Владислав Забарский: Мы должны писать законы не для Тигипко и Яценюка

Владислав Забарский: Мы должны писать законы не для Тигипко и Яценюка

Юрист-регионал о новом избирательном законодательстве в местные органы власти

После ухода в исполнительную власть подкованных регионалов-юристов в парламенте ощущается дефицит депутатов, способных профессионально и грамотно рассказать об избирательных инициативах коалиции. Раньше на такие темы охотно говорили Елена Лукаш или Александр Лавринович, сейчас же о новом законе о выборах в местные органы власти расскажут не многие.

К примеру, пока еще мало публичный депутат от Партии регионов Владислав Забарский не охотно раздает интервью, хотя избирательное право - его конек. Проработав долгое время в органах прокуратуры, с 2006 года он во фракции Партии регионов. С 2006 по 2007 года - народный депутат, член комитета по вопросам правосудия. После внеочередных выборов в Раду не прошел, не хватило десятка позиций в списке. Но уже во время президентской избирательной гонки сконцентрировался на юридическом обеспечении кампании будущего Президента. И, практически как награда за усердия, после первой волны миграции регионалов во власть и до него дошла очередь стать депутатом Верховной Рады.

Владислав Забарский не склонен драматизировать ситуацию с новым законом о местных выборах. По его мнению, если Тигипко или Яценюк не смогут принять участия в них из-за того, что их местные партийные организации были зарегистрированы менее, чем за год до дня голосования, то это их проблемы. Такая же позиция у него и относительно запрета принимать участие в выборах блокам. Он честно признает, что у Партии регионов сейчас самая сильная местная партийная структура, а потому она и окажется в выигрышной ситуации. Да и коммунисты не пострадают, ведь у них с партийными ячейками на местах также все нормально. А вот Литвину придется немного постараться, чтобы до 31 октября провести ребрендинг своей \"Народной партии\".

Слова Владислава Забарского еще раз подтверждают, что для Партии регионов смысл демократии заключается в тезисе – кто сильнее, тот прав. Но в европейских странах демократию понимают иначе – возможность защититься слабому. И там правящая партия никогда бы не изменила избирательное законодательство так, чтобы у слабых не осталось ни единого шанса.

Владислав Валериевич, вчера глава фракции Партии регионов зарегистрировал законопроект о выборах местных советов, сельских и городских глав. Субъектами выдвижения кандидатов в областные, районные и городские советы, а также на посты мэров являются политические партии, местные ячейки которых зарегистрированы за 365 дней до дня выборов. Зачем такой большой строк регистрации? Ведь вы понимаете, что многие популярные политики лишь недавно создали всеукраинскую партийную сеть, и не смогут принять участие в местных выборах 31 октября...

Мы должны писать законы не для Тигипко и Яценюка, а для того, чтобы территориальные громады получали действенную власть. В Украине существуют политические партии, которые декларируют определенные программы деятельности. Именно для их реализации партии ставят перед собой цель прийти к власти. Чтобы развивать партийную систему, мы и предлагаем внести именно такие изменения в избирательное законодательство.

Когда мы говорим о блоках, то, теоретически, это объединение нескольких политических партий и движений в какую-то отдельную структуру для реализации своей программы. Но на практике, к сожалению, это превращается в скрещивание ужа с ежом. Такие блоки зачастую не ставят перед собой цель реализовать какие-то политические взгляды или программы для защиты интересов граждан. Они лишь удовлетворяют свои политические амбиции для прихода к власти, как самоцели, а не для улучшения ситуации в стране и отдельно взятом регионе. Поэтому мы исключаем блок из избирательного процесса.

Когда мы говорим о том, что ячейка политической партии в конкретном регионе для участия в выборах должна быть зарегистрирована за 365 дней до дня выборов, то в этом тоже есть своя логика. Ведь таким образом в избирательном процессе принимают участия не технологические проекты, созданные за пару дней под конкретные выборы. В избирательном процессе будут принимать участие политические силы, которые действительно ведут определенную работу на конкретной территории. Они действительно могут реально управлять и представлять интересы граждан. А как это может делать сила, созданная за месяц до выборов?

Проблема в том, что действующему законодательству блоки разрешены, и к партиям не такие жесткие требования. Люди готовились к выборам по таким правилам, строили какие-то стратегии. Буквально за три месяца до выборов, о дате которых кроме регионалов никто не знал, людям объявят о совершенно новых правилах игры. Разве это справедливо?

Давайте вернемся к тому, с чего я начал – законы пишутся не в угоду кому-либо или их политическим амбициям. Правила игры обязательно надо менять. Когда проводилась политреформа и были внесены изменения о пропорциональных системе выборов на всех уровнях, то получилось, что многие райцентры не имели своих представителей в областном совете. Стало очевидно, что эта норма не может работать на уровне областных, городских и районных советов. Такое оставлять ни в коем случае нельзя. Потому мы планируем выбирать половину советов по партийным спискам, а половину по мажоритарной системе.

О том, что кто-то не знал о выборах. Конституционный суд однозначно постановил, что выборы местных органов власти надо проводить в этом году. Следовательно, сейчас нужно изменить законодательство и отшлифовать настолько, чтобы убрать все ошибки, накопленные за последние годы.

Все же, все понимают, что пострадают от этого закона главные конкуренты Партии регионов, которые раньше шли на выборы блоками, или не успели загодя зарегистрировать партийные ячейки. Нельзя ли предусмотреть некий переходной период? Хотя бы, чтобы на этих выборах партии разрешалось зарегистрироваться за пол года до выборов, а не год…

Существует четкая конституционная ситуация, требующая провести выборы в 2010 году. Мы знаем о ямах, кочках и камнях в организации местной власти, которые мы набили за период с предыдущих выборов. Многие проблемы местных властей были определены несовершенным избирательным законодательством. Вот то, о чем вы говорите, и позволило избрать такую власть – депутаты от на ходу испеченных проектов быстро теряли связь не только со своими избирателями, но и партиями. Отсюда и исходит необходимость именно сейчас, и именно таким образом поменять избирательное законодательство.

Вы вот задаетесь вопросом – пол года или год надо отвести партии. Да какая разница! Партия должна работать! Что это за структура, созданная за пол года до выборов? Как она может работать и развивать регион? С кем? Конечно, некоторые политические лузеры будут кричать и вопить, что их не пускают в местную власть. Так это их проблемы!

Для участия в выборах нужна серьезная структура. Не надо далеко ходить, вы верите, что Партия защитников отечества господина Кармазина имеет свои региональные отделения по всей стране? Если где-то и есть, то они не работают. По большому счету, это касается большинства зарегистрированных сегодня политических сил. Таких мощных и системных образований, как Партия регионов, больше не существует. Ведь Блок Юлии Тимошенко – это тоже не партия, это сбор всех военных частей.

Но ведь популярные политики, типа того же Тигипка или Яценюка, не успеют принять участие в выборах, а многие блоки, типа БЮТ, не успеют раскрутить свои партии? Где равноправие?

А партии надо раскручивать не перед выборами. Партию надо создавать и работать, чтобы она развивалась. Есть партии, которые работают системно. Надо отдать должное той же коммунистической партии. У них есть ячейки и структура по всей стране, даже в тех регионах, где они не пользуются особой популярностью. Они ведут системную работу.

Потому еще раз повторюсь – выборы проводятся не для отдельных политиков, а для того, чтобы народ получил эффективные органы власти.

Ну ладно с БЮТ или другими оппозиционерами. В коалиции не будет конфликтов по поводу закона о выборах? Ведь Блок Литвина – это блок, и им также надо будет за пару месяцев раскрутить бренд Народной партии. Зачем это все поддерживать Владимиру Литвину?

Дело в том, что Народная партия и Блок Литвина работают системно. У них есть развитая структура партии, местные ячейки. Провести для них ребрендинг не составит большого труда.

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: