МВФ и Янукович: шоковая терапия в преддверии выборов?

МВФ и Янукович: шоковая терапия в преддверии выборов?

Согласится ли президент провести шоковую терапию во имя «святой» цели – получения нового транша

Вслед за Всемирным банком (ВБ), свои рекомендации по Украине опубликовал Международный валютный фонд (МВФ). Если коротко, то суть состоит в шоковой терапии во имя «святой» цели – получения транша. И что самое главное: в СМИ появилась информация о том, что власть, которая до сих пор от подобных мер отказывалась, похоже, уже готова согласиться. У Януковича вроде бы согласны опустить гривну, но, правда, не слишком сильно, поднять тарифы на газ для населения, но типа не очень высоко и не для всех, отменить многие социальные льготы и урезать расходы на бюджетников, но как бы не совсем, и так далее. Словом, образно говоря, речь идет о шоковой терапии. В преддверие президентских выборов 2015 года это придаст этому процессу особую пикантность. Правда, вслед за публикацией в одном уважаемом издании информации о готовности власти к шоковому сценарию тут же последовали истеричные опровержения со стороны анонимных источников в администрации Януковича, и это еще сильнее укрепляет подозрение в том, что подобные меры рассматриваются.

В качестве условия получения новых кредитных траншей, работавшая с 17 по 29 октября миссия МВФ предписывает устранить так называемые валютные и фискальные дисбалансы, для чего правительство Украины должно выполнить взятые еще в 2008 году обязательства по ограничению дефицита государственных финансов и стабилизации платежного баланса. В рамках этих требований МВФ настаивает на существенных сокращениях бюджетных расходов и либерализации валютного курса, что в переводе на общепонятный язык обозначает, прежде всего, сокращение количества занятых в бюджетной сфере, их зарплат и выплачиваемых из бюджета льгот и субсидий, а также в девальвацию гривны.

Миссия фонда продолжает настаивать на существенном повышении тарифов на газ и коммунальные услуги для населения вплоть до их скорейшего доведения до так называемой экономически обоснованной себестоимости. В МВФ не вдаются в такие «мелочи», как тот общеизвестный факт, что себестоимость услуг ЖКХ является в Украине едва ли не самой большой тайной, но достоверно известно, что путем злоупотреблений и воровства эта «себестоимость» непомерно раздута. Еще в 2010 году, вскоре после прихода к власти Януковича, проверки Госфининспекции, бывшего Контрольно-ревизионного управления (КРУ), установили факты масштабных злоупотреблений в тарифообразовании ЖКХ. Признав это, власть клятвенно пообещала довести проверки до конца, виновных покарать, а нарушения устранить. С тех пор прошло три с половиной года, но дальше деклараций дело не пошло. Единственное обещание, которое власть в этом вопросе кое-как выполняет, так это не повышать тарифы до тех пор, пока в тарифообразовании не будет наведен порядок.

Весьма показательно, что даже иные либерально ориентированные наблюдатели, долженствующие настаивать на полнейшем освобождении тарифов, весьма отрицательно относятся к подобным советам. Например, известный эксперт Эрик Найман абсолютно справедливо высказывался в том смысле, что в условиях монополизации рынка коммунальных услуг, а также тотальных злоупотреблений, это приведет лишь к неадекватному взвинчиванию тарифов и обнищанию подавляющего большинства граждан, которым таким образом навязывают оплату масштабного воровства и обмана.

О социально-политических последствиях подобных шагов в фонде думать вообще не принято, ярчайшим подтверждением чего является созданный по рецептам МВФ знаменитый аргентинский кризис 2001 года. Более близким примером может служить Болгария, в которой взвинчивание тарифов ЖКХ привело к масштабным социальным протестам и политическому кризису, длящемуся уже скоро год.

Собственно, это признает и МВФ, заявляя о том, что для смягчения роста тарифов социальной помощью, то есть субсидиями, придется охватить 40% населения. В вопрос о том, насколько адекватна цифра 40% вдаваться не будем, отметив лишь, что она представляется сильно заниженной. Но в этом вопросе МВФ противоречит сам себе, поскольку настаивает на тотальном сокращении бюджетных расходов, в том числе, социальной помощи, включая субсидии. К тому же, практика назначения субсидий в Украине показывает, что реально получить их крайне сложно и даже невозможно. Очевидно, на этом и строится расчет…

Особое внимание МВФ уделило вопросу либерализации валютного курса в Украине, что означает, по сути, девальвацию национальной денежной единицы. В заявлении фонда такой шаг объясняется необходимостью предотвратить дефицит счета текущих операций и дальнейшую потерю валютных резервов Нацбанка. Критикуя нынешнюю политику правительства и Нацбанка по удержанию курса гривны, в МВФ полагают: «Жесткая монетарная политика и административные меры в поддержку обменного курса, вероятно, будут и в дальнейшем сдерживать инвестиции и тормозить экономический рост».

Напомним, что несколько ранее Всемирный банк выдал такие же рекомендации по гривне, что, по мнению ВБ, должно снизить потребительский импорт и улучшить платежный баланс. Но ни МВФ, ни в ВБ почему-то не вспоминают о том, что падение курса национальной валюты приведет к удорожанию критического импорта, например нефти, нефтепродуктов и газа, что запустит инфляцию по всей экономике страны. Кроме того, инфляция приведет к росту цен и снижению покупательной способности населения, что, в свою очередь, нанесет удар по внутреннему потреблению, которое и без того слабое. Падение потребления нанесет удар по ориентированным на внутренний рынок отечественным предприятиям. Итогом будет «зачистка» внутреннего рынка от отечественного товара. Возможно, именно эта цель и преследуется?..

Кстати, удорожание энергоносителей из-за девальвации национальной валюты приведет к дальнейшему росту тарифов в ЖКХ, а также возможных расходов на субсидии малообеспеченным, количество которых на инфляционной волне еще больше возрастет. Впрочем, повторим, что субсидии платить МВФ не советует и рекомендует их радикально урезать, ничуть не беспокоясь о социальных последствиях подобных «советов».

Из приведенного выше расплывчатого тезиса в отчете миссии МВФ о том, что жесткая монетарная политика, то есть удержание курса, дескать, сдерживает инвестиции, очевидно, следует делать вывод, что девальвация гривны, наоборот, якобы обеспечит массированный приток капиталов в страну. Но ведь подобное утверждение, мягко говоря, сомнительно, а говоря прямо, является бездоказательным передергиванием, которое, к тому же, опровергается практикой кризиса. Напомним, что на рубеже 2008-2009 годов курс обвалился с 4,5-5,0 до 8,0 грн/долл и более. Но это не только не принесло инвестиций, но и наоборот спровоцировало бегство капитала из страны.

Более того, накануне кризиса имел место весьма ощутимый приток капитала в Украину. Обусловлен он был, с рядом оговорок, в том числе, и стабильностью курса гривны, который в течение многих лет тогда держался в районе 5,0 грн/долл. Правда, капитал этот был, по большей части спекулятивным, и привлекался он в сферу недвижимости, покупку автомобилей и прочее, но отнюдь не в развитие высокотехнологичного производства. Именно эти «инвестиции» привели «надуванию пузыря», в частности, на рынке недвижимости, последствия «лопания» которого страна не преодолела до сих пор. Собственно, вреда от этих «инвестиций» было больше, чем пользы…

Осутствие притока капитала в страну в настоящий момент объясняется отнюдь не тем или иным курсом национальной валюты, а более глобальными проблемами мировой экономики. На планете продолжается глобальный кризис, сопровождающийся так называемым дефляционным схлопыванием рынков, целых национальных и региональных экономик, а также бегством денежных знаков в ликвидацию последствий «лопания пузырей», образованных в ходе предшествовавшего «кредитно-деривативного» бума. Иными словами, отсутствие инвестиций имеет причины не только и не столько внутри Украины: капиталы сейчас бегу везде и отовсюду.

Приток инвестиций в Украину в нынешних условиях возможен разве только в том случае, если начать массированную распродажу земли. Кстати, МВФ и прочее «прогрессивное мировое сообщество» уже давно добиваются запуска подобного сценария. В этом случае произойдет обмен такой непреходящей ценности, как земля, на «фантики», которые сейчас в избытке продуцируют Федеральный резерв США и Евроцентробанк.

Похоже, в МВФ считают, что девальвация гривны приведет к росту экономики. Здесь опять противоречия. Если речь идет об оживлении экономики, то предлагаемое фондом жесточайшее сокращение бюджетных расходов и государственных капиталовложений ведет к абсолютно противоположным результатам – к стагнации и рецессии в экономике. Более того, МВФ идет еще дальше и рекомендует сократить потребность бюджета в финансировании путем «ограничения в бюджетном секторе фонда заработной платы и численности занятых, сокращения субсидий и упорядочивания расходов на закупку товаров и услуг».

Очевидно, что вызванные этими мерами сокращение рабочих мест, рост безработицы, подорвут и без того слабую покупательную способность, ввергнув экономику в коллапс, запустив цепочку банкротств отечественных предприятий, ориентированных на внутренний рынок. На эту тему весьма жестко высказался депутат-регионал, глава Украинского союза промышленников и предпринимателей Анатолий Кинах: «Возобновление сотрудничества с МВФ, безусловно, важно, однако следует помнить, что акцент на урезании социальных выплат очень опасен — такая политика может просто заморозить экономику. Поэтому правительству необходимо убеждать, что в условиях нашей страны более надежным выходом из кризиса является стимулирование экономического роста, в том числе путем увеличения платежеспособности граждан».

Спор о том, использовать для преодоления кризиса политику жесткой бюджетной экономии и затягивания поясов или, наоборот, кредитно-денежное стимулирование, уже давно является важнейшим противоречием между лидерами двух «локомотивов» Евросоюза германским канцлером Ангелой Меркель и французским президентом Франсуа Олландом, и к консенсусу они так и не пришли. В целом же, политика жестокой бюджетной экономии как рецепт вывода стран Евросоюза из кризиса себя не оправдала, поскольку ведет к углублению рецессии, падению покупательского спроса и уровня жизни, сворачиванию социальных программ, росту безработицы. Достаточно сказать, что в ряде стран, в которых реализуются подобные рецепты, например, в Испании, Португалии, Греции, странах Балтии, частично в Италии, безработица превысила 25%, а среди молодежи зашкалила за 50%, до чего даже Украине еще очень далеко.

Но миссия МВФ продолжает настаивать на старом. В то же время, экономика США, с рядом оговорок, чувствует себя намного лучше европейской именно по причине того, что за океаном намного меньше «заморачиваются» ростом расходов даже с учетом «разборок», которые периодически возникают между республиканцами и демократами по поводу наращивания лимита госдолга исключительно по политическим соображением. Рано или поздно потолок долга повышается, и под эти лимиты казначейство выпускает долговые обязательства, которые, в конечном итоге, покрываются эмиссией Федерального резерва, и все это называют умным словом «количественное смягчение», хотя по сути – это накачка мировой экономики американскими денежными знаками, выполняющими также функцию «мировых денег», в результате чего США экспортирует бумажки под названием доллары, а весь мир покрывает долги Америки. На самом деле, здесь все несколько сложнее, но в целом важно то, что подобная система диаметрально противоположна тому, что навязывают Украине и другим странам с так называемой переходной экономикой.

Внятной реакции правительства Януковича-Азарова на рекомендации МВФ пока нет. Есть только «сливы» в СМИ. Если верить одному из них, Янукович якобы уже согласился сразу на 60% (!) повысить тарифы на газ для населения, правда, только для тех, кто потребляет более 3500 кубов топлива в год. При этом непонятно, кто и как эти кубы будет считать, а также кто в эту категорию попадет, поскольку, например, в городах подавляющее большинство квартир не оснащено приборами учета газа, и есть опасность, что все это выльется в масштабный кампанию по установке счетчиков населению конкретными фирмами. Кроме того, Янукович якобы готов перейти на тотальное урезание социальных льгот и бюджетных расходов, в результате чего, как обычно, могут пострадать самые незащищенные, а о субсидиях на тарифы ЖКХ, которые вырастут из-за повышения цен на газ, придется забыть.

Между прочим, меры, рекомендуемые МВФ, явочным порядком уже вовсю используются властью Януковича. Напомним, что местные бюджеты месяцами не могут выбить у Госказначейства положенные им по закону средства на обеспечение своей деятельности. Чем не бюджетная экономия? А последнее время все более широкое распространение получает еще один способ «экономии» – невыплата зарплаты работникам организаций и предприятий, финансируемых из бюджета. Да курс гривны за последнее время «под шумок» съехал до 8,20 грн/долл.

Правда, вскоре после «слива» информации анонимного источника о вынашивании властью подобных планов, последовал столь же анонимный «слив» опровержения предыдущей информации.

Для устранения бюджетных дисбалансов, на которые, в целом, справедливо указывает МВФ, кроме повышения тарифов, урезания социальных выплат и зарплат, существует еще масса других возможностей. О некоторых из них власть вынуждена был вспомнить, например, об уже завязшем в зубах законе о трасфертном ценообразовании, что в переводе на нормальный язык означает устранение ухода от налогов посредством оффшоров и других способов. Почему-то забыли еще об одном «долгоиграющем баяне» – налоге на роскошь, который никак не введут.

Есть и другие «черные дыры», которые МВФ почему-то не замечает, а власть предпочитает не упоминать. Речь идет приближенных к власти конвертационных центрах и контрабанде топлива в особо крупных размерах, дерибане огромных средств из бюджета и государственных фондов на госзакупках, о других схемах вывода миллиардов.

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: