Василий Цушко: Янукович и Азаров могли объявить внутренний и внешний дефолт

Василий Цушко: Янукович и Азаров могли объявить внутренний и внешний дефолт

О коррупции у нас больше легенд, чем реально доказанных фактов...

Когда корреспонденты «Главкома» зашли в кабинет Василия Цушко, министр экономики, поздоровавшись, начал разговор с предупреждения о том, что мы обязаны опубликовать только тот текст интервью, который он согласует. Мы не стали спорить, отметив, что авторизация текста – законное право интервьюируемого. Когда наш фотокорреспондент начал делать снимки, он также пожаловался на то, что в прессе его портреты всегда выглядит агрессивно – редакторы выбирают самые неподходящие, по его мнению, кадры. Отметим, что после вычитки министром текст интервью существенно не изменился.

Василий Цушко и сегодня, как видим, остается эксцентричным человеком. Именно таким, каким мы его запомнили еще с 2007 года, когда он, будучи главой МВД, расчищал дорогу Святославу Пискуну в кабинет генерального прокурора. Тогда его назначение на руководство украинской милицией воспринималось как откат реформ в правоохранительных органах, затеянных предыдущим министром Юрием Луценко. Назначение Василия Цушко в милицию, кроме того, удивило политические круги, ведь до этого народный депутат от СПУ никогда не работал в системе органов МВД.

В 2010-м его назначение в Минэкономики, да и еще по квоте коммунистов, стало таким же неоднозначным. Сам Цушко поясняет, что в этом нет ничего удивительного, ведь он в нескольких созывах Рады работал именно в экономических комитетах парламента. О причинах выдвижения в правительство Азарова от Компартии сам Цушко пояснил «Главкому» достаточно лаконично: он узнал о том, что является квотой КПУ в Кабмине лишь после того, как стал министром. Вскоре после назначения СМИ заговорили о третьем человеке, якобы причастном к сотрудничеству лидеров Соцпартии и Компартии – это скандально известный парламентарий от БЮТ Антон Яценко, которого связывают с лоббированием теневых схем в системе государственных закупок.

«Главком» пытался выяснить у Цушко, насколько верны предположения журналистов о его непосредственной близости к так называемой «тендерной мафии». Мы также интересовались, какими реформами заняты в Минэкономики, указывали на противоречия в программах коммунистов, СПУ, программе реформ Президента и обязательствами, взятыми Украиной перед МВФ, спрашивали о совместной работе с Тигипко в правительстве и личных отношениях с Виктором Януковичем.

Какой процент работников руководящего звена Вы заменили в Минэкономики, после того как стали министром?

При Данилишине было 9 заместителей, из них на данный момент остались всего трое: Анатолий Максюта, Ирина Крючкова, Валерий Пятницкий. Все остальные – это новые люди. Для Максюты – я пятый министр. Крючкова пришла при Данилишине, она доктор наук, работала в Институте экономического прогнозирования, которым руководит Валерий Геец. Для Пятницкого я вообще 10-й или 15-й министр.

Из глав департаментов практически все остались на своих местах.

Говорят, что в Минфине зарплата в разы больше, чем в Минэкономики.

Нет, это несколько преувеличено. В 2010 году Минэкономики за счет сокращения вакантных должностей, а также за счет экономии, удалось увеличить зарплаты сотрудников. В будущем, думаю, мы еще больше приблизимся к показателям Минфина, я имею ввиду уровень зарплаты. Иначе сложно удержать профессиональных людей в министерстве, они начинают искать себе более выгодную и высокую плату в бизнесе.

-- «У нас люди, даже пребывая на посту премьер-министра, декларируют, что у них нет никакой собственности, и что они живут, арендуя какие-то помещения»

Одним из приоритетных направлений работы Минэкономики является улучшение инвестиционного климата. Зачем вообще проводить какие-то мероприятия в этом направлении, если с главной проблемой – коррупцией – государство системно не борется? Запуск Антикоррупционного совета при президенте никак не повлиял на ситуацию.

О коррупции у нас больше легенд, чем реально доказанных фактов. В нашей стране дело не в коррупции, а в отсутствии институциональных реформ как таковых. Их необходимо начать с реформ по отношению к собственности.

Встречаясь с потенциальными инвесторами, я задаю им вопрос: «Если ставка всех налогов будет – 0%, станете ли вы инвестировать?». Ответ с их стороны однозначен: «Нет». А почему? Потому что у нас не решены вопросы собственности. То есть, когда человек вложил деньги, то он должен иметь право получить их назад, продать эту собственность.

Во-вторых: человек должен быть уверен, что сохранит полученную собственность. А это уже вопрос судебной реформы, вопрос формализации собственности, вопрос учета собственности. Например, у нас актовая форма регистрации собственности, в то время как необходимо внедрить титульную.

Третьим аспектом является регуляция экономической деятельности. Нам необходима дерегуляция.

Лишь на четвертом месте оказывается вопрос налогообложения

Я уверен в том, что для борьбы с коррупцией необходимо провести институциональные реформы, которые озвучил при представлении своей программы Президент. Если все это будет реализовано, коррупция как таковая загоняется в определенные рамки, где с ней можно реально вести борьбу. До тех пор с ней по-настоящему справиться невозможно.

К сожалению, у нас люди, даже пребывая на посту премьер-министра, декларируют, что у них нет никакой собственности, и что они живут, арендуя какие-то помещения. А ведь это весьма сомнительно и верится в такое с трудом. В то же время пресса пишет, что эти люди – богатейшие в стране. Но как это проверить, если они все оформляют на разных подставных лиц и ничто не указывает на их реальный доход и состояние?

Еще нужна инвентаризация и формализация государственной собственности, инвентаризация коммунальной собственности. Потом нужно сделать формализацию собственности граждан, собственности владельцев квартир, земельных участков. Это все должно быть прозрачно. Тогда, при возникновении необходимости, вполне реальным будет получение данных о человеке и его доходе. Например, если указано, что он является владельцем шестиэтажного дома, мы просматриваем данные о его доходах. Выявив, что подобный гражданин живет всего лишь на одну зарплату, мы можем просмотреть декларацию о его расходах. И коль при сравнении этих данных что-то не совпадает, этому члену общества уже можно задавать определенные вопросы.

Но ведь сегодня в правительстве Азарова достаточно состоятельных людей и общество хорошо информировано об этом. А посмотришь их декларацию – по документам совсем небогатые.

Говорят, политику нужно отделить от бизнеса. Но как это совершить, если мы не знаем, кто является бизнесменом, а кто политиком? Это можно сделать только при наличии данных о собственности. У нас осталась советская ментальность, и мы воспринимаем, что у политика зарплата должна быть единственным доходом. Но так не может быть, поскольку мы давным-давно в капитализме! Правда, в диком, пока что. Основа капитализма – это частная собственность. Исходя из этого, и нужно начинать всю борьбу с коррупцией.

У нас после инвентаризации будет понятно, например, что парк – это не собственность мэра, а собственность громады и он не имеет право никому приказать, чтобы эти деревья спилили. Да и вообще, после инвентаризации каждому жителю города, поселка, села, станет понятно, что мэр, поселковый голова, сельский голова и депутаты местных советов, избираются для управления собственностью громад, которая принадлежит всем жителям этих громад. А также каждый для себя уяснит, что депутат ВР не может иметь в собственности леса и стрелять там людей.

В Украине есть коррупция на государственном уровне, на чиновничьем уровне. Есть еще и бытовая коррупция. Вот, к примеру, нереформированная система здравоохранения, где, мы все знаем, берут деньги. Это – бытовая коррупция. В государственном ЖЕКе тоже надо дать взятку сантехнику, чтобы он подошел и сделал тебе ту или иную работу. А где начало всех этих бед? Начало в формализации собственности.

Если мы формализуем собственность, мы получим ее капитализацию. А это возможность получать деньги, в частности – в виде кредита. Чем мы отличаемся от жителей стран «золотого миллиарда»? У них жилье – это не только жилье, но и капитал. У нас же это просто жилье. Они оценили всю свою собственность, а мы – недокапитализированная страна, недооцененная, но живем в реалиях рыночной экономики. Именно в этом заключается корень всех проблем.

Но парламентское большинство, от которого вы, в частности, выдвинуты в правительство, имело возможность ввести три ключевых антикоррупционных закона. Голосами того же большинства, вступление их в силу было отложено до 1 апреля 2011 года.

А эти законы не будут работать! Сначала нужно пойти путем формализации собственности. Над чем на данном этапе и происходит работа. Сейчас БТИ переходит в Минюст, учет земли из Госкомзема также переходит в Минюст.

Кроме всего, о чем я уже сказал, для борьбы с коррупцией нужно сделать дерегуляцию экономики. Иначе, до того как это будет осуществлено, борьба с коррупцией превращается в декларацию, какие бы законы мы не принимали.

Допустим, один из упомянутых вами законов предусматривает декларацию доходов и расходов. Это возможно при одном условии: когда известно кому что принадлежит! Чтобы вы зашли в Интернет, нажали клавишу компьютера и увидели, какая собственность у какого кандидата в депутаты, министра, где он живет, чем занимается, откуда у него то или иное имущество.

Вы же знаете, в Киеве есть люди, у которых есть по 4-5 квартир. В одной он живет, остальные – сдает. Эти люди могут быть чиновниками. Но как вы докажете, что этот человек – коррупционер?

Но как раз эти законы, например, существенно расширяют круг лиц, связанных с чиновником и они больше не смогут оформлять собственность на родственников!

Ну, а какая разница, в сущности, – родственник или нет? Водитель – родственник? А ведь на водителей также оформляют собственность, и это известно.

Я не приуменьшаю значение антикоррупционных законов. Они будут введены как форма борьбы с коррупцией, но будут эффективны только тогда, когда наша страна будет полностью проинвентаризирована, и общество будет знать, кому что принадлежит. Сейчас же законы будут работать только частично, как и действующие.

-- «Любое министерство и ведомство старается доказать, что без них Вселенная не будет существовать и Земля перестанет крутиться. А ведь это немножко не так»

Доктрина реформ, представленная еще в начале лета Администрацией Президента похожа скорее на декларацию, чем документ с серьезным экономическим обоснованием. Посмотрите, после всех разговоров об экономических реформах, правительство заявило о том, что будет повышать пенсионный возраст. Это и все реформы, которые мы увидим в ближайшие год-два?

Я в рамках рабочей группы в Комитете реформ отвечаю за одну из подгрупп. Есть целый список нарабатываемых законов. Они будут внесены в повестку дня осенней сессии. Это то, что было указано направлениями, озвученными президентом.

Мы работаем с общественностью, с бизнесом, напрямую с вице-премьером Тигипко, комитетом Госпредпринимательства Михаила Бродского, отрабатываем эти законопроекты.

Например, мы сегодня отрабатываем опыт Грузии в процедуре выдачи разрешения на использование земельного участка под строительство. Грузины этот вопрос решают за 30 дней. У нас же этот процесс занимает 1,5-2 года.

Работаем и над снижением количества лицензий. Но ведь проблема не в количестве лицензий, а в количестве видов работ, которые регламентировались для получения лицензий. Таковых насчитывается более 1200. Например, Минрегионстроем регламентировалось более 700 видов работ по строительству, вследствие их пересмотра будет регламентироваться чуть больше 100.

Также, сейчас инвентаризируются административные услуги. Но мы столкнулись с тем, что некоторые из них, регламентированы какими-то приказами министерств или разъяснениями департаментов. А некоторые, вроде ничем не регламентированы, но людей, тем не менее, продолжают давить.

О каких услугах вы говорите?

Например, происходит газификация села, поселка. Подвели газ к селу, а затем заявляют: «Создавайте кооперативы и к своим домам сами подводите газ». Ну а чтобы подвести газ, в составе кооператива людям необходимо примерно 10-12 тыс. грн. Что ж, преодолев эти трудности – человек вкладывает средства, и газ все-таки подводится. Но затем появляется «газовая контора», которая требует переписать эту трубу как собственность на нее, с тем условием, что только после этого, она подключит газ. Это нигде не регламентируется. Это делают «Облгазы», но людей же обдирают.

Если нам удастся хоть на половину сократить нерегламентированные административные услуги, то поверьте, не только граждане, но и вы – журналисты – будете нас благодарить.

Для начала я поручил в Минэкономики провести внутреннюю инвентаризацию административных услуг. Перед этим обратился в комитет Бродского, чтобы они предоставили нам своего человека, так как без арбитра наши могут все и попрятать, я это понимаю. Сегодня Минэкономики регулирует выдачу лицензий на внешнеэкономическую деятельность. Я хочу сузить до минимума эту «регуляторку» в министерстве. Человек, отправляющий на экспорт какую-то продукцию, и так попадает под разные санкции за рубежом, там его не с цветами ждут. К тому же, его еще и тут достают: давай справочки!

Кроме того, у нас есть хозрасчетное предприятие «Госвнешинформ», которое оказывает услуги бизнесу, к примеру – выдает справки бизнесу о соответствии цены для таможенных деклараций. Я распорядился их проверить: на каком основании они оказывают эти услуги, насколько обоснована их цена. Также у нас есть Госагенстсво по аккредитации, Вестник госзакупок – я и их распорядился проверить. То есть мы начали процесс дерегуляции с себя, а именно с инвентаризации услуг.

Премьер-министр поставил задачу оставить лицензии только на те виды деятельности, которые влияют на безопасность и здоровье человека. Согласитесь, что на производство и торговлю ядохимикатами нужна лицензия. А другими видами деятельности можно будет заниматься, оформляя документы заявочным методом: отправляете заявку и занимаетесь.

Не так просто делать эту работу. Не скажу вам, что все ведомства и чиновники к нам идут с удовольствием и говорят, что готовы сократить перечень оказываемых услуг. Все это напоминает кинокомедию про контору «Клооп», где Караченцов играл роль невидимки. Любое министерство и ведомство старается доказать, что без них Вселенная не будет существовать и Земля перестанет крутиться. А ведь это немножко не так.

Да, есть сопротивление со стороны чиновников. Но есть политическая воля Президента и Премьера эту дерегуляцию довести до логического завершения. Если мы решим все перечисленные вопросы, то коррупционный рейтинг нашей страны будет, несомненно, снижаться.

Вы обвиняете предыдущую власть в популизме. А не было ли популизмом в устах действующих Президента, Премьера, обещание, что с подписанием Харьковских соглашений украинцы получат дешевый газ?

Цены приводятся в соответствие со стоимостью газа. Я буду говорить, несмотря на то, что сие непопулярно: нужно платить за все - ровно столько, сколько оно стоит! Страна, у которой по закону предоставляется льгот на годовую сумму большую, чем госбюджет, так дальше жить не может! Суть социальной поддержки и социального государства заключается в следующем: тот, кто может платить, должен платить полную стоимость, а тот, кто не может, должен получить помощь от государства.

Как я уже говорил выше, считается, что у нас медицина бесплатная – это популизм! Ведь весь народ платит за медицинские услуги. Нужно прекращать врать самим себе.

Льготы же еще и делят людей на разные категории. К примеру, льготы на проезд в транспорте. В Киеве сотни тысяч людей могут ими пользоваться. А в 30 км. от столицы? Не могут, но ведь это такие же люди, с такими же правами и льготами. Кстати, форма льгот на транспорте уже создала целый бизнес. Некоторые личности способны себе вытребовать компенсации, заявляя, что перевезли какое-то количество пассажиров. Но как проверить, сколько их в действительности было перевезено? Вот и увеличивается вес чиновников, им несут взятки, а они затем легко и просто распоряжаются: тебе дам компенсацию, тебе – не дам.

Я считаю, что лучше увеличить людям пенсию настолько, насколько это возможно, или ввести транспортную доплату. Пусть это будет 20 грн., но это будет честно, и ее получат все кому положено по закону.

-- «В марте Янукович и Азаров должны были объявить внутренний и внешний дефолт»

Но давайте вернемся к газу: людям ведь никто не говорил таким образом, что вот мы газ получили дешевый, цену не будем повышать, а только приведем ее в соответствии с ценой в закупке!

Это должна быть политика в любой сфере – за все надо платить ровно столько, сколько это стоит! Зацепились вы за газ, а я вам по-другому скажу. В марте, поработав 2-3 недели, посмотрев какое мы приняли наследство, Президент Янукович и премьер Азаров должны были объявить и внутренний и внешний дефолт. И тогда народ бы понял, в какой мы яме. Потому я и обвиняю наших предшественников в популизме. Нужно жить по средствам, а не набираться долгов, гробить экономику только для того, чтобы удержаться у власти.

Президент и премьер тогда, в марте, пожалели и нашего гражданина, и нашего товаропроизводителя. А могли пойти более легким и политически выгодным путем, объявив дефолт. Они оказались патриотами, пошли другим путем. И это не дифирамбы, это – правда! В итоге, вы задаете подобные вопросы: «вы сказали, что не будете увеличивать цену на газ, но, тем не менее, увеличиваете?!». Мы не увеличиваем! Для малоимущих мы даже снизили ее. До 1 августа стоимость жилищно-коммунальных услуг в вашем доходе не должна была быть выше 20%. Если они превышали этот процент, то вы получали субсидию. Сейчас же, вы получите субсидию, если сумма затрат будет превышать 15% от вашего дохода.

Пенсионер должен был платить раньше до 15% от своего дохода за жилищно-коммунальные услуги. Сейчас же он будет платить до 10% от своих доходов. Для них мы только улучшили условия. Сейчас задача донести эту информацию до людей. Социальные службы и Пенсионный фонд этим занимаются. Если чиновник, который этим занимается, доведет информацию до людей, то малоимущие люди не пострадают.

А если у меня маленький доход, но есть земельный участок?

Тогда это ваш доход, вы имеете капитал!

А если я пенсионер и у меня есть земельный пай.

К примеру, тот, кто купил 3 га земли под Киевом, но еще не успел его перепродать, тому придется платить. А доходы от земельных паев в селе учитываются и оцениваются в зависимости от стоимости натуроплаты полученной за сданный в аренду пай, а это составляет мизерную сумму.

Почему мы, выполняя требования МВФ, повысили цены на газ для населения, при этом, не задев карман промышленных предприятий? Для них цена осталась на прежнем уровне!

Что касается промышленности, то на сегодняшний день мы находимся на грани способности предприятий конкурировать. Хотите, чтобы все остановилось? И что мы потом будем делать с безработными? У нас расчет такой: необходимо чтобы эти предприятия работали, отгружали продукцию на экспорт, зарабатывали деньги, платили налоги и зарплату, а с этого уже государство жило и выполняло свои социальные функции.

Когда перед тобой стоит вопрос, останавливать ли химкомбинат, где работает десяток тысяч человек, то начинаешь думать, как создать предприятиям условия, чтобы они работали, а не останавливались.

То есть вы утверждаете, что украинская промышленность сегодня балансирует на нулевой марже?

С химией это действительно так. Если говорить о металлургии, то в этой сфере, от газа уже многие металлургические предприятия очень мало зависят, потому что переоснастились. Кто не переостнастился, тот будет платить. Будет, конечно какая-то им поддержка от государства, но только в соответствии с их обязательствами переоснаститься к какому-то сроку. Никому не будет позволено улучшить свое положение и доход за счет получения льгот по цене на газ. Поверьте, что в правительстве очень сложно получить льготу в цене на газ.

Как вы будете поступать, если дело дойдет до запуска свободного рынка земли сельхозназначения? Этот пункт есть в президентской программе реформ, он противоречит программе СПУ, и вы тоже последовательный противник приватизации земли?

Пока у нас не будет «правил игры», по которым будет играть рынок земли этого делать нельзя.

Вы знаете историю, когда в Обуховском районе Киевской области сгорело земельное управление, сгорела вся база данных по актам, люди потеряли земельные паи. Скажите, в такой ситуации можно запускать рынок продажи земли? Можно запускать рынок продажи земли, когда земельный пай 3-5 га оценивается в $200-500?

Попросите командировку у себя в редакции и съездите в Венгрию, Австрию, Чехию и посмотрите, как там продаются земли сельхозназначения. Есть кадастр, земли инвентаризированы. У нас же этого, к сожалению, нет!

Я не противник свободного рынка сельхозземли, земля – это товар. Более того, я противник дальнейшей задержки запрета на продажу земли, когда мы знаем, что существует черный рынок. Например, более половины земли Киевской области, как говорят, находится в частных руках. Но не у владельца пая, бывшего колхозника, а на вторичном рынке. На бумаге вроде нет рынка земли, но почему-то на черном рынке она оборачивается. Юристы нашли какие-то нюансы в законодательстве и разными махинациями запрет обошли.

Потому, нужно завершить формализацию собственности земли. Нужно раздать собственнику земли все документы, выделить землю в натуре и только тогда, установив правила продажи, можно запускать этот рынок. Чтобы не получилось так, как в 90-е, когда после сертификатной приватизации вся промышленность оказалась в руках десятка олигархов. С землей сельхозназначения может произойти то же самое! Так мало того, есть сейчас много иностранцев – не буду называть страны, – которые хотят прикупить у нас землю сельхозназначения, а это уже угроза национальной безопасности!

Следует посмотреть на опыт Европы, почему там вроде бы земля разрешена к продаже, но нет такой массовой продажи и покупки? Потому что государство регулирует эти процессы. У нашего государства осталось единственное обязательство перед сельским жителем, которому оно отдало пай – написать правила оборота земли. Первое условие: хочешь купить землю – ограничим тебя по количеству, которое ты можешь купить. Купил, - иди, работай на ней! Чтобы не сидеть в Киеве и быть рантье: «Я землю имею, и пусть там работают «рабы»». Нет, иди сам работай!

-- «До назначения я ни с кем не консультировался. Потом у меня была встреча с Петром Симоненко, и он сказал, что я назначен по их квоте»

Но тут все равно остается противоречие. Вы пошли в правительство по квоте Компартии.

А в чем противоречие?

Они категорически против приватизации земли сельхозназначения, постоянно выступают за продление моратория земли сельхозназначения.

Я на этом этапе тоже против рынка земли. Я за то, чтобы ввести промежуточный этап на 10 лет.

Вы, как владелец пая, должны иметь возможность закладывать свой пай под кредитные ресурсы. Давайте введем в оборот не саму землю, а «право аренды земли».

Например, у вас есть земля. Я беру землю в аренду, но минимум на 7 лет, чтобы не уничтожать плодородие земли, ей нужен как минимум семипольный севооборот. Мы заключили договор, где я взял обязательства платить вам за аренду ежегодно и не ухудшить плодородие вашего земельного пая. Я должен иметь возможность в банке заложить право аренды на землю. К примеру, если я получил кредит под арендованную у вас землю и не вернул его, то банк у меня забирает право аренды вашей земли. Тогда в течение не более двух месяцев банк должен передать право аренды вашей земли другому лицу. Но вы как собственник земли от этого не страдаете, потому что заключенный с вами договор аренды продолжает выполнять другой человек, который взял у банка вашу землю в аренду.

Но это предложения только на переходный период, пока мы создадим нормальное законодательство, потом мы все равно выйдем на то, что происходит в мире - на рынок земли.

Но у нас же все-таки правительство создано на коалиционной основе и наверняка этот подход должен совпадать с программой той политической силы, по квоте которой вы вошли в правительство.

Я не обсуждал с коммунистами свое виденье, но я думаю, что мое предложение по введению в оборот не земли, а «права аренды земли», устроит сегодня всех и будет компромиссным. Пусть и на какой-то период времени – до того, как сложится законодательная база в сфере земельных отношений, научится сам владелец земли ею распоряжаться, будет знать как себя вести и тот, кто хочет на земле работать.

Хотя, если вы поставите вопрос, будет ли большинство в парламенте при голосовании «о снятии моратория на продажу земли сельхозназначения», то я не исключаю, что такое большинство будет.

А как так вообще получилось, что вы вошли в правительство по квоте коммунистов?

Я уже так много раз отвечал на этот вопрос. Итак, ответ таков: я не знаю, я не вел никаких переговоров. Я, будучи доверенным лицом Януковича Виктора Федоровича на президентских выборах, не ставил никаких условий по должностям – ни руководителям штаба, ни самому Виктору Федоровичу. Я отработал свое на выборах, не прося ни у кого должностей.

10 марта мне позвонил глава аппарата Верховной Рады господин Зайчук и сказал, что на следующий день я должен быть у него в кабинете. Когда я пришел, он просто сказал: «Заполняйте документы, вас подают на пост министра экономики». Через два часа я уже был в ложе правительства и меня назначили министром экономики.

До назначения я ни с кем не консультировался. Потом у меня была встреча с Петром Симоненко, и он сказал, что я назначен по их квоте. Теперь я сотрудничаю с КПУ.

Сейчас они выступают против повышения пенсионного возраста, фактически ставя себя в оппозицию к правительству.

Это политическая сила, представленная в парламенте. Они имеют право реализовывать свою программу!

-- «Лоббистские группы закона о госзакупках были в каждой фракции»

Новый закон о госзакупках действует меньше месяца. Вы в одном из своих последних интервью заявили, что нужно пронаблюдать несколько месяцев за тем, как он работает, прежде чем делать выводы.

Буквально на днях мы провели совещание по этому вопросу. Там в переходных положениях сказано, что мы должны разработать закон о госзакупках на госпредприятиях. Я собрал представителей Минпромполитики, Минтоп, Минуглепром, АНТК им. Антонова и т.д. И мы обсуждали этот вопрос. Так вот люди на сегодняшний день просят срочно внести поправки к действующему закону, уже в сентябре!

Выходит, что хватило одного месяца, чтобы стали приходить просьбы и предложения. Закон писался еще в январе-феврале, когда действующее правительство еще не было у власти. Авторами закона были, в том числе, представители предыдущей власти. Они закладывали туда другую идеологию. Я пока не могу сегодня сказать, плох закон или хорош, но наличие закона лучше, чем его отсутствие.

Но еще до вступления закона в силу аналитики отмечали, что там есть несколько серьезных «дыр». Например, любой гражданин согласно закону, может оспаривать результаты торгов. Кроме того, закон не ограничил круг учебных заведений, в которых будут проходить обучение члены конкурсных комиссий, хотя обучение для них является обязательным.

По поводу обучения я являюсь категорическим противником. Я выступаю за то, чтобы обучение вообще отменили. Потому что, если у человека есть высшее юридическое образование, то его можно назначить на любую должность в Кабмине, никакого специального обучения не надо. А членов тендерных комитетов надо специально обучать? Это абсурд. Люди прописали в законе это обучение с одной целью: создать какие-то свои учебные предприятия и получать деньги с людей, идущих на такое обучение.

Получается, что коалиция проголосовала за закон, который авторы подготовили недобросовестно.

Кто-то пролоббировал свои бизнес интересы в законе, это у нас бывает нередко.

«Главком» в свое время первым опубликовал информацию о том, что вы 4 мая из своего кабинета буквально вытолкали бютовца Антона Яценко, причем, якобы, даже ударили его. Никаких прямых доказательств того, что такой конфликт был мы так и не получили. Но, признаюсь, заключили пари в редакции на то – правда это или нет. Подтвердите или опровергните, что в тот день встречались здесь с Антоном Яценко, и дело дошло до конфликта.

Я не буду это комментировать.

Вы в ноябре 2004 года представляли с трибуны парламента законопроект, который впоследствии дал мощный толчок к развитию сомнительных схем при госзакупках. Я напомню, с принятием этих изменений возникли частные веб-порталы, где публиковались объявления о тендерах, но все права интеллектуальной собственности на эти порталы имел Антон Яценко или связанные с ним люди?

Я его докладывал всего лишь как первый замглавы комитета.

Знаете, в чем оказались «талантливы» «тенденрщики» в 2004 и в 2006 году? Они сначала работали с депутатами в парламенте так «хорошо», что ты потом, хоть «головой об стенку бейся», ничего изменить не можешь – был один выход: смягчить или улучшить законопроект. Я в 2006 году попытался что-то исправить, но уже судьба этого закона была предопределена. Самое интересное, что лоббистские группы закона о госзакупках были в каждой фракции.

Второе, что могу сказать, что в документе, который я доложил 1 декабря 2006 года и в законе, который был подписан Президентом – очень большая разница. Кто это сфальсифицировал? Тогда лучше бы вместо того, чтобы меня критиковать, Ющенко провел бы расследование и нашел бы фальсификатора. Говорю вам как докладчик: закон о госзакупках от 2006 года, принятый 1 декабря, был сфальсифицирован. Моей подписи не было на страницах, которые подписал тогдашний Президент.

То, что закон потом отменили – было абсолютно правильно, потому что он был сделан под одну структуру. Секрет заключался в том, что тендерная братия так «обработала» все фракции, что те поддержали написанное. Что я смог в тех условиях улучшить – я улучшил. Я был, в частности, автором идеи ввести в закон понятие редукциона – аукциона на понижение и т.д. Но, к сожалению, лоббизм набрал тогда такую высоту, что лоббистские группы были даже в моей фракции социалистов.

-- «Когда я болел, мне звонил Виктор Федорович, спрашивал как дела, как я себя чувствую и чем помочь»

Вы самостоятельно читаете новости в Интернете, как-то на них реагируете?

Я просматриваю, хорошие идеи и предложения стараюсь учесть в своей работе.

Вы тщательно поддерживаете своеобразный имидж бессеребренника. Многим в это трудно поверить, учитывая вашу биографию – работу и на постах министров, и губернатора.

Я не поддерживаю этот имидж, я просто живу так.

Журналисты уже столько «сказок» рассказали миру и сами не верят, что есть люди, которые могут жить по другим принципам. А я человек, который по таким принципам живет. Я живу открыто. Одесситы и милиционеры видели, как я живу, словно в аквариуме, прозрачно. Не верите? Приезжайте, посмотрите, где и в каком районе я живу. С тех пор, как я получил квартиру от Верховной Рады, десять лет назад – проживаю в ней.

Я вел блок акцизного законодательства в Раде более 10 лет. Мне депутаты, так же как и вы задавали вопрос, мол, не может быть, чтобы ты не брал денег. А я не брал! Не верите мне, так спросите бизнес: табачный, алкогольный, пивной и т.д. Брал ли я взятки сам или через посредников? Было такое? Не было никогда! С чего же вы взяли, что я таким образом поддерживаю имидж? Это не имидж, это – стиль жизни.

И все же, если вы действительно честный и живете только на зарплату, то на какие доходы вы жили после отставки осенью 2007 года и до назначения в Кабмин Януковича?

Жил на то, что накопила семья, обращался к друзьям и брал в долг. Жил, как живут и выкручиваются люди. Вот так и я жил.

Мне тоже некоторые говорят: «Вот ты не прав! Ты же мог получить хотя бы квартиру в Одессе, имел полное право как губернатор!». А я не получил! Я не хотел, потому что у меня был принцип: надо хоть год поработать, дать какой-то результат, а потом обратиться к людям и спросить, имею ли я основание получить квартиру. Но в связи с тем, что я поработал только год и три месяца, я не стал задавать людям подобных вопросов. Как приехал – так и уехал.

Говорят, что у вас хорошие личные отношения с Виктором Януковичем и одним из факторов, который этому посодействовал это то, что вы не предали его в 2007 году во время штурма Генпрокуратуры.

Я поступил так, как нужно было поступить в той ситуации. У меня хорошие рабочие отношения с Президентом. Считаю, что он ко мне относится нормально. Сейчас он мой начальник, я - подчиненный. Он Президент моей страны!

Я отношусь к Януковичу Виктору Федоровичу как к человеку, который держит слово, который благодаря поддержке избирателей возглавил страну и способен вывести ее на новый уровень жизни для каждого человека. Чтобы никому в этой стране не было стыдно, что он живет в Украине.

Поддерживал ли он вас лично во время болезни, когда вы уже не были главой МВД?

Да, когда я болел, мне звонил Виктор Федорович, спрашивал как дела, как я себя чувствую и чем помочь.

Вы уже поставили перед однопартийцами какие-то конкретные задачи на местные выборы? Какой процент Вы суммарно рассчитываете взять, к примеру, на выборах в облсоветы?

Цель я поставил одну: пусть докажут, что они социалисты, не мне, а избирателям, чтобы последние проголосовали за представителей СПУ.

Является ли для вас Сергей Тигипко непосредственным куратором?

Безусловно, он является куратором министерства экономики. Он по своим функциям начальник и мы выполняем все то, что он нам поручает.

Как вы относитесь к тому, что его политическая сила критикует действующую власть?

Это их право.

У нас нет в работе с Тигипко каких-либо вопросов политического характера, которые бы мешали сотрудничать.

Вы прислушиваетесь к советам Тигипко?

Работа заключается в том, что мы выполняем его поручения. Если мы считаем, что надо делать по-другому, то мы отстаиваем свою точку зрения. Если вице-премьер соглашается, то хорошо, ну а если нет, следовательно мы были неубедительны и потому выполняем все так, как он говорит.

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: