ограничен в принятии решений.

Интересно, как обстоит дело с выплатами задолженностей бюджетникам?

Есть проблемы с задолженностью. В основном, это мегапредприятия, которые с советских времен остались на территории района и не ведут активной деятельности. Я не хочу их поименно называть. Но здесь нужно принимать решение. Если они, как промышленный сегмент не нужны сегодня, нужно заводить инвесторов, чтобы они с этими предприятиями что-то делали. Эта проблема существует не только в районе, не только в Киеве, но и по всей Украине.

А проблема с задолженностью зарплат медикам и учителям?

На данный момент мы, по-моему, выплатили все. Мне бы доложили бы, если бы была задолженность.

Выплачивали с задержкой?

Надо понимать, к какой форме собственности относится предприятие. Коммунальные это предприятия или другие. Те, которые относятся к общему фонду, например, университеты, которые районам не подчиняются, или профильные министерские госпредприятия, - это другое. Мы же не можем за них ответственность нести.

-- «Партия власти расставляет своих представителей – это логично»

Если вернуться к ротации глав районов. За последние пол года согласно указам президента Украины уволен практически каждый восьмой руководитель райадминистраций в Украине. По какому конкретно принципу идет такая массовая ротация? Ведь власть центральная не поменялась.

Ротация глав райадминистраций говорит лишь о том, что им не дают спать. Каждый чиновник должен понимать, что назначен не пожизненно, а чтобы работать.

И все же. Отставки в конце прошлого года проходили по результатам выборов. Можно говорить о том, что мест лишились те руководители, в чьих районах партия власти не получила необходимой поддержки?

Я не исключаю, что именно так и было. А что в этом такого? Партия власти расставляет своих представителей – это логично. Потому что они должны дальше ретранслировать ту политику, за которую проголосовало большинство.

А весеннюю волну кадровых перестановок на местах можно списать на желание власти повысить свой рейтинг, а также на начало подготовки к президентской кампании?

Конечно. Парламентские выборы показали, кто работал, кто нет, где нужно усилить позиции. Одни говорили, что поддержка там вот такая, а она оказалась совсем другой. Где-то, вообще, не реализовывалась политика президента.

Но в Киеве многие остались: Василий Антонов - в Оболонском районе, Сергей Сущенко – в Печерском, Сергей Зимин - в Шевченковском…

Вот, например, упорно муссировался слух, что на пост главы Шевченковского района могут вернуть Виктора Пилипишина, который со скандалом избирался в 223-м округе, но так и не смог победить молодого «свободовца». Пилипишин мог бы усилить позиции партии власти в районе?

Всех уже назначили. На днях были сделаны три последних назначения – очень качественное усиление команды. На Подол пришел Сергей Крушановский, в Днепровский район – Сергей Кравченко, в Деснянский – Станислав Прокопенко. Пришли молодые люди, которые хотят и умеют работать.

Насколько тесно и им, и вам приходится общаться с заместителем главы Администрации президента Сергеем Лариным, новым ответственным за региональную кадровую политику? Проходят ли руководители с ним «собеседование? Ставит ли он вам какие-то задачи?

Я с Сергеем Лариным дружу. Мы с ним были дважды депутатами. Считаю его во многом старшим товарищем. У него колоссальный депутатский и административный опыт.

То есть он контролирует вашу работу?

Я советуюсь, и не только с ним, как сделать так, чтобы не подвести доверие, которое мне было оказано президентом Украины.

Кто еще входит в число ваших советников?

Учитывая мой политический опыт, нет человека, с которым я не могу посоветоваться и поговорить.

-- «Как объяснить Европе, что мы живем по закону 1994 года?»

Вы говорили об уничтожении системы образования при министре Вакарчуке. Как автор закона «О высшем образовании», можете оценить ход нынешней реформы образования при министре Дмитрии Табачнике? Сам он, например, в середине мая, по сути, признал провал болонской системы в украинских вузах, отметив, что система была скопирована неудачно на начальном этапе.

Некорректно мне комментировать министра. Но мы должны сами себе ответить: нужен нам закон о высшем образовании или нет? Какой именно закон нам нужен: тот, с которого будут смеяться, или нам нужно, чтобы наши дипломы признавались в Европе? Нам нужно разобраться с градацией: бакалавр – специалист – магистр. А то, что такое бакалавр и магистр, Европа понимает, а что такое специалист – нет. Нам нужно определиться с рычагами студенческого самоуправления и дать студентам эти рычаги. Если говорить о студенческом представительстве во всех органах, в ученом совете, то оно должно быть, но оно должно быть в разумных количествах. И так далее…

Вариант закона о высшем образовании, который в январе 2013 года предложили оппозиционные фракции, по-вашему, тот, с которого все будут смеяться?

Есть версия закона, который представляет оппозиция. Но они же его предлагают только с позиций оппозиции. Если бы они были властью, они никогда бы за это не проголосовали. Потому что нельзя привносить в систему хаос.

Введение системы государственных субсидий и предоставление автономии вузам – это так плохо?

Если мы говорим об увеличении полномочий университетов, то вместе с тем нужно организовывать и контроль за этим. Чтобы все это не превратилось в балаган.

Нужно проводить эксперименты, выбрать пять-десять университетов, «откатать» все на них, и только потом внедрять модель во все остальные заведения, проверив качество выполнения. А у нас как получается? Реформу принесли, бросили и потом ее ровняют. Как с тестированием. То сложные тесты по английскому – многие не смогли поступить, то по истории. А ведь мы проводим эксперимент над своими детьми. Я остаюсь при своей позиции: ВНО объективно не отражает знания абитуриентов. Я не требую его отменить. От ВНО мы никуда уже не денемся – это будет с нами всегда. Но я считаю, что не только абитуриенты должны выбирать себе вуз, но и вузы должны выбирать абитуриентов.

Важна доуниверситетская подготовка. Ребенок за год определяется, где хочет учиться. Ему уже читают лекции преподаватели, с которыми он встретится в университете. Плюс, они сразу получают себе друзей. А главное для студента – окружение, с кем он куда будет шагать, кого куда подтягивать. Я на выпускном говорю: цените это. Когда вам понадобится подтягивать к себе людей, вам нужно будет понимать, что вы будете нести за них ответственность. И вы в большинстве будете подтягивать друг друга.

Говоря о той же евроинтеграции, закон о высшем образовании необходим. Все предложения оппозиции были учтены. Закон был отправлен на ревизию в Совет Европы. Нужно поставить, наконец, точку. Не может же быть три года только активной фазы работы над законопроектом о высшем образовании. Это нонсенс. Ну как объяснить Европе, что мы живем по закону 1994 года с учетом того, как изменилась страна?

-- «Где те все партийцы, которые были рядом с Тимошенко?»»

В Верховную Раду вернуться не планируете? Например, по одному из пяти округов, где будут проходить перевыборы?

Если для кого-то мандат – это самоцель, то для меня – нет. Ни по какому из этих округов я баллотироваться не буду. Я работаю в Соломенском районе. Точка.

А в Киевсовет? В прошлом интервью «Главкому» вы такую возможность не исключали.

Я не исключаю и сейчас, что я могу баллотироваться в Киевсовет. Если это будет нужно. Если я увижу, что те кандидаты в депутаты в Киевсовет, которые будут идти от данной территории, - нормальные люди, которые собираются трудиться на благо района, то я не буду выдвигать свою кандидатуру. Я и так на работу прихожу в 6.45 каждый день. Но если я увижу, что в Киевсовет идут люди, которые не собираются ничего делать, пойду на выборы. На сегодняшний день, общаясь с людьми в районе, могу сказать, что о том, кто у нас депутат и представитель района в Киевсовете, знают только 2%.

Путь в большую политику вам дала Юлия Тимошенко…

Но я не заходил в Раду по списку ее политсилы. У нас была платформа УРП «Собор», которая была сателлитом, и никак не была составляющей. После того, как обычно это бывает, у нас возникли разногласия, и УРП «Собор» практически в полном составе вышла. Причины останутся между нами. С Тимошенко я ни разу не общался даже.

Как бы там ни было, сегодня от судьбы этого политика зависит и путь развития целой страны. В свете возможного подписания Соглашения об ассоциации Украины с ЕС, вопрос Тимошенко стоит одним из первых.

Президент сказал, что мы держим курс на евроинтеграцию, мы туда идем. Я неоднократно был и в Страсбурге и в Брюсселе. Когда руководитель комитета по вопросам евроинтеграции, наш представитель оппозиции встает и говорит Штефану Фюле, что у нас в стране не конституционный суд, не конституционный парламент, тот просит объяснить, что он имеет в виду. Вопрос: кто не хочет? Не хочет оппозиция или не хочет власть?

Плохо, что Тимошенко сидит. Это не идет на пользу Партии регионов. Из этого ее политическая сила делает пиар. Но я сегодня не могу понять… Вот кто оппозиция? Кто главный в оппозиции? Где те все партийцы, которые были рядом с Тимошенко?

Некоторые вот – в Партии регионов.

Где те люди, которые составляли костяк «Батькивщины»? Где он весь? Вожди Майдана вне списка. Все лица новые. Кто сейчас реализует ее политику? Кто представляет ее интересы? Мы же только смотрим театрализованные шоу. Я включаю по ТВ заседание Верховной Рады и тут же выключаю.

Но вы же там сидели и точно так же работали.

Верховная Рада работала! Оппозиция и власть должны жить проблемами страны, вместе переживать и победы, и поражения. А не сидеть в окопах, ждать, когда власть споткнется. Вот чем сегодня занимается оппозиция. Больше ничем.

Выездное заседание Партии регионов на Банковой тоже смотрелось как-то авантюрно. Желающих попасть на него оппозиционеров туда не пускали. Это не театрализованное шоу, по-вашему? Можно ли тогдашнее голосование за законопроекты считать законным?

За почти семь лет, которые я пробыл в парламенте, неоднократно было такое, когда глава ВР прерывал заседание, потому что видел, что работать нельзя, - мы же тоже и блокировали, и разблокировали трибуну. В такой ситуации лидеры фракций уходят к главе ВР и сидят там до тех пор, пока «дым не пойдет». Но выходят: где-то в чем-то уступили, где-то в чем-то отступили, как-то договорились. Если один день, второй, третий, четвертый, десятый, месяц парламент не работает, надо что-то делать. Это же ненормально.

Да, выездное заседание – это плохо. Но что делать, если нет другого способа достучаться и объяснить, что надо работать?

В 2009 году на вас дважды было совершено покушение. После второго обстрела автомобиля удалось задержать киллера Виктора Роменского, который указал на заказчиков – доцента Сергея Онищенко (посредника) и профессора Юрия Симоненко (заказчика). История получила логическое завершение?

Это настолько больная для меня история, что вспоминать я ее особо не хочу. Закончилось следствие, было доследование, идет суд.

Прошло уже достаточно много времени. Может, вы озвучите причины покушения?

Причины покушения… Причины покушения все в суде. Я бы не хотел, чтобы это становилось предметом обсуждения, дискуссии. Для меня все произошедшее – большая трагедия, которая просто так не прошла, которая отразилась на здоровье и не только. Поднимать это все не хочу. Для моей семьи это больная тема.

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: