Чтобы выполнить предложенный бюджет-2014, нужно увеличить налоговые и таможенные сборы на… 16,8%
Несмотря на радостные заявления премьера Азарова о том, что «братская помощь» России (снижения цены на газ и кредита) спасла Украину, аки манна небесная, ситуация с государственными финансами остается крайне сложной. Об этом свидетельствует проект государственного бюджета на 2014 год, который Азаров не успел продавить сходу через парламент, потому что даже депутаты Партии регионов принялись угрожать сорвать голосование. Процесс рассмотрения документа «поставлен на паузу» до окончания новогодних вакаций, то есть до 16 января 2014 года. Тем временем у депутатов появляется возможность глубже проанализировать бюджет, который уготовили стране на предвыборный год.
Сразу же отметим, что документ, в значительной мере, построен на радужных фантазиях, воплощение каковых в жизнь представляется более чем сомнительным. Фантазии сии призваны укрепить в массах накануне президентских выборов мифы про «покращення» жизни при Януковиче.
Наиглавнейшей опасностью, изначально и, похоже, сознательно заложенной в проект бюджета является то, что он строится на крайне сомнительных, излишне оптимистичных макроэкономических показателях. Так, ВВП в 2014 году авторы проекта прогнозируют в размере 1,653 трлн грн, по сравнению с плановым показателем в сумме 1,576 трлн грн, предусмотренным бюджетом 2013 года, и таким образом рост ВВП в 2014 году по отношению к 2013 году должен составить около 5%. Уже сама по себе эта цифра вызывает изумление, поскольку подобные темпы сейчас, в ходе длящегося уже более 5 лет глобального кризиса, с огромным трудом способны генерировать даже динамичные экономики Азии, наподобие Китая. В Евросоюзе сейчас и 1% считается большой удачей, США довольствуется 2-3%, да и то – за счет наличия глобального долларового печатного станка. Поэтому планы о 5% росте являются утопией. К тому же, это только планы…
Итоги 2013 года еще не подведены. Но уже очевидно, что план ВВП на 2013 год в размере, повторим, 1,576 трлн грн выполнен не будет. Реальный размер ВВП прогнозируется в сумме 1,45-1,46 трлн грн. Таким образом, чтобы достичь в 2014 году запланированных 1,653 трлн грн, необходимо обеспечить рост ВВП на 14%, а это просто нереально!
Такая возможность существует только за счет запуска на полную мощность печатного станка и обеспечения, таким образом, так называемого инфляционного оживления экономики. Но это приведет к ценовому шоку, а окончится, как при наркомании – после оживления и взвинчивания цен последует новая кризисная «ломка». К тому же, если запустить масштабную эмиссию, то не удастся удержать инфляцию на запланированном уровне 4,3%, а среднегодовой курс национальной валюты – 8,5 грн за 1 доллар.
Явное завышение ВВП ведет к тому, что завышенным оказывается и такой важнейший параметр, как доходы бюджета, запланированные на 2014 год в размере 392,4 млрд грн. Это почти на 6% больше, чем было предусмотрено бюджетом-2013, что само по себе вызывает сомнения. К тому же, по ряду оценок, доходная часть бюджета-2013 будет недовыполнена на сумму до 40 млрд грн. Таким образом, для выполнения указанной доходной части в 2014 году необходим рост доходов бюджета-2014 по отношению к реальному выполнению доходов в 2013 году примерно на 19%. А это так же нереально, как обеспечить рост ВВП на 14% в год, да еще в Украине во время кризиса и тотального дерибана!
Ярким примером нереалистичности доходной части бюджета-2014 является статья проекта, согласно которой в 2014 году Кабмин планирует привлечь путем приватизации госсобственности 17 млрд грн, что является просто таки фантастической цифрой. Дело в том, что в 2013 году было запланировано получить от приватизации 10,9 млрд грн, а за 10 месяцев получено менее 1 млрд грн. Самое забавное, что за все годы все власти в Украине неуклонно устанавливали нереальные планы по поступлениям от приватизации. Они ни разу не выполнялись, но на следующий год цифру с тупым упорством повышали еще больше. Как видим, реально выполняется десятая часть запланированного, а потому возникает закономерный вопрос о компетентности, ответственности и даже адекватности составителей таких планов. К тому же, приватизировать уже особо нечего, кроме газотранспортной системы, атомных и гидроэлектростанций и кое-каких «мелочей», вроде авиапрома, ракетной промышленности, «Турбоатома» и Припортового завода. Как говорится, все уже украдено до нас. Если же Украина распродаст указанные активы, то окончательно утратит субъектность и суверенитет.
Боевой настрой власти по мобилизации денег в бюджет вызывает вполне обоснованные опасения у бизнеса. Если учесть фактические поступления в казну в 2013 году, то для достижения заложенных в проекте бюджета-2014 доходов, нужно, чтобы налоговые и таможенные сборы выросли на 57,7 млрд грн, или на 16,8%. Представители бизнеса боятся, что это чревато террором фискальных органов.
Не менее «мутной» выходит история с дефицитом государственного бюджета. Проектом бюджета на 2014 год определен в более чем скромном размере 59,55 млрд грн или 3,6% ВВП, что выглядит вполне пристойно на фоне многих стран ЕС, где подобное процент посчитали бы сейчас за огромное счастье. Но это только на первый взгляд…
Дело в том, что расходы бюджета-2014 запланированы в размере 447,3 мдрд грн, что на 6,5% больше, чем предусматривалось на 2013 год. Но эксперты обращают внимание на скрытый дефицит, обусловленный необходимостью финансировать выпуск ОВГЗ на 14,9 млрд грн для покрытия дефицита «Нафтогаза», поскольку снижение цены на российский газ все равно не выводит компанию в прибыль или хотя бы в нуль; также предусмотрены эмиссия ОВГЗ на 5 млрд грн для пополнения капитала Украинского банка реконструкции и развития, предоставление госгарантий на 50 млрд грн; выпуск финансовых векселей для компенсации тарифов и НДС; предоставление права Пенсионному фонду привлекать кредиты у банков для покрытия кассовых разрывов и прочее. В результате, реальный дефицит бюджета может превысить 100 млрд грн, то есть более 6%. А если учесть, что, как сказано выше, предусмотренная сметой на 2014 год доходная часть будет существенно недовыполнена, то реальный дефицит может достигнуть и 7-8%
Правда, режим Януковича имеет старый, проверенной опыт борьбы с дефицитом и даже создания профицита. Имеется в виду блокирование в казначействе всех бюджетных платежей, кроме защищенных статей, то есть зарплаты, а иногда и зарплаты тоже. Фокус заключается в том, чтобы дотянуть с блокированием до конца года, и тогда, по закону, все неиспользованные деньги должны остаться в бюджете, даже если их нет «в натуре», в результате чего бюджетные параметры улучшаются, по крайней мере, на бумаге.
Проектом бюджета-2014 предусмотрено увеличение предельного размера госдолга на 96,98 млрд грн до 580 млрд грн, что составляет примерно 38-39% ВВП. На фоне иных «развитых» стран, например, Италии, где долг доходит до 120% ВВП, указанный госдолг Украины выглядит «весьма прилично». Но вызывают крайнее опасение темпы роста госдолга – сразу более чем на $12 млрд в эквиваленте по сравнению с предыдущим годом. Очевидно, увеличение предельного размера госдолга было заложено в проект бюджета в связи с получением Украиной нашумевшего российского кредита, а также кредитов Китая, который, как известно, выделяет деньги только под государственные гарантии. Правда, львиная доля российского кредита, как ожидается, пойдет на погашение старых долгов, в том числе, той же России, а установление размеров госдолга еще не означает, что эти размеры будут непременно достигнуты. И все же, повторим, сама возможность роста долга такими гигантскими скачками вызывает опасение.
Последние договоренности с Москвой о снижении цены на газ – конечно, если они будут реально выполняться! – существенно улучшат ситуацию с государственными финансами. Например, ожидается, что дефицит текущего счета, который в 2013 году оценивается в 7-8% ВВП, будет снижен до 5-6% ВВП. Только на закупках газа у России можно будет сэкономить до $4,5 млрд.
Премьер Азаров уже успел объявить, что предлагаемый бюджет – это «бюджет развития». Впрочем, это неудивительно, поскольку в Украине все правительства называли все свои бюджеты именно так, но развитие оставалось только на словах. То же и с проектом бюджета-2014. С одной стороны, финансирование капитальных расходов увеличено на 2 млрд грн до 3,4 млрд грн, а финансирование фонда регионального развития вырастет на 2,5 млрд грн до 3,5 млрд грн. Но в целом, расходы на развитие планируется увеличить всего на 1,08% или 515 млн грн — до 47,98 млрд грн.
Более того, в адрес правительства высказываются отчасти справедливые обвинения в том, что оно представило не «бюджет развития», а наоборот, «бюджет проедания», причем проедания «чужих», в данном случае, московских денег, выделенных в виде кредита, который будет потрачен на подкуп избирателей в преддверии президентских выборов 2015 года. На первый взгляд, это действительно так, поскольку в 2014 году на потребление, то есть на оплату труда, дотации Пенсионному фонду, субвенции местным бюджетам, социальные выплаты планируется израсходовать на 7,3%, или 27 млрд грн больше, чем в 2013 году, а именно 397,82 млрд грн.
Сюда же следует отнести пресловутую «Витину тысячу» – частичную компенсацию вкладов Сбербанка СССР в размере до 1000 гривен на один вклад. На это в 2014 году планируется выделить стандартную сумму в размере 6 млрд грн, о чем недавно гордо заявил лично Янукович. Это типичная предвыборная «примочка» последних лет – как только выборы на носу, сразу появляется предвыборная «тысяча» на общую сумму «плюс-минус 6 ярдов», которая особой погоды в финансах страны, если говорить честно, не делает, но с ее помощью осуществляется визгливый пиар на тему «социальных инициатив Януковича».
В целом же, не смотря на приведенные выше впечатляющие цифры проедания, налицо больше пиар-фантазий, чем реального роста доходов. На следующий год власть запланировала рост минимальной зарплаты с нынешних 1218 грн до 1301 грн, то есть на 83 гривны. Минимальную пенсию тоже планируют поднять на 65 грн до 1014 грн. Добавим, что средняя зарплата в Украине составляет около 3500 грн.
За указанный выше «впечатляющий» рост минимальных пенсий и зарплат правящий режим сам себя хвалит: дескать, украинская власть – единственная в Европе, которая в условиях жесточайшего кризиса продолжает «повышать социальные стандарты». Критики власти из числа экспертов, взращенных на либерал-буржуазной «экономикс», наоборот, всячески критикуют власть за предвыборные заигрывания с электоратом путем «повышения социальных стандартов» во время кризиса.
Но представляется, что это тот случай, когда «много шума из-за ничего». Сравнение с Европой, где «социальные стандарты в кризис не повышают», некорректно и даже цинично по причине того, что даже в самых бедных странах Европы стандарты и доходы намного выше, чем в Украине, а стоимость жизни в Украине не намного ниже, чем в Европе, а по некоторым позициям – даже выше. Специально для любителей «европейских ценностей» заметим, что при таких «стандартах» (зарплате в 300 евро и пенсии в 100 евро) по всей Европе уже вовсю шли бы массовые классовые бои с переходом в революцию, причем не «майданную», как у нас, а в самую настоящую…
Есть в проекте бюджета еще немало показательных моментов. Например, предлагается снизить на 0,128 млрд грн финансирование здравоохранения. Это непременно приведет к еще большему «повышению стандартов» в том смысле, что бесплатной медицины, гарантированной, кстати, в Конституции, станет еще меньше, а платить за нее придется еще больше. Словом, будет «покращення»…
На целых 0,785 млрд грн предложено сократить финансирование вооруженных сил. И это в условиях перехода на контрактный принцип комплектования, морального и физического старения военной техники. Это лишний раз говорит о наплевательском отношении правящего режима и так называемой элиты вообще к обороноспособности страны.
Зато в полном «шоколаде» – Министерство внутренних дел, финансирование которого уже превышает финансирование вооруженных сил. При этом у МВД на вооружении каски и дубинки для разгона майданов, а в армии – боевая техника, авиация, артиллерия, ракетные войска, средства противовоздушной обороны, военные суда и даже одна подводная лодка, которая, правда, никак не может поплыть не только в подводном, но и в надводном положении. В 2014 году МВД добавили сразу 2,32 млрд грн по причине присоединения к ведомству Государственной пограничной службы. Разумность такое объединения, мягко говоря, вызывает сомнения, но это другой вопрос. В то же время, весьма показательным является тот факт, что в целом финансирование МВД превысит 17,3 млрд грн или около $2,1 млрд по курсу, и это лишний раз подтверждает мнение о том, что при Януковиче Украина неуклонно превращается в полицейское государство.
А лозунги о «росте социальных стандартов» – это предвыборные мифы для прикрытия того неоспоримого факта, что под разговоры про «прокращення» социально-экономическое бытие миллионов граждан при Януковиче существенным образом ухудшилось.
Рисунок: Корреспондент.net
Коментарі — 0