Турецкий «порожняк» Януковича

Турецкий «порожняк» Януковича

Киев судорожно пытается уменьшить зависимость от России, турецкий вояж Януковича показал, как это сложно

Очередной визит Януковича в Турцию опять оказался таким же пустопорожним. Кроме участия в торжественных церемониях вместе с номинальным главой турецкого государства Абдуллой Гюлем и по-восточному витиеватых, но опять безрезультатных переговоров с реальным «начальником земли турецкой» премьером Реджепом Эрдоганом, украинской делегации и лично Януковичу, похоже, предъявить нечего. А главное, нет реального продвижения в наиважнейшей для Украины энергетической сфере, прежде всего, в вопросе пропуска через проливы танкеров со сжиженным газом для скандального LNG-терминала, которого, впрочем, до сих пор тоже нет, и неизвестно, будет ли он когда-нибудь вообще. В целом же, турецкий вояж в очередной раз наглядно показал крайне низкий уровень украинской правящей элиты, ее неспособность ориентироваться в проблемах даже не глобального, а всего лишь черноморско-средиземноморского регионального масштаба.

Правда, на пресс-конференции в Анкаре Янукович уже успел объявить, что Турция и Украина договорились о расширении сотрудничества в энергетической сфере в части разработки газовых месторождений на шельфе Черного моря. И хотя детали этих договоренностей широкой общественности неизвестны, но представляется, что заявление было сделано больше для того, чтобы оправдать вояж. О больших залежах углеводородов на шельфе в турецкой экономической зоне Черного моря, равно как и о значительных успехах турок в добыче нефти и газа вообще и в море в частности, пока неизвестно. А жаждущих помочь Украине в разработке ее шельфа хватает – здесь и американские корпорации, и российский «Газпром».

В сфере энергетики между Украиной и Турцией есть еще два вопроса. Первый – это участие Украины строительстве Трансанатолийского газопровода (TANAP) с перспективой сооружения отвода от него для поставок топлива в Украину. Второй – это вышеуказанный пропуск танкеров через проливы к несуществующему украинскому LNG-терминалу.

Что касается первого вопроса, то следует более или менее уяснить, что такое TAP и TANAP, чтобы понять, что Украине здесь едва ли что-то «светит», а главное – что Украине это и не нужно.

Трансанатолийский трубопровод (TANAP) протяженностью около 2000 км планируется проложить от нефтегазового месторождения Шах-Дениз в Азербайджане через Грузию и Турцию в Европу. Пропускная способность на первой стадии составит 16 млрд кубов газа в год, из которых 6 млрд кубов будет отбирать Турция, а 10 млрд кубов — поставляться в Европу. На втором этапе объем поставок планируется увеличить до 24 млрд кубов. Ввод трубы в эксплуатацию запланирован на 2017 год одновременно с началом добычи на второй очереди месторождения Шах-Дениз. Стоимость проекта оценивается в $5-6 млрд.

На турецко-греческой границе TANAP планируют состыковать в Трансадриатическим газопроводом (ТАР), который будет поставлять газ со второй стадии Шах-Дениза через Грецию, Албанию по дну Адриатики в Италию и далее в Западную Европу. Пропускная способность — 10 млрд кубов в год с возможностью расширения до 20 млрд кубов.

Некие «светлые головы» из окружения Януковича посетила следующая мысль: наряду с Азербайджаном и Турцией, стать участниками TANAP и сделать ответвление через Болгарию и Румынию для поставок в Украину азербайджанского газа, заодно заработав еще и на поставках труб для указанных газопроводов.

Подобный «гениальный план» представляется утопией, к тому же, абсолютно ненужной для страны.

Во-первых, неизвестно отношение в этой затее Болгарии и Румынии, которые по этому поводу еще не высказывались. Едва ли они просто так согласятся, да к тому же с Румынией у Украины отношения, мягко говоря, не слишком дружеские. Наконец, с учетом украинского участка, длина этого ответвления составит около 1000 км, причем по гористой и сейсмоопасной местности. Сколько это стоит и кто будет финансировать этот проект, неизвестно.

Во-вторых, по ряду оценок, цена на предполагаемый азербайджанский газ превышает даже цены «Газпрома». Именно поэтому все попытки Европы склонить Азербайджан к тому, чтобы через тоже пока еще не существующий газопровод по дну Каспия перебросить туркменский газ для дальнейшей поставки в Европу по TANAP и/или по Nabucco (впрочем, затею с Nabucco, похоже, уже похоронили и в Турции, и в Европе, особенно после кризиса) неизменно натыкаются на категорические возражения Алиева. Причина простая: Туркмения готова отдавать свой газ существенно дешевле азербайджанского, чем будет «портить цену на базаре», а Алиев хочет продавать, прежде всего, свой газ и как можно дороже. Азербайджан, по сути, заблокировал проект поставки туркменского газа в Европу, и Ашхабад все более ориентируется на Китай. Словом, если азербайджанский газ вокруг Черного моря, а затем через Болгарию и Румынию все же попадет в Украину, то он будет воистину «золотым».

В-третьих, указанная весьма слабая проектная пропускная способность TANAP, даже с учетом ее наращивания в будущем, не позволяет Украине надеяться на получение серьезных объемов топлива, что сделает предполагаемое ответвление через Румынию и Болгарию экономически невыгодным.

В-четвертых, TANAP в связке с ТАР изначально предназначались совершенно для других целей. По-сути, это прямой конкурент проекта South Stream. Напомним, что South Stream мощностью 63 млрд кубов должен пройти по дну Черного моря в Болгарию, а далее разделиться на две ветки – в Австрию и Италию. Строительство трубы планируется начать уже в III квартале 2013 года, а начало поставок запланировано на конец 2015 года, но похоже, что эти сроки уже сорваны. И вообще, пока South Stream представляется утопией, даже большей, чем мечты об азербайджанском газе в Украине.

TANAP-ТАР нацелен на емкий итальянский газовый рынок, потребляющий 80 млрд кубов в год. Азербайджанцы и турки хотят занять там место «Газпрома». И не просто хотят, а предпринимают реальные активные действия. Недавно азербайджанская нефтегазовая государственная корпорация SOCAR купила греческую газораспределительную компанию DESFA. Последнюю собирался прибрать к рукам «Газпром», но долго торговался, и азербайджанцы оказались проворнее. Таким образом, Азербайджан при мощной поддержке Турции не только отбирает у «Газпрома» сравнительно небольшой греческий рынок, но и вообще теснит его на Балканах, а главное – отрезает кратчайший путь на Италию через Адриатику.

А теперь представьте ситуацию. В Анкаре и Баку уже начитают чувствовать пока еще слабый, но вкус победы, а тут вдруг приезжает Янукович и предлагает: давайте, я «третьим буду», а у моего друга Рината еще и трубы есть большого диаметра!

Правда, напрямую Януковичу не отказали. По информации СМИ, Эрдоган вроде бы не против, но кивает на Алиева, а в ответ Алиев отправляет обратно к Эрдогану. Очевидно, это такая восточная форма вежливого отказа. И в самом деле, не обижать же резкой категоричностью «уважаемого человека», который ради налаживания связей даже дал себе труд выучить пару слов по-турецки и во время церемонии обратился к строю почетного караула: «Merhaba, asker!». Что означает: «Здравствуйте, солдаты!».

Итак, первый газовый вопрос является абсолютно ненужной Украине утопией.

Иное дело – второй вопрос о пропуске танкеров со сжиженным газом через Босфор и Дарданеллы. Напомним, что одним из путей защиты от монополистической экспансии «Газпрома» и создания альтернативных путей поставки топлива в Европе стал именно сжиженный газ. Правда, в Европе с этим проще – источники такого газа находятся «через дорогу», точнее на противоположном берегу Средиземного моря. Могут быть и другие источники поставок – Катар, Латинская Америка и даже знаменитый сланцевый газ США, который может быть когда-то начнут экспортировать.

С поставками в Украину дело обстоит сложнее из-за двух указанных проливов. По договору Монтрё о режиме проливов, Турция не имеет права не пропускать корабли. Но есть ряд требований безопасности и экологии, и поскольку речь идет о крупных и взрывоопасных танкерах со сжиженным газом, то технические причины для мотивированного отказа Анкара находит. По крайней мере, до сих пор согласия на проход нет. В то же время, российские нефтеналивные суда через проливы снуют непрерывно, включая старые изношенные «калоши» вроде «Волго-Донов». Почему турки не запрещают подобное безобразие? Очевидно, не хотят ссориться с Москвой, ибо, перефразируя одного «современного классика», Россия – не Украина... К тому же, российские нефтеналивные баржи везут столь необходимое Европе сырье, и, запретив их проход, Турция нанесет удар по интересам Евросоюза.

Есть достаточные основания подозревать, что одной из причин отказа Украине является опять-таки позиция Азербайджана, а Турция всегда поддерживает своего главного союзника на Кавказе. Ранее в Баку уже заявляли, что Украина, возможно, сможет получать некоторую часть газа из месторождения Шах-Дениз, но только в сжиженном виде и только после того, когда сама же соорудит терминал на грузинском побережье. При этом не факт, что этого газа будет достаточно и что он вообще будет, а затевать масштабный инфраструктурный проект под такие шансы глупо.

Есть подозрение, что Азербайджан и Турция не хотят допускать хотя бы малейшей возможности возникновения конкурента проекту TANAP-ТАР со стороны украинского LNG-терминала. Но представляется, что без политики здесь тоже не обошлось…

Москва и Анкара еще с советских времен особой любви друг к другу не испытывали. Исторически это обусловлено многовековым соперничеством за лидерство на Черном море. Отношения еще больше охлаждались из-за того, что в армяно-азербайджанском конфликте из-за Нагорного Карабаха Россия поддерживает Армению, а Турция – само собой, Азербайджан. Поэтому ожидалось, что Турция никогда не согласится на проход South Stream через подконтрольную ей акваторию Черного моря. Но после долгих торгов Анкара вдруг согласилась, чем очень многих повергла в изумление уже хотя бы потому, что российский South Stream, повторим, является прямым конкурентом TANAP-ТАР. Рациональное объяснение такому шагу Анкары найти трудно. Возможно, это коррупция или еще что-то. Понять витиеватую восточную логику трудно.

Есть версия, что очень сильное влияние оказала опять-таки позиция Азербайджана. Долгое время после распада СССР отношения Баку к Москве было не самым лучшим из-за карабахского конфликта. Но в последнее время эти отношения вдруг улучшились. Например, есть данные, что Россия начала поставки в Азербайджан вооружений, которые Баку может использовать, прежде всего, для борьбы за Карабах с Арменией, в которую Россия тоже поставляет вооружения. Очевидно, в Москве смекнули, что иметь двух покупателей оружия в лице Азербайджана и Армении лучше, чем одного в лице одной Армении. К тому же, богатый нефтью и газом Азербайджан является намного более платежеспособным клиентом, чем бедная и полуизолированная от мира Армения.

Как бы там ни было, а турецко-азербайджанский тандем вполне может учитывать пожелания Москвы, не желающей, чтобы Украина получила абсолютно независимый от «Газпрома» источник топлива в виде сжиженного газа.

Впрочем, если в ходе предыдущих визитов в Турцию Януковичу якобы однозначно отказывали в пропуске танкеров, то теперь, по некоторым данным, Эрдоган ответил уклончиво, оставив возможность для дальнейших переговоров.

Есть информация, что решение энергетических проблем Анкара увязывает с вопросом создания зоны свободной торговли между Украиной и Турцией. Торговля между нашими странами действительно идет бойкая. В 2012 году товарооборот превысил $6 млрд, и ожидается, что до 2020 года он достигнет $10 млрд. Торговля с Турцией представляет собой тот редкий случай, когда Украина имеет хорошее положительное сальдо, превышающее на данный момент $1,5 млрд. Турция поставляет к нам продукцию легкой промышленности, машиностроения, бытовой химии, сельского хозяйства. Украина продает в Турцию уголь металлопрокат, продукцию химической промышленности, включая минеральные удобрения.

Трудно понять, чего добивается Анкара, настаивая на создании зоны свободной торговли, если торговля и без того развивается хорошо. Разве только, для выравнивания торгового сальдо… Тем более что после возможного подписания в ноябре в Вильнюсе соглашения о зоне свободной торговли Украины и ЕС вопрос назреет сам по себе, поскольку зона свободной торговли между Турцией и Евросоюзом действует с 1996 года.

Вполне возможно, что увязывание энергетических проблем с зоной свободной торговли является всего лишь только очередной отговоркой, чтобы потянуть время и поторговаться в восточном стиле.

В ходе визита имели место попытки украинской делегации продвинуть в Турции «джентльменский набор» в виде самолетов «Антонов», продукции тяжелого и энергетического машиностроения, ракет-носителей для турецких спутников производства «Южмаша». Это вызвало у турок некоторый интерес, но особого успеха не имело. К тому же сейчас набирает обороты сотрудничество Турции с Китаем: турецкий спутник был запущен китайской ракетой, а недавно Турция заявила о закупке систем ПВО китайского производства, вместо американских «Пэтриотов», что крайне разозлило Штаты.

В целом, единственной желательной для турок темой для переговоров остается зона свободной торговли, вокруг которой можно торговаться, чтобы Анкара согласилась пропускать танкеры через проливы. Но хотя эта тема далеко не новая, никаких положительных результатов в этом направлении нет. Равно как, ничего не известно о том, чтобы украинская сторона предложила турецкой участие в проекте по поставкам сжиженного газа на черноморское побережье Украины на взаимовыгодных условиях. Возможно, это противоречит личным интересам кого-то из чиновников и олигархов…

Итак, результатом неспособности действующей власти действительно серьезно решать внешнеполитические проблемы стал еще один, уже четвертый по счету, безрезультатный визит Януковича в Турцию.

Похоже, подобные бессмысленные «набеги на берег турецкий» будут продолжаться и дальше, ибо «турецкий гамбит» для нашей «элиты» является слишком сложным упражнением…

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: