«Единый центр» пускает дым

«Единый центр» пускает дым

Первый съезд «Единого центра» проходил во дворце «Украина» и являл собой торжество пышности формы и пустоты содержания.

Первый съезд «Единого центра» проходил во дворце «Украина» и являл собой торжество пышности формы и пустоты содержания. Нынешний – в куда более скромном здании Киево-Могилянки, без огромных плазменных экранов и толп журналистов. Несмотря на то, что партийные ряды с 2008-го года раздулись до 100 тысяч членов, для стороннего наблюдателя цели, задачи и смысл существования партии с дивным для нынешних реалий названием отнюдь не стали ясней. В общем-то, неудивительно, если глава «ЕЦ» Игорь Криль с трибуны сам задался вопросами: «Кто мы? Где мы? Куда идем?». Не хватало еще «Кто здесь?»

Изначально «ЕЦ» задумывался на тот момент главой СП Виктором Балогой в качестве еще одной подпорки для Виктора Ющенко. «Наша Украина» погрязла в дрязгах, и, что важнее, самого Балогу там не особо воспринимали. Но Виктор Андреевич отнесся к проекту своего «сантехника» снисходительно, а затем их дороги и вовсе разошлись. К тому времени, «ЕЦ» оброс жирком в виде загнанных в новую «партию власти» бюджетников и достаточно оперативно выстроенной сети региональных организаций. Последняя, а также несколько штыков-«единоцентристов» в парламенте придавали веса Балоге, предлагавшего свои услуги то власти, то оппозиции. «Донецкие», хоть и оценили хитромудрые схемы Виктора Ивановича, не оценили его аппетитов, а многочисленные оппозиционные князьки пока не горят желанием связывать свои имена с демонизированным мастером интриг. Даже под угрозой неучастия в местных выборах.

Так как лидера-харизматика в свой проект Балоге привлечь так и не удалось, «ЕЦ» пошел другим путем – партия стала обновляться «с миру по нитке». О вступлении в «ЕЦ» заявили ранее работавшие с Балогой Вадим Карасев и Игорь Попов, а также оказавшийся после конфликта с Юрием Луценко в поисках пристанища экс-«самооборонщик» Кирилл Куликов. Недостаток известных лиц обещано компенсировать технологией праймериз при составлении списков в местные советы и уникальной коллегией лидеров, когда у партии нет формального главы. Собственно, переход на такую схему и возможное вручение партбилетов «ЕЦ» другим неожиданным персонажам и было изюминкой съезда, проходившего в столичную 40-градусную жару в зале без кондиционеров.

И, действительно, на съезде были замечены экс-сотрудники Секретариата Президента Марина Ставнийчук и Игорь Пукшин, политолог Игорь Жданов, на парламентских выборах работавший в штабе НУНС, но последнее время близкий к Тимошенко. Впрочем, формально они оказались лишь гостями на этом празднике обновления.

Теперь у «Единого центра» появился новый слоган программы, который красовался на входе и был пропечатан на мандатах участников – «Якісна країна». Под звуки проходящего напротив в Свято-Иллинской церкви богослужения понемногу подтягивались знакомые лица. Вадим Карасев пришел в черной рубашке, черных туфлях и черных очках. Он извинялся за свою неразговорчивость, поскольку отходит от операции. Но если неофит Карасев все-таки появился на съезде, то Кирилл Куликов предпочел общество новых однопартийцев отпуску в каком-то другом обществе. Не дождались также и аксакалов-«единоцентристов» – Виктора Тополова и Леси Оробец. Измотанная боями с Дмитрием Табачником Леся вот-вот должна в очередной раз родить, поэтому ее отсутствие в душном зале было вполне оправданно.

Зато практически без опоздания прибыли первые лица – глава партии Игорь Криль и просто Виктор Балога. Балога в окружении свиты быстро проследовал в зал, а Криль, семенивший сзади, чуть задержался и весело крикнул девушкам на входе: «Вы же нас зарегистрируете?» В зале Балога попал в кольцо партийцев, которые желали пожать ему руку и сфотографироваться. Но начало решили не затягивать, ибо становилось совсем знойно, а со сцены зал выглядел кишащим большими бабочками – делегаты дружно обмахивались розданными на входе папками с новой партийной документацией. Криль без лишних слов открыл съезд, и после гимна на разогреве выступила глава мандатной комиссии Лариса Усаченко, которая засыпала собравшихся цифрами и пропорциями. Так, из ее доклада выяснилось, что из делегатов съезда – 23,5 % женщин, 17 врачей, 25 представителей творческой интеллигенции, 5 академиков, 7 профессоров и даже 2 Героя Украины. Партийцы уважительно переглядывались.

На сцену снова вышел Криль, для которого этот день, по идее, должен был стать последним в роли единственного лидера партии. Он назвал съезд «этапным» и похвастал победами, который одержал «ЕЦ» на внеочередных выборах в местные советы, среди которых, понятное дело, выделялись выборы в Тернополе. В целом же, по подсчетам Криля, «ЕЦ» за это время получил 15 % голосов, что названо самым высоким результатом среди других политических сил. Обрадовал докладчик рассказом, о том, что у каждого партийца есть своя страничка в Интернете, так что не ровен час, съезды можно будет проводить не в духоте, а в онлайне. Не говоря уже о таких имеющихся на вооружении только у «Единого центра» продвинутых технологиях, которые позволяют вести параллельный подсчет голосов. Признав, что партия находится на раздорожье, Криль расшифровал, что имеется в виду под «Якісною Україною», которую партия намерена строить:

«Это страна, где власть не будет мешать достойно жить людям, это современные дороги, которые по передовым технологиям будут прокладывать только украинцы, это качественная медицина, чистая окружающая среда, воздух и вода. Это качественное обслуживание и реальные тарифы на жилищно-коммунальные услуги, это наведение порядка в правоохранительных органах и судах».

На выходе получилась смесь из программ «зеленых» и различных «коммунальных фронтов», но это уже лучше, чем задекларированный на первом съезде бездушный «единоцентризм». Тем более что при наличии в стране известной всем партии говорить о еще каком-то центре, да еще и едином, как минимум, самонадеянно.

Выступавший следом нардеп Михаил Полянчич перечислил все преимущества партии на данный момент. Это количество партийцев, развитая структура (777 территориальных организаций), готовность к выборам, отсутствие долгов, приток людей в областях и запланированные изменения в устав, как показатель пребывания «в постоянных поисках». Основные изменения коснулись как раз «ухода от вождизма» и избрания коллегии лидеров.

И, конечно, в «ЕЦ» будут модные нынче праймериз, о чем высказался экс-глава Комитета избирателей Игорь Попов. Причем участие в праймериз примут не только члены партии, равно как и желающие получить место в списках «ЕЦ» не обязаны в нем состоять.

«Мы должны помочь людям, которые не могут участвовать в выборах, которые не связаны с властями», – рассказал Попов о новой миссии некогда почти что «партии власти».

На съезде в 2008-м представитель той самой власти Виктор Балога молчал, как рыба, ссылаясь на больные зубы, но уход из здания на Банковой сделал его более разговорчивым. Выйдя на сцену после выступлений региональных лидеров, он, обливаясь потом, по-отечески посочувствовал собравшимся в зале в такую жару, но заметил, что «нам тепло». И далее зачитал свою речь, не отрываясь от бумажки. Пожурив власть за мысли действия «в категориях прошлого столетия» Балога сказал, что «Единый центр» готов поддержать Президента и парламент в реформах, но при этом не собирается вступать в коалицию. И снова повторил, что предлагает идею объединения демсил и готов поддержать тех, кому новое законодательство не позволяет участвовать в выборах.

«Инициатива «Единого центра» – это проводник интересов миллионов избирателей, которые не разделяют курс власти, но и не поддерживают оппозицию», – объяснил Балога, обмолвившись о задаче войти в тройку по итогам местных выборов.

Выслушав лаконичного лидера, собравшиеся проголосовали за новый устав, стратегию избирательной кампании и состав политсовета. В нем нашлось место нескольким неожиданным личностям – личному врачу Ющенко Ростиславу Валихновскому, писателю и общественному деятелю Владимиру Цибулько и экс-телеведущему Даниле Яневскому, которого, видимо, привел с собой Куликов. В информационном сопровождении «Единого центра», судя по всему, будет задействован экс-глава Национальной телекомпании Украины Василий Илащук, сидевший на съезде в первых рядах.

Пока во время получасового перерыва верхушка выбирала обещанную Коллегию лидеров, рядовые партийцы кушали пирожки и бутерброды в фойе и делились насущным.

«Я так понял, мы теперь будем бороться за экологию? – осознавали делегаты новую линию партии, эмоционально озвученную представительницей Днепропетровской области.

«Ага, фильтр на Днепр, наверно, будем ставить…»

Вернувшийся в зал Балога снова попал в кольцо фанатов с фотоаппаратами и кокетливо отбивался от очередной дамы с объективом, показывая на лоб: «Ну, я же мокрый». Даму это не смущало.

Игорь Попов с Владимиром Цибулько, не избалованные таким вниманием, общались друг с другом.

«Я недавно читал статью на «Главкоме», кто когда будет проводить съезды, – делился Попов с коллегой. – Так никто пока не собирается, Тигипко только что-то брыкается».

«Кстати, то, что Юля использует праймериз для пиара, а Тигипко – для продажи мест в списках, – это моя формула, я о ней сказал «Дойче велле», – хвалился Цибулько.

Возобновился съезд для того, чтобы быстро закончиться. Все более-менее известные лица партии, которые далее будут вести ее к вершинам, поднялись на сцену, а тот же Попов пообещал партийцам три грядущих веселых месяца, попутно пошутив, что партия усилиями Леси Оробец работает на будущее.

На брифинге недоверчивых журналистов убеждали, что теперь решения будут приниматься только коллегиально и обнародовали десятку «посменных» руководителей партии: Вадим Карасев, Виктор Балога, Игорь Криль, Игорь Попов, Василий Петевка, Виктор Тополов, Ростислав Валихновский, Владимир Бондар, Кирилл Куликов, Леся Оробец.

«Помните, как Папу Римского избирают – пока белый дым не пойдет, никто не выходит», – в общих чертах объяснил новую схему принятия решений Криль. Проблему с тем, кто будет ставить подписи под партийными документами, планируется решить избранием каждые два месяца руководителя исполкома.

Собственно, отсутствие разногласий в партии очень хорошо продемонстрировал этот съезд. Ни одно из принятых решений не обсуждалось, и все они были приняты единогласно.

«А все было решено, мы уже год это все обсуждали, ругались», – заверил Криль корреспондента «Главкома». – Зачем было устраивать лишние дискуссии в 40-градусную жару? Хотите, чтобы у нас было, как в «Нашей Украине» в свое время? Но когда у нас будут действительно дискуссионные вопросы, посмотрите, что будет. Пока у нас просто нет проблем».

Как минимум, одна проблема «ЕЦ» – это, собственно, грядущие местные выборы, на которые партия пока так и не нашла достойных попутчиков.  Которые, что ни говори, отнюдь не были бы лишними. И несмотря на заверения Балоги, что его двери всегда открыты, ему самому, похоже, уже не верится в привлечение более-менее раскрученных имен.

Когда Балога уже вдоволь наговорился в камеры о демократизации партийных процессов, попрощался с засевшими в летнем кафе коллегами и направлялся к машине, «Главком» решил наступить ему на мозоль и поинтересовался, почему так и не удался альянс с одним из младодемократов, на который в «Едином центре» очень рассчитывали. Виктор Иванович перестал улыбаться, настойчиво попросил выключить диктофон и выдал по этому поводу весьма эмоциональный монолог не для печати. Во всех смыслах.

Пока же «Единый центр» все больше похож на пристанище для людей (не только чиновников), с которыми Балога сталкивался при работе в СП. Другой вопрос, насколько сочетание их разнообразных талантов сумеет вылиться в результат. Политическое будущее Ющенко они спасти не смогли. Но к тому времени рядом с Президентом уже не было самого Балоги.

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: